МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_ИБ-3-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 180
самостоятельная работа 99
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 19 19 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36 18 18 90 90
Практические 36 36 36 36 18 18 90 90
Сам. работа 9 9 45 45 45 45 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 144 144 108 108 360 360

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Егоров А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Физика

разработана в соответствии с ФГОС:
• Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1515)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 08.06.2020 г. № 10-2019/20
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 08.06.2020 г. № 10-2019/20
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями изучения дисциплины «Физика»:
– развитие интеллектуальных способностей студентов через формирование системы основных физических понятий и усвоение ими методов научного познания явлений окружающего мира;
– формирование системы практических умений применения математического аппарата для изучения физических явлений и использования современных научных технологий для решения широкого спектра задач в области информационных технологий.
Изучение дисциплины «Физика» направлено на решение следующих задач:
• дополнить, обобщить и углубить систему знаний студентов в области основных физических понятий, законов и явлений, а также математического аппарата, применяемого в физике;
• ознакомить с предметом изучения и содержанием фундаментальных физических теорий;
• сформировать представления об экспериментальном и теоретическом методах познания, обосновать роль и место физических и математических моделей в структуре теории;
• научить выделять главные особенности изучаемого явления, строить его физическую и математическую модели.
• обеспечить осознание студентами социальной значимости учебной дисциплины «Физика» и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
• сформировать знания научно-исследовательских и организационно-управленческих основ будущей профессиональной деятельности;
• сформировать умения, обеспечивающие составление отчетов и докладов о научно-исследовательской работе, участие в научно-практических конференциях в области информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью анализировать физические явления и процессы для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные физические законы; методы решения практических задач; методы научного познания окружающего мира
3.2.Уметь:
3.2.1.описывать основные физические явления; применять основные физические законы для решения практических задач; эксплуатировать основные физические устройства и приборы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принципами решения практических задач; стандартным оборудованием для изучения физических явлений и свойств физических тел; особенностями новейших технологий в области физики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физические основы механики
1.1. Введение. Кинематика точки Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1
1.2. Введение. Кинематика точки Практические 1 6 ОПК-1 Л1.1
1.3. Динамика материальной точки и системы точек Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1
1.4. Динамика материальной точки и системы точек Практические 1 8 ОПК-1 Л1.1
1.5. Работа и энергия. Движение твердого тела. Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1
1.6. Работа и энергия. Движение твердого тела. Практические 1 8 ОПК-1 Л1.1
1.7. Механика жидкостей и газов Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1
1.8. Механика жидкостей и газов Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1
1.9. Основы релятивистской механики Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
2.1. Состояние вещества Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1
2.2. Молекулярно-кинетическая теория Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1
2.3. Первое начало термодинамики Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1
2.4. Первое начало термодинамики Практические 1 8 ОПК-1 Л1.1
2.5. Второе начало термодинамики. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1
2.6. Второе начало термодинамики. Практические 1 6 ОПК-1 Л1.1
2.7. Квантовая статистика. Лекции 1 4 ОПК-1 Л1.1
2.8. Квантовая статистика Сам. работа 1 5 ОПК-1 Л1.1
Раздел 3. Электродинамика
3.1. Электростатическое поле Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1
3.2. Электростатическое поле Практические 2 6 ОПК-1 Л1.1
3.3. Электростатическое поле Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1
3.4. Проводники и диэлектрики в электрическом поле Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1
3.5. Проводники и диэлектрики в электрическом поле Практические 2 6 ОПК-1 Л1.1
3.6. Проводники и диэлектрики в электрическом поле Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1
3.7. Постоянный электрический ток Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1
3.8. Постоянный электрический ток Практические 2 6 ОПК-1 Л1.1
3.9. Постоянный электрический ток Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1
3.10. Магнитное поле. Магнитная индукция. Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1
3.11. Магнитное поле. Магнитная индукция. Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1
3.12. Электромагнитная индукция. Теория Максвелла. Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1
3.13. Магнитное поле. Магнитная индукция Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1
Раздел 4. Физика колебаний и волн
4.1. Кинематика колебаний Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1
4.2. Кинематика колебаний Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1
4.3. Кинематика колебаний Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1
4.4. Динамика колебаний Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1
4.5. Динамика колебаний Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1
4.6. Динамика колебаний Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.1
4.7. Механические волны Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1
4.8. Механические волны Сам. работа 2 5 ОПК-1 Л1.1
4.9. Электромагнитные колебания и волны Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1
4.10. Электромагнитные колебания и волны Практические 2 6 ОПК-1 Л1.1
4.11. Электромагнитные колебания и волны Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1
Раздел 5. Оптика
5.1. Геометрическая оптика Лекции 3 3 ОПК-1 Л1.1
5.2. Геометрическая оптика Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1
5.3. Геометрическая оптика Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1
5.4. Интерференция световых волн Лекции 3 4 ОПК-1 Л1.1
5.5. Интерференция световых волн Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1
5.6. Интерференция световых волн Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.1
5.7. Дифракция света Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1
5.8. Дифракция света Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1
5.9. Дифракция света Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.1
Раздел 6. Атомная и ядерная физика. Современная физическая картина мира
6.1. Тепловое излучение. Фотоэффект. Лекции 3 3 ОПК-1 Л1.1
6.2. Тепловое излучение. Фотоэффект. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1
6.3. Тепловое излучение. Фотоэффект. Сам. работа 3 7 ОПК-1 Л1.1
6.4. Строение атома. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1
6.5. Строение атома. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1
6.6. Строение атома. Сам. работа 3 7 ОПК-1 Л1.1
6.7. Волновые свойства вещества Лекции 3 3 ОПК-1 Л1.1
6.8. Волновые свойства вещества Практические 3 4 ОПК-1 Л1.1
6.9. Волновые свойства вещества Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.1
6.10. Атомное ядро. Радиоактивность Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1
6.11. Атомное ядро. Радиоактивность Практические 3 4 ОПК-1 Л1.1
6.12. Атомное ядро. Радиоактивность. Сам. работа 3 7 ОПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черноуцан А. И. Краткий курс физики: учебное пособие Москва : Физматлит, 2002 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 курс в moodle "физика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.