МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Избирательное право
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Избирательное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование у студентов системных знаний о системе и структуре нормативно-правовых актов, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, основных направлениях развития избирательного законодательства и его современных проблемах, гарантиях правового статуса избирателя; научных представлений об избирательной системе РФ, моделях избирательных систем на выборах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, а также органов местного самоуправления, последовательности и содержании стадий избирательного процесса.
Задачи изучения дисциплины:
изучение основ теории избирательного права и выборов, как высшей формы народовластия;
рассмотрение международных стандартов реализации избирательных прав граждан;
освоение нормативно-правовых актов, составляющих систему источников избирательного права РФ;
изучение избирательной системы РФ (на федеральном, региональном и местном уровнях)и специфики избирательного процесса в РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-7: способностью к участию в проведении политических и избирательных кампаний, к использованию знаний о других видах политической мобилизации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативно-правовые основы института выборов и избирательного процесса в РФ,избирательные системы РФ на федеральном, региональном и местном уровнях,модели избирательных систем и стадии избирательного процесса, правовые основы и условия проведения избирательных кампаний, использования современных избирательных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать теоретические знания и правовые источники для характеристики выборов и избирательного процесса в РФ, использовать нормативно-правовые документы для оценки и сравнения различных моделей избирательных систем, правового статуса субъектов избирательного процесса, условий реализации стадий избирательного процесса, сравнивать избирательные системы РФ на федеральном, региональном и местном уровнях, участвовать в проведении избирательной кампании, анализировать электоральные данные, использовать теоретические знания и правовые источники для сравнения и оценки условий реализации стадий избирательного процесса в РФ на федеральном, региональном и местном уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки описания нормативно-правовых основ института выборов и избирательного процесса в РФ, навыки нормативно-правового моделирования избирательной системы и стадий избирательного процесса, обработки электоральных данных, владения методами и средствами проведения выборов, моделирования стадий избирательных кампаний, избирательных технологий, навыками обработки и анализа электоральной информации, навыки оценки условий реализации стадий избирательного процесса в РФ на федеральном, региональном и местном уровнях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Избирательное право и модели избирательных систем
1.1. Выборы в политической системе РФ и проблемы их правового регулирования. Основные принципы организации и проведения выборов. Виды и уровни выборов органов государственной власти: классификация и особенности. Система выборов в РФ и АК. Лекции 4 2 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Выборы в политической системе РФ и проблемы их правового регулирования. Основные принципы организации и проведения выборов. Виды и уровни выборов органов государственной власти: классификация и особенности. Система выборов в РФ и АК. Сам. работа 4 5 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Понятие, принципы и система избирательного права РФ. Источники российского избирательного права Лекции 4 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.4. История развития Российского избирательного права, основные этапы. Практические 4 6 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.5. История развития Российского избирательного права, основные этапы. Сам. работа 4 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Понятие и виды современных избирательных систем, их модели и соотношение. Лекции 4 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.7. Понятие и виды современных избирательных систем, их модели и соотношение. Практические 4 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Субъекты избирательного права
2.1. Понятие «избиратель» и его юридическая характеристика. Содержание и гарантии правового статуса избирателя. Содержание активного и пассивного избирательного права. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Избирательные комиссии: система, правовой статус, порядок формирования и компетенция. Лекции 4 2 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Избирательные комиссии: система, правовой статус, порядок формирования и компетенция. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Правовой статус кандидатов в депутаты и кандидатов на выборные должности. Права, обязанности и гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.Институт наблюдателей. Лекции 4 2 ОК-4, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Правовой статус кандидатов в депутаты и кандидатов на выборные должности. Права, обязанности и гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.Институт наблюдателей. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Политические партии как особый субъект избирательных кампаний. Практические 4 4 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Политические партии как особый субъект избирательных кампаний. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Избирательный процесс
3.1. Порядок, сроки и субъекты права назначения первых, очередных, досрочных, повторных и новых выборов различных уровней. Система финансирования выборов в РФ и избирательные фонды. Лекции 4 2 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Понятие и стадии избирательного процесса. Особенности процесса проведения выборов единоличных и коллегиальных органов власти. Избирательные процедуры и технологи. Практические 4 6 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Порядок, сроки и субъекты права назначения первых, очередных, досрочных, повторных и новых выборов различных уровней. Система финансирования выборов в РФ и избирательные фонды. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Понятие регистрации (учета) избирателей, порядок и сроки. Основания и порядок выдвижения кандидатов, их регистрации. Лекции 4 2 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.5. Понятие регистрации (учета) избирателей, порядок и сроки. Основания и порядок выдвижения кандидатов, их регистрации. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.6. Понятие, формы и виды предвыборной агитации. Субъекты права на предвыборную агитацию и существующие ограничения. Практические 4 4 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.7. Понятие, формы и виды предвыборной агитации. Субъекты права на предвыборную агитацию и существующие ограничения. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.8. Организация и проведение голосования. Подведение результатов голосования и итогов выборов. Избирательные споры и юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. Лекции 4 2 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.9. Организация и проведение голосования. Подведение результатов голосования и итогов выборов. Избирательные споры и юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. Сам. работа 4 4 ОК-4, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические, вопросы и задания к экзамену.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.О. Лучин; В.Н. Беленовский ; Т.М. Пряхина ; Н.Д. Эриашвили ; М.В. Максютин. Избирательное право России. : Учебник/ - 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115027
Л1.2 Захаров И.В. Избирательное право Российской Федерации: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5D108123-FBF4-4B82-94B6-385FDC4ADD39/izbiratelnoe-pravo-rossiyskoy-federacii
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нудненко Л. А. Пассивное избирательное право в России: проблемы правовой регламентации: монография М.: Юрлитинформ, 2016
Л2.2 О.В. Ахрамеева; И.Ф. Дедюхина ; О.В. Жданова ; Н.В. Мирошниченко ; Д.С. Токмаков. Избирательное право : Учебное пособие Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438684
Л2.3 Б.С. Эбзеев; К.К. Гасанов ; В.А. Виноградов ; Е.Н. Хазов ; А.С. Прудников. Избирательное право: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426595
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU https://www.elibrary.ru
Э3 электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э4 Избирательная комиссия Алтайского края www.altai-terr.izbirkom.ru
Э5 ЦИК РФ www.cikrf.ru/
Э6 Авторский курс в Moodle "Избирательное право" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2877
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Избирательное право» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем нормативного знания о системе норм избирательного права и их роли в политической и избирательной системе РФ. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Избирательное право» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению видов и моделей избирательных систем. При их изучении студенты должны четко ответить на вопрос: «Какие их параметры закрепляются в избирательном праве?». Внимание необходимо обратить на принципы избирательного права и избирательного процесса, их законодательное закрепление. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать содержание правового статуса избирателя, виды избирательных цензов, статус кандидатов, условия участия в выборах политических партий, систему избирательных комиссий в РФ и их полномочия, структуру избирательного процесса и его нормативное регулирование.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.