МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология уголовного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьУголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Уголовное право-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доктор юридических наук, профессор, Детков Алексей Петрович;кандидат юридических наук, доцент , Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Методология уголовного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №905)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать аспирантам представление о методологии уголовно-правовых научных исследований, сформировать умения проведения уголовно-правовых исследований теоретического и прикладного характера, привить навыки осуществлять самостоятельные уголовно-правовых исследования по проблемам научной специальности
- сформировать профессиональные компетенции по направлению "юриспруденция"

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-5 готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5
нормативно-правовую базу образовательного процесса высшей школы; психолого-педагогические характеристики субъектов образовательного процесса; дидактические технологии, методы и средства обучения и воспитания студентов в высшей школе; этические основы преподавания высшей школы;
ПК-1
Методологию уголовно-правовых исследований в сфере учения о преступлении, учения о составе преступления, в области уголовно-правовой охраны личности, в сфере уголовно-правовой охраны экономики;
ПК-2
основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию преступности;
ПК-3
зарубежную законотворческую и правоприменительную практику борьбы с преступностью, Международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм; Конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм; Принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм;
УК-1
методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2
методы научно-исследовательской
деятельности; Основные концепции
современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира;

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5
экстраполировать знания педагогики и психологии высшей школы в современный образовательный процесс вуза; применять современные дидактические технологии, методы и средства обучения и воспитания студентов в образовательном процессе высшей школы;
ПК-1
применять методологию уголовно-правовых исследований в сфере учения о преступлении учения о составе преступления, в области уголовно-правовой охраны личности, в сфере уголовно-правовой охраны экономики;
ПК-2
выделять основные показатели преступности, тенденции, прогноз;
ПК-3
анализировать и использовать международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм; применять конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм; толковать и использовать принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм;
УК-1
анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов; при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений;
УК-2
использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5,
отбора дидактических технологий обучения и воспитания студентов в условиях модернизации высшего образования; навыками профессиональной этики и психолого-педагогической рефлексии.
ПК-1,
уголовно-правовых исследований в сфере учения о преступлении, о составе преступления, в области уголовно-правовой охраны личности и экономики
ПК-2,
анализа, методики организации и проведения криминологических и уголовно-правовых исследований;
ПК-3,
навыками анализа и использования международных нормы и решений Европейского Суда как правовых оснований охранительных норм; навыками применения конституционных основ закрепления и толкования охранительных норм; навыками толкования и использования принципами права как правового основания закрепления и толкования охранительных норм;
УК-1,
навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2
навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития; технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и содержание уголовно-правовой политики. Методология уголовно-политических исследований.
1.1. Понятие и содержание уголовно-правовой политики. Методология уголовно-политических исследований. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и содержание уголовно-правовой политики. Методология уголовно-политических исследований. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.2, Л2.1
1.3. Понятие и содержание уголовно-правовой политики. Методология уголовно-политических исследований. Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методология ииследований учения о преступлении и его элементов.
2.1. Методология ииследований учения о преступлении и его элементов. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.2, Л2.1
2.2. Методология ииследований учения о преступлении и его элементов. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Методология ииследований учения о преступлении и его элементов. Сам. работа 3 15 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Методология исследований учения об уголовном законе.
3.1. Методология исследований учения об уголовном законе. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Методология исследований учения об уголовном законе. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Методология исследований учения об уголовном законе. Сам. работа 3 10 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Методология исследований учения о составе преступления и его элементов.
4.1. Методология исследований учения о составе преступления и его элементов. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.2, Л2.1
4.2. Методология исследований учения о составе преступления и его элементов. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.2, Л2.1
4.3. Методология исследований учения о составе преступления и его элементов. Сам. работа 3 15 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Уголовное наказание: методология исследования развития системы наказаний, правового регулирования назначения наказания и практики применения наказаний.
5.1. Уголовное наказание: методология исследования развития системы наказаний, правового регулирования назначения наказания и практики применения наказаний. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
5.2. Уголовное наказание: методология исследования развития системы наказаний, правового регулирования назначения наказания и практики применения наказаний. Сам. работа 3 20 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Меодология исследований в области уголовно-правовой охраны личности.
6.1. Меодология исследований в области уголовно-правовой охраны личности. Сам. работа 3 14 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Методология исследований в области уголовно-правовой охраны собственности и экономических отношений.
7.1. Методология исследований в области уголовно-правовой охраны собственности и экономических отношений. Сам. работа 3 15 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Контроль
8.1. Экзамен Экзамен 3 27 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы для текущего контроля

1. Действие уголовного закона во времени.
2. Действие уголовного закона в пространстве.
3. Понятие состава преступления. Значение и виды состава преступления. Понятие квалификации преступления.
4. Объект преступления. Виды объектов. Отличие от предмета.
5. Объективная сторона преступления.
6. Деяние: признаки и формы.
7. Вина. Её содержание, форма, сущность и степень. Преступления с двумя формами вины.
8. Умысел как форма вины. Виды умысла.
10. Неосторожность, ее виды, содержание, отличие от других форм вины.
11. Юридические и фактические ошибки, их виды и уголовно-правовое значение.
12. Понятие субъекта преступления. Специальный субъект преступления. Ответственность несовершеннолетних, имеющих отставание в психическом развитии.
13. Понятие невменяемости. Критерии невменяемости. Уголовная ответственность лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
14. Понятие множественности преступлений. Её формы и виды. Отграничение от единичных преступлений.
15. Совокупность преступлений, ее виды и отграничение от конкуренции норм.
16. Рецидив преступлений.
17. Оконченное и неоконченное преступление. Приготовление к преступлению и покушение на преступление.
18. Добровольный отказ от преступления. Отличие от покушения.
19. Понятие соучастия. Объективные и субъективные признаки соучастия.
20. Виды соучастников преступления. Особенности ответственности соучастников при неоконченном преступлении, при добровольном отказе, эксцессе исполнителя.
21. Ответственность соучастников преступления. Эксцесс исполнителя.
22. Формы соучастия.
23. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
24. Особенности освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
25.Понятие, признаки и виды убийства. «Простое» убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ)
26.Квалифицированные виды убийства, выделенные по объективным признакам (пп. «а»–«ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
27.Квалифицированные виды убийства, выделенные по субъективным признакам (пп. «е¹», «з»–«м» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
28.Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ).
29.Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ). Его отграничение от убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ).
30.Понятие вреда здоровью. Виды вреда здоровью и критерии их выделения.
31.Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Отграничение от убийства и от причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ).
32.Побои (ст. 116 УК РФ). Истязание (ст. 117 УК РФ).
10.Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Его отграничение от убийства.
23.Понятие и признаки хищения чужого имущества. Предмет хищения. Критерии выделения форм и видов хищения.
24.Кража (ст. 158 УК РФ). Отграничение от грабежа (ст. 161 УК РФ), мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ).
25.Грабеж (ст. 161 УК РФ). Отграничение от кражи (ст. 158 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ).
26.Мошенничество (ст. 159 УК РФ). Отграничение от причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ), изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ).
27.Специальные составы мошенничества (ст. 1591 – 1596 УК РФ)
28.Присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ). Отграничение от кражи (ст. 158 УК РФ), мошенничества (ст. 159 УК РФ), злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), злоупотребления полномочиями лицом, осуществляющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 201 УК РФ).
29.Разбой (ст. 162 УК РФ). Отграничение от грабежа (ст. 161 УК РФ) и вымогательства (ст. 163 УК РФ).
30.Вымогательство (ст. 163 УК РФ). Отграничение от грабежа (ст. 161 УК РФ), разбоя (ст. 162 УК РФ) и принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ).
31.Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ). Отграничение от хищения.
32.Умышленные и по неосторожности уничтожение или повреждение имущества (ст.ст. 167, 168 УК РФ).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков В.В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник: М.: Издательство Юрайт, 2021. – 437 с., www.biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B67C-
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козаченко И. Я., Новоселов Г. П. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Гарант www.garant.ru
Э3 Электронная библиотека Юрайт Электронная библиотека Юрайт
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины осуществляется посредством лекционных и семинарских занятий. Порядок проведения лекционных занятий определяется преподавателем самостоятельно и реализуется в зависимости от конкретных, стоящих перед отдельным занятием задач.

Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение обоснования охранительных норм невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
Методика решения задач.
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).