МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминологическая методология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьУголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Уголовное право-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор юридических наук, профессор , Детков Алексей Петрович;кандидат юридических наук, доцент, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Криминологическая методология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №905)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать аспирантам представление о методологии криминологических научных исследований, сформировать умения проведения криминологических исследований теоретического и прикладного характера, привить навыки осуществлять самостоятельные криминологические исследования по проблемам научной специальности
- сформировать профессиональные компетенции по направлению "юриспруденция"

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-1 владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1
основной круг проблем (задач), встречающихся в избранной сфере научной деятельности (юриспруденции), и основные способы (методы, алгоритмы) их решения;
ПК-1
Методологию уголовно-правовых исследований в сфере учения о преступлении, учения о составе преступления, в области уголовно-правовой охраны личности, в сфере уголовно-правовой охраны экономики;
ПК-2
основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию преступности;
ПК-3
зарубежную законотворческую и правоприменительную практику борьбы с преступностью, Международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм; Конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм; Принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм;
УК-1
методы научно-исследовательской деятельности; Основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1
находить (выбирать) наиболее эффективные (методы) решения основных типов проблем (задач), встречающихся в избранной сфере научной деятельности (юриспруденции);
ПК-1
применять методологию уголовно-правовых исследований в сфере учения о преступлении учения о составе преступления, в области уголовно-правовой охраны личности, в сфере уголовно-правовой охраны экономики;
ПК-2
выделять основные показатели преступности, тенденции, прогноз;
ПК-3
анализировать и использовать международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм; применять конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм; толковать и использовать принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм;
УК-1
использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1
современными методами, инструментами и технологией научно-исследовательской и проектной деятельности в определенных областях юридической науки;
ПК-1
методологией уголовно-правовых исследований в сфере учения о преступлении, о составе преступления, в области уголовно-правовой охраны личности и экономики
ПК-2
общими навыками анализа, методики организации и проведения криминологических и уголовно-правовых исследований;
ПК-3
анализа и использования международных нормы и решений Европейского Суда как правовых оснований охранительных норм; навыками применения конституционных основ закрепления и толкования охранительных норм; навыками толкования и использования принципами права как правового основания закрепления и толкования охранительных норм
УК-1
навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития; технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере
научных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие науковедческие основы криминологии
1.1. Общие науковедческие основы криминологии Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Общие науковедческие основы криминологии Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Понятие, система и виды криминологических методов научного исследования
2.1. Понятие, система и виды криминологических методов научного исследования Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие, система и виды криминологических методов научного исследования Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие, система и виды криминологических методов научного исследования Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методы конкретно-социологических исследований в криминологии
3.1. Понятие, система и виды криминологических методов научного исследования Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие, система и виды криминологических методов научного исследования Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Понятие, система и виды криминологических методов научного исследования Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Практика криминологического исследования
4.1. Практика криминологического исследования Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Практика криминологического исследования Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Практика криминологического исследования Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методы обобщения результатов научных криминологических исследований
5.1. Методы обобщения результатов научных криминологических исследований Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Методы обобщения результатов научных криминологических исследований Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Методы обобщения результатов научных криминологических исследований Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Возникновение и становление криминологии. Основные криминологические школы.
2. Понятие, предмет, задачи и система криминологии.
3. Место криминологии в системе отраслей научных знаний.
4. Основные методы, применяемые в криминологических исследованиях.
5. Понятие преступности и ее основные черты.
6. Показатели состояния преступности (абсолютные показатели, коэффициенты преступности, показатели структуры преступности).
7. Понятие динамики преступности, задачи ее изучения и методы исчисления.
8. Латентная преступность и методы ее выявления.
9. Общая характеристика и динамика преступности в России в 2000-2014 гг.
10. Классификация причин и условий преступности.
11. Экономические отношения и преступность: причинный аспект.
12. Политические отношения и преступность: причинный аспект.
13. Социальные отношения и преступность: причинный аспект.
14. Условия, способствующие совершению преступлений.
15. Проблемы социально-биологических детерминант преступности.
16. Понятие личности преступника.
17. Понятие и структура криминологической характеристики личности преступника.
18. Классификация и типология преступников.
19. Понятие, общая характеристика и основные типы механизма преступного поведения.
20. Формирование личностных свойств, обуславливающих мотивацию преступного поведения.
21. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.
22. Виктимология. Роль виктимологических факторов в механизме преступного поведения.
23. Понятие, задачи, виды и уровни предупреждения преступности.
24. Меры предупреждения преступности, их классификация и требования, предъявляемые к ним.
25. Субъекты предупреждения преступности и их профилактическая деятельность.
26. Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних.
27. Состояние, структура и динамика рецидивной преступности.
28. Состояние, структура и динамика насильственной преступности.
29. Состояние, структура и динамика женской преступности.
30. Понятие и общая характеристика организованной преступности.
31. Понятие и общая характеристика профессиональной преступности.
32. Состояние, структура и динамика неосторожной преступности.
33. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
34. Криминологическая характеристика личности преступника – рецидивиста.
35. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника.
36. Криминологическая характеристика корыстного преступника.
37. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
38. Причины и условия рецидивной преступности.
39. Причины и условия экономической преступности.
40. Причины и условия насильственной преступности.
41. Причины и условия неосторожной преступности.
42. Причины и условия женской преступности.
43. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
44. Предупреждение рецидивной преступности.
45. Предупреждение организованной преступности.
46. Предупреждение насильственной преступности.
47. Предупреждение неосторожной преступности.
48. Предупреждение преступности экономической направленности.
49. Предупреждение женской преступности.
50. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История и этапы развития криминологии в России.
2. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: проблемы и решения.
3. Латентная преступность (понятие, структура, причины, методы исследования).
4. Личность преступника.
5. Виктимологические условия преступности.
6. Организованная преступность (понятие, история, виды, причины, предупреждение).
7. Коррупция как криминологическая проблема.
8. Преступность и политика.
9. Женская претупность.
10.Пенитенциарная преступность.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Фоменко, Е. В. Правовые основы противодействия терроризму. Уголовно-правовой и криминологический аспекты : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Гарант www.garant.ru
Э3 Электронная библиотека Юрайт biblio-online.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2334 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины осуществляется посредством лекционных и семинарских занятий. Порядок проведения лекционных занятий определяется преподавателем самостоятельно и реализуется в зависимости от конкретных, стоящих перед отдельным занятием задач.

Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение обоснования охранительных норм невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
Методика решения задач.
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).