Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Н.Г. Базарнова
1.1. | изучение классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений; изучение строения, физических и химических свойств основных классов органических соединений; изучение закономерностей и условий протекания важнейших реакций органических соединений; овладение основными экспериментальными навыками выделения, очистки и идентификации органических веществ химическими методами исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14 |
ОПК-2 | способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ПК-9 | владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные понятия и теоретические основы органической химии; особенности строения и реакционной способности основных классов органических соединений; механизмы, закономерности и условия протекания важнейших реакций органических соединений; основные методы органического синтеза; методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Правила хранения химических реактивов, правила безопасной работы с химическими веществами, свойства химических соединений, правила их смешивания; основы проведения стандартных и сертификационных испытаний сырья, готовой продукции и технологических процессов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Классифицировать органические соединения; составлять названия органических соединений по рациональной и систематической номенклатуре; составлять структурные формулы органических соединений по их названиям; качественно охарактеризовать распределение электронной плотности в молекуле органического соединения; прогнозировать физические, химические и спектральные свойства органических соединений; описывать механизмы основных типов химических превращений с участием органических соединений; применять методы математического моделирования при анализе экспериментальных данных, проводить теоретические и экспериментальные исследования. Прогнозировать результаты эксперимента, анализировать полученные экспериментальные данные, интерпретировать полученные экспериментальные результаты, описывать свойства полученных химических. соединений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыки составления названий органических соединений; составления структурных формул органических соединений, схем и механизмов органических реакций; прогнозирования физических и химических свойств органических соединений; идентификации органических соединений посредством элементного, функционального и спектрального анализов. Приемами планирования и проведения экспериментальных исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы органической химии | ||||||
1.1. | Теоретические основы органической химии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Теоретические основы органической химии | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Вводное занятие. Техника безопасности в лаборатории | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Элементный анализ органических соединений | Лабораторные | 3 | 6 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Теоретические основы органической химии | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алканов и циклоалканов | ||||||
2.1. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алканов и циклоалканов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алканов и циклоалканов | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алканов и циклоалканов | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов | ||||||
3.1. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкинов, алкадиенов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов | Сам. работа | 3 | 15 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов | ||||||
4.1. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аренов | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров | ||||||
5.1. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза спиртов, фенолов, простых эфиров | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.4. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.5. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений | ||||||
6.1. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азотсодержащих и карбонилсодержащих соединений | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.4. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот | ||||||
7.1. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.3. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.4. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 8. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений | ||||||
8.1. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.3. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.4. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.5. | Качественный элементный анализ органических соединений. Идентификация органических соединений | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.6. | Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, реакционной способности и методы синтеза гетероциклических соединений | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2, ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. И. Грандберг, Н. Л. Нам | Органическая химия : учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Б. Д. Березин, Д. Б. Березин | Органическая химия: учебное пособие для бакалавров часть 2 | М. : Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
Л2.2 | Б. Д. Березин, Д. Б. Березин | Органическая химия : учебное пособие для бакалавров часть 1 | М. : Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ | |||
Э2 | http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека | |||
Э3 | http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук | |||
Э4 | http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека | |||
Э5 | http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ | |||
Э6 | http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ | |||
Э7 | http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы | |||
Э8 | http://www.chem.port.ru/ | |||
Э9 | http://www.pstlib.nsc.ru/ | |||
Э10 | Курсы в Moodle "Органическая химия" (Биотехнология) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
010К | лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
1. Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2.Лекция • Перед лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на практическом занятии. • 3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план практического занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуется просмотреть предложенный список литературы по соответствующей теме, а также практиковаться дома, используя домашний компьютер. • На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Рекомендуется составлять перечень вопросов к практическому занятию для последующего разбора на практическом занятии. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к практичесим занятиям предлагаются задания прикладного характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4.Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5.Лабораторные работы. • В процессе подготовки к лабораторным работам на содержание темы занятия, на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию. • Законспектировать ход работы. • С целью создания оптимальных условий при выполнении лабораторных работ, группа может быть поделена на подгруппы. 6.Итоговый контроль. • Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам (см.пример билета к экзамену). • При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. • Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. |