МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика преподавания филологических дисциплин в высшей школе с использованием цифровых технологий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Гребнева М.П.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика преподавания филологических дисциплин в высшей школе с использованием цифровых технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доц. С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить профессионально-педагогическую подготовку для преподавания филологических дисциплин в вузе; научиться планированию, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий и разработке учебно-методического обеспечения, учебных дисциплин (модулей), отдельных занятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования
ПК-6 владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию
ПК-7 рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам (модулям)
ПК-8 готовностью участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО, в профориентационных мероприятиях со школьниками
ПК-9 педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные нормативные образовательные документы, регулирующие образовательную деятельность по направлению «Филология» (бакалавриат); основные цели, задачи, содержание и технологии филологического образования в бакалавриате в современных условиях; соотношение теоретического и практического уровней учебной дисциплины (отдельной темы и занятия) в бакалавриате; структуру практической части дисциплины и ее место в подготовке филолога.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в учебной, научной и профессионально-педагогической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к самостоятельному анализу по учебной дисциплине и разработке учебно-методического обеспечения учебной дисциплины в бакалавриате.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы преподавания филологических дисциплин в вузе
1.1. Дидактические особенности преподавания филологических дисциплин в вузе (принципы, методы и технологии преподавания) (часть 1) Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л1.2
1.2. Сам. работа 2 14 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9
Раздел 2. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов.
2.1. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов (часть 2). Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2
2.2. ФГОС: компетентностный подход Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9 Л1.3
2.3. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.3
2.4. Сам. работа 2 24 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9
2.5. Лекция в системе филологического образования Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.3
2.6. Практические занятие и семинарские занятия в системе ВО Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.3
2.7. Основные формы СРС. Контроль формирования компетенций Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.3
2.8. Тестирование как форма контроля. Формы и перечень характеристик тестовых заданий Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1
2.9. Защита проектов (методических разработок в системе Moodle). Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1
2.10. Сам. работа 2 16 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложенный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред А.А. Чувакина Основы общей риторики: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2013
Л1.2 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата)http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450301_Filologia.pdf
Э2 «Введение в теорию коммуникации»: программа учебной дисциплины (Филология и человек. 2009. №1.http://www.asu.ru/files/documents/00001722.pdf
Э3 Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Промежуточная и итоговая аттестация при компетентностном подходе (Извлечения на тему «компетенции и результаты обучения») // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 4. C.109-112. http://bonjour.sgu.ru/sites/bonjour.sgu.ru/files/ 21_kovtun_rodionova_0.pdf
Э4 Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. М., 2010. http://www.osu.ru/docs/bachelor/perehod_vuzov.pdf
Э5 Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация проблемного обучения в вузе // Реализация проблемного обучения в вузе – Школа 2100 http://school2100.com/arc/ arch_mag_stat/ magst_04-07_02.pdf
Э6 Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.http://tovievich.ru/book/obrazovanie/6383-vtkudryavcev-problemnoe-obuchenie-istoki-suschnost-perspektivy.html
Э7 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э8 ТиППФДвВШ на Образовательном портале АлтГУhttps://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2943
Э9 Теория и практика преподавания филологических дисциплин в высшей школе с использованием дистанционных технологий portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет программ, имеющихся в Алтайском государственном университете.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Зачет выставляется по практическим занятиям. Для получения оценки «зачтено» требуется выполнение всех заданий, предусмотренных программой. Если студент не участвовал в занятиях, он сдает на проверку все задания, предусмотренные программой. На зачете будет проведено собеседование по литературе, указанной в планах занятий (по каждому источнику, включенному в план каждого занятия и в план лекций).