МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и теория музеологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильИсторико-культурное наследие: изучение, сохранение и использование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план51_04_04 МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История и теория музеологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1186)

составлена на основании учебного плана:
51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и проиродного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является усвоение системы подготовки бакалавров по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и формирование мотивации к осуществлению основных направлений профессиональной деятельности.
Задачи курса
определить место направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в системе высшего профессионального образования в России и дать ему общую характеристику;
познакомить с ФГОС ВПО по указанному направлению, продемонстрировать имеющиеся особенности и преимущества учебного плана;
объяснить систему текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся студентов;
конкретизировать роль самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе;
подготовить к учебно-исследовательской работе и написанию курсовой и выпускной квалификационной работы;
– раскрыть основные этапы становления музеологии как научной и как учебной дисциплины;
– изучить многообразие и специфику объектов культурного наследия;
обозначить основную проблематику современных научных исследований в музеологии, изучения и сохранения культурного и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Готовность к управлению процессами формирования, изучения и использования музейного собрания
ПК-3 Готовность внедрения современной системы сохранения музейных экспонатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности будущей профессиональной деятельности;
- специфику организации и функционирования музеев и учреждений музейного типа;
- разновидности памятников историко-культурного наследия и подходы к их изучению, сохранению и использованию
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания на практике при выполнении исследовательской и проектных работ;
- выполнять основные виды работ, связанные с сохранением движимого музейного и недвижимого культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современными нормативно-правовыми данными в области музеологии;
- базовыми понятиями в области музеологии;
- основными методами учебно-исследовательской работы в области музеологии и наследиеведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Высшее образование в России. Направление подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
1.1. Общая характеристика направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». История ее создания и утверждения, степень распространения в вузах страны. Требования к абитуриенту. Нормативный срок освоения программы подготовки по специальности. Квалификационная характеристика выпускника. Области будущей профессиональной деятельности. История разработки и утверждения государственного стандарта. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. Практики (археологическая, музейно-ознакомительная, фондовая, музейно-педагогическая). Требования к уровню подготовки выпускника: к профессиональной подготовленности, по дисциплинам специализации, к выпускной квалификационной работе, к государственному экзамену. Учебный план в АлтГУ по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Высшее образование в России. Направление подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Практические 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Высшее образование в России. Направление подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Сам. работа 1 26 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Музеология как научная и учебная дисциплина: история формирования
2.1. Понятие «Музеология». История формирования научной дисциплины. Зарождение музеологии как области практической деятельности. Развитие музеологии как учебной дисциплины. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Музеология как научная и учебная дисциплина: история формирования Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Музеология как научная и учебная дисциплина: история формирования Сам. работа 1 27 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Основные понятия современной музеологии
3.1. Базовые понятия музеологии. Культурное наследие: материальное и нематериальное. Виды объектов культурного наследия. Движимое и недвижимое наследие. Нематериальное культурное наследие. индустриальное наслеие. Подходы к содержанию понятия "музей". Основные направления музейной деятельности. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Раздел 3. Основные понятия современной музеологии Практические 1 4 ПК-1
3.3. Раздел 3. Основные понятия современной музеологии Сам. работа 1 30 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Категории объектов наследия
4.1. Классификация объектов наследия. Материальное и нематериальное наследие. Движимые памятники (музейные коллекции). Недвижимые памятники наследия: основные категории. Музеи заповедники и национальные парки. Основные разновидности памятников архитектуры. Понятие «памятник зодчества». Крепость. Форт. Замок: понятие, история возникновения и развития. Кремль как архитектурный памятник. Происхождение термина. Кремли на Руси. Храм. Типы храмовых зданий. Монастырь и типы монастырей. Дворец. Дворцово-парковый ансамбль. Триумфальная арка.Музейные здания как памятники истории и культуры. Зарубежные музейные здания. Зимний дворец, дворцы в комплексе Русского музея, здание Кунсткамеры. Особенности памятников садово-парковой (ландшафтной) архитектуры. Регулярный парк: понятие и история формирования. Основные исторические типы парков. Элементы ландшафтного дизайна. Малые архитектурные формы. Основные параметры анализа ландшафта. Скульптурные памятники и их особенности. Содержание понятия «скульптура». Основные разновидно Лекции 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Классификация объектов наследия. Практические 1 6 ПК-1
4.3. Классификация объектов наследия. Сам. работа 1 41 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия
5.1. Основы законодательства РФ в сфере наследия. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.). ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.). Роль UNESCO в сохранении наследия. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Европейские конвенции об охране культурного наследия. Лекции 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.2. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия Практические 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.3. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия Сам. работа 1 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. История и современная структура высшего профессионального образования в России. Общая характеристика направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».
2. Понятие «музеология». История формирования научной и учебной дисциплины.
3. Базовые понятия современной музеологии.
4. Подходы к трактовке понятия «музей». Античные коллекции натуралиев. Средневековые протомузейные формы за рубежом и в России.
5. Коллекционные музеи и музеи под открытым небом.
6. Классификация музеев по принадлежности.
7. Профильная классификация музеев.
8. Краеведческие музеи .
9. Мемориальные музеи как категория.
10. Понятие «культурное наследие». Разновидности наследия.
11.Разновидности памятников недвижимого культурного наследия.
12. Виды памятников архитектуры.
13. Индустриальное наследие.
14. Объекты садово-паркого искусства.
15. Законодательство РФ в области музейного дела и сохранения наследия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотерны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Составьте аналитическую записку на любой объект культурного наследия.
Структура записки:
Аналитическая записка на объект наследия "_____________________________________________"

1. Наименование объекта.
2. Месторасположение, адрес.
3. Учреждение, к которому относится территория парка.
4. История возникновения парка (дата, создатели, обстоятельства).
5. Основные элементы регулярного или пейзажного парка.
6. Современное состояние, использование парка, реставрационные работы.
7. Библиография (3–5 позиций).
8. Презентационные материалы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Музеология. Введение в профессию: учебное пособие Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Архив журнала «Музей» [Электронный ресурс]. www.panor.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний [Электронный ресурс]. www.elibrary.ru
Э3 Портал «Музеи России» [Электронный ресурс]. www.museum.ru
Э4 Сайт «Музей будущего» [Электронный ресурс]. www.future.museum.ru
Э5 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета [Электронный ресурс]. www.museolog.rsuh.ru
Э6 История и теория музеологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Материал лекций позволяет проследить становление и развитие музея и музеологии как научной дисциплины, сформировать начальный уровень профессионального интереса и профессиональной деятельности в сфере музейного дела и наследиеведения.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое практическое задание.
Все материалы для самостоятельного изучения представлены в Электронном учебно-методическм комплексе по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=125
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем и направляются преподавателю. оценка выставляется по пятибалльной шкале.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл.
Оценка выставляется по результатам освоения электронного курса