МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научные основы школьного курса химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 48 48 48 48
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. хим. наук, доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент, Харнутова Е.П.; канд. хим. наук, доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Научные основы школьного курса химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях;
- сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники);
- сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления;
- развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 готовностью представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовых докладов, рефератов и статей в периодической научной печати)
ПК-11 владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях
ПК-12 владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели и задачи курса методики преподавания химии, содержание школьной программы, учебников, учебных и методических пособий по химии и нормативной документации, систему средств обучения химии и их дидактические возможности;
- методы обучения химии и контроля его результатов, технику безопасности при работе в школьном кабинете химии и охрану труда, современные технологии обучения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать программы, учебники и методическую литературу по предмету,
организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке и вне его на основе достижений современной методики обучения химии и информационных технологий;
- применять и правильно сочетать общепедагогические и специфические методы для обучения химии;
- грамотно использовать возможности предмета для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач;
- использовать потенциал школьного курса химии для экологического образования учащихся;
- осуществлять внутри- и межпредметную интеграцию знаний в процессе обучения;
использовать политехническую направленность курса химии с учетом регионального фактора;
- внедрять достижения мировой культуры в процессе обучения химии (гуманитаризация процесса обучения предмету);

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Современная концепция школьного химического образования
1.1. 1. Современная концепция школьного химического образования Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.2. Концепция школьного химического образования Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.3. Содержание образования Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 10 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 2. 2. Нормативная база школьного химического образования
2.1. 2. Нормативная база школьного химического образования Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
2.2. 2. Нормативная база школьного химического образования Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
2.3. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 12 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 3. 4. Отбор предметного содержания
3.1. 4. Отбор предметного содержания Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.2. 4. Отбор предметного содержания Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.3. Сасостоятельная работа студентов Сам. работа 9 12 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. 5. Построение современных школьных курсов химии
4.1. 5. Построение современных школьных курсов химии Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
4.2. Классификация курсов химии Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л1.1
4.3. Пропедевтический этап формирования знаний по химии Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
4.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 16 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 5. Программы по химии
5.1. Школьные программы по химии Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
5.2. Программы по химии Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.1
5.3. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 10 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 6. 6. Методы обучения, современные подходы к классификации
6.1. 6. Методы обучения, современные подходы к классификации Лекции 9 6 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
6.2. 6. Методы бучения Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
6.3. Продуктивные и активные методы обучения Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
6.4. Специфические методы обучения в химии Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
6.5. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 10 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 7. 7. Технологии обучения химии
7.1. Педагогические приемы Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
7.2. Педагогические приемы Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
7.3. Образовательные технологии Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
7.4. Образовательные технологии Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
7.5. Информационные технологии в химическом образовании Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
7.6. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 15 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 8. Современные подходы к обучению химии
8.1. Современные подходы в обучении химии Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
8.2. Современные подходы в обучении химии Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
8.3. Компетентностный подход в обучении химии Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
8.4. Компетентностный подход в обучении химии Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
8.5. Деятельностный подход в обучении Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
8.6. Деятельностный подход в обучении Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.1
8.7. Исследовательская работа учащихся Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
8.8. Исследовательская работа учащихся Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.1
8.9. Самостоятельная работа учащихся по химии Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
8.10. Самостоятельная работа учащихся по химии Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
8.11. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 9 20 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлены в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Е. Минченков Минченков, Е.Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных дисциплин [Электронный ресурс] : учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 [авт.-сост.: Н. Г. Базарнова и др.] Актуальные вопросы методики обучения химии в школе [Электронный ресурс]: образоват. прогр. повышения квалификации АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебники Издательство "Лань", 2011 e.lanbook.com
Л2.2 Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: учебник: Учебники Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Научные основы школьного курса химии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
Компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle);
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представлены в приложении