МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование бизнес-процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 34 34 34 34
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование бизнес-процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №224)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор А.А. Папин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор А.А. Папин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - обеспечение глубоких знаний в области математического моделирования бизнес-процессов для анализа и прогнозирования их результатов м применением инструментальных программных комплексов в условиях многовариантности принимаемых решений.
Задачи:
получение студентами теоретических знаний по математическому моделированию бизнес-процессов;
овладение студентами методологии построения и применения математических моделей бизнес-процессов;
освоение студентами современных инструментальных систем и типовых методов и моделей, используемых в принятии управленческих решений, в планировании и прогнозировании бизнес-процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о методологии управления бизнес-процессами предприятий на основе их инфологического и математического моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.основные принципы и этапы построения экономико-математических моделей бизнес-процессов;
существующие экономико-математические методы и модели, применяемые при анализе, планировании и прогнозировании экономических характеристик бизнес-процессов, решать задачи управления бизнес-процессами с использованием инструментальных систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.перевода экономической задачи на математический язык; подготовки исходных данных для инструментальных систем, самостоятельного изучения литературы по экономико-математическому моделированию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория управления предприятием
1.1. Основные определения и понятия бизнес-планирования. Бизнес-план в системе управления предприятием Лекции 6 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5
1.2. Структура и содержание бизнес-плана Лекции 6 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5
1.3. Создание бизнес-плана предприятия и его реализация в Project Expert Лабораторные 6 16 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5
1.4. Управление инвестиционными проектами. Оценка инвестиционных проектов, осуществляемых на действующем предприятии. Фундамент анализа бизнес-плана Сам. работа 6 30 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5
Раздел 2. Теория процессного подхода
2.1. История возникновения, основные определения и понятия теории бизнес-процессов Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5
2.2. Основные принципы моделирования бизнес-процессов Лекции 6 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5
2.3. Методы моделирования бизнес-процессов: SADT, IDEF3, DFD Лекции 6 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5
2.4. Описание процессов функционирования предприятия методами процессного подхода: SADT, IDEF3, DFD Лабораторные 6 18 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5
2.5. Основания классификации моделей бизнес-процессов. Основные подходы к построению моделей бизнес-процессов. Этапы развития теории процессного подхода в России и зарубежом. Метод моделирования бизнес-процессов ARIS Сам. работа 6 35 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5
2.6. Экзамен 6 27 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в ФОС (см. приложение)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены рефераты по разделам "Построение циклов управления бизнес-процессами на примере конкретного предприятия", "Описание бизнес-процессов и построение диаграмм на примере конкретного предприятия", "Классификация инструментальных систем для моделирования бизнес-процессов, основные возможности, преимущества, недостатки и направления развития".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведены в ФОС (см. приложение)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л1.2 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с Bpwin 4.0.: М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002 biblioclub.ru
Л2.2 В. Г. Елиферев, В. В. Репин Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник М.: ИНФРА-М, 2015 znanium.com
Л2.3 А. Н. Байдаков, О. С. Звягинцева, А. В. Назаренко и др. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие Ставрополь, 2017 biblioclub.ru
Л2.4 Дробот П.Н., Штымова О.В. Автоматизация бизнес-процессов: ТУСУР, 2012 e.lanbook.com
Л2.5 Долганова О.И. - отв. ред. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/.
2. Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com.
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/.
4. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования.
5. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады в соответствии с темами самостоятельной работы.