МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая обработка сигналов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.04.01. Информационная безопасность
ПрофильИнформационная безопасность банковских и финансовых систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план10_04_01_ИБ-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 48 48 48 48
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
ст.преп., Салита Д.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая обработка сигналов

разработана в соответствии с ФГОС:
• Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.04.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1513)

составлена на основании учебного плана:
10.04.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 08.06.2019 г. № 10-2019/20
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 08.06.2019 г. № 10-2019/20
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Цифровая обработка сигналов» является: теоретическое и практическое освоение методов и средств цифровой обработки сигналов для успешного проведения исследований и разработок по созданию и обеспечению функционирования радиоэлектронных устройств и систем различного назначения. Поставленная цель достигается следующими путями: изучение методов математического описания систем цифровой обработки сигналов, способов их синтеза, математического моделирования и аппаратно-программной реализации; применение приобретенных знания по цифровой обработке сигналов для решении прикладных задач в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и компетенциями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью разрабатывать программы и методики испытаний средств и систем обеспечения информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы информационных технологий, используемых для приобретения новых знаний и умений в новых областях науки и техники ;
- основные источники информации для повышения своей квалификации в различных областях знаний;
- методы дискретизации и квантования, основные дискретные преобразования и методы цифровой фильтрации сигналов;
- математические модели дискретных систем и область их применения;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять информационные технологии для самостоятельного получения новых знаний;
- использовать в практической деятельности новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой деятельности;
- выбирать и применять в учебном процессе средства информационно-коммуникационных технологий ;
- использовать типовые инструментальные средства и пакеты прикладных программ для обработки сигналов на ЭВМ;
выбирать эффективную методику цифровой обработки сигналов для конкретной задачи;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами получения новых знаний с использованием информационных технологий;
- навыками применения знаний и умений в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
- методами выбора и практической реализации алгоритмов цифровой обработки сигналов
- навыками компьютерного моделирования алгоритмов цифровой обработки сигналов .

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы анализа сигналов
1.1. Классификация сигналов. Энергия и мощность сигнала. Ряд Фурье. Преобразование Фурье. Корреляционный анализ. Комплексная огибающая. Случайные сигналы. Лекции 1 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Корреляционный анализ. Комплексная огибающая. Лабораторные 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Энергия и мощность сигнала. Ряд Фурье. Преобразование Фурье. Случайные сигналы. Сам. работа 1 16 ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Аналоговые системы
2.1. Классификация систем. Характеристики линейных систем. Преобразование случайного процесса в линейной системе. Способы описания линейных систем. Лекции 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Характеристики линейных систем. Способы описания линейных систем. Лабораторные 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.3. Преобразование случайного процесса в линейной системе. Сам. работа 1 16 ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Дискретные сигналы
3.1. Аналоговые, цифровые и дискретные сигналы. Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование. Спектр дискретного сигнала. Теорема Котельникова. Z-преобразование. Дискретные случайные сигналы. Лекции 1 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.2. Аналоговые, цифровые и дискретные сигналы. Аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование. Лабораторные 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.3. Спектр дискретного сигнала. Теорема Котельникова. Z-преобразование. Дискретные случайные сигналы. Сам. работа 1 16 ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Дискретные системы
4.1. Способы описания дискретных систем. Преобразование случайного сигнала в дискретной системе. Дискретные фильтры. Формы реализации дискретных фильтров. Лекции 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
4.2. Преобразование случайного сигнала в дискретной системе. Дискретные фильтры. Лабораторные 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
4.3. Дискретные фильтры. Формы реализации дискретных фильтров. Сам. работа 1 16 ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Спектральный анализ
5.1. Дискретное преобразование Фурье. Алгоритмы быстрого преобразования Фурье. Спектр дискретного случайного процесса. Лекции 1 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.2. Алгоритмы быстрого преобразования Фурье. Лабораторные 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.3. Спектр дискретного случайного процесса. Сам. работа 1 14 ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Проектирование дискретных фильтров
6.1. Метод билинейного z-преобразования. Метод инвариантной импульсной характеристики. Прямые методы синтеза. Субоптимальный синтез нерекурсивных фильтров. Лекции 1 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1
6.2. Цифровая фильтрация сигналов Лабораторные 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
6.3. Прямые методы синтеза. Субоптимальный синтез нерекурсивных фильтров. Сам. работа 1 12 ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Эффекты квантования в цифровых системах
7.1. Формы представления чисел. Процесс квантования. Эффекты квантования в цифровых фильтрах. Лекции 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
7.2. Эффекты квантования в цифровых фильтрах. Сам. работа 1 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Модуляция и демодуляция
8.1. Амплитудная модуляция. Угловая модуляция. Квадратурная модуляция. Способы модуляции, используемые при передачи цифровой информации. Лекции 1 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
8.2. Способы модуляции, используемые при передачи цифровой информации. Сам. работа 1 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сигов А.С. - отв. ред. НАНОЭЛЕКТРОНИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.П. Федосов, А.К. Нестеренко Цифровая обработка сигналов в LabVIEW: учебное пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2009 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Python c расширениями PIL
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
410К лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам
- при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.