МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Противодействие экстремизму и терроризму

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Мазуров Валерий Анатольевич;кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Противодействие экстремизму и терроризму

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Противодействие экстремизму и терроризму» является овладение теоретическими знаниями, навыками, необходимыми в профессиональной деятельности по противодействию таким социально негативным и общественно-опасным явлениям, как эксремизм и терроризм, а также по профилактике этих явлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПСК-1.1 способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-9
нормы УК РФ, направленные на противодействие преступным проявлениям экстремизма и терроризма;
Основные результаты, проблемы и направления работы по противодействию экстремизму и терроризму в России и за рубежом
ПСК-1.1
Основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию преступности экстремистского и террористического характера.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-9
Выделять основные показатели преступности экстремистской и террористической направленности, тенденции, прогноз
Анализировать причины и условия экстремистской и террористической преступности, выделять приоритетные направления противодействия и методы борьбы с ней.
ПСК-1.1
Выявлять приоритетные проблемы профилактики экстремизма и терроризма. Принимать управленческие решения по противодействию экстремизму и терроризму.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-9
анализа, методики организации и проведения криминологических исследований.
анализа нормативно-правовых, официальных, статистических и иных источников.
ПСК-1.1
анализа правоприменительной практики противодействия экстремизму и терроризму.
планирования профилактики преступности экстремистской и террористической направленности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика экстремизма и терроризма. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности.
1.1. Общая характеристика экстремизма и терроризма. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности. Лекции 5 2 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Общая характеристика экстремизма и терроризма. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности. Практические 5 2 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.3. Общая характеристика экстремизма и терроризма. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Уголовно-правовая регламентация ответственности за преступления экстремистской и террористической навправленности.
2.1. Уголовно-правовая регламентация ответственности за преступления экстремистской и террористической навправленности. Сам. работа 5 8 ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористческой направленности
3.1. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористческой направленности Практические 5 2 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.2. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористческой направленности Сам. работа 5 10 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Причины и условия преступности экстремистской и террористической направленности.
4.1. Причины и условия преступности экстремистской и террористической направленности. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы противодействия экстремистским и террористическим проявлениям: уголовно-правовое воздействие и общесоциальная профилактика.
5.1. Проблемы противодействия экстремистским и террористическим проявлениям: уголовно-правовое воздействие и общесоциальная профилактика. Сам. работа 5 12 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Современные проявления экстремистской и терроирстической преступности в России и за рубежом, тенденции и перспективы противодействия им.
6.1. Современные проявления экстремистской и терроирстической преступности в России и за рубежом, тенденции и перспективы противодействия им. Сам. работа 5 12 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Контроль
7.1. Зачет Зачет 5 4 ПК-9, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие экстремизма и терроризма. Их взаимосвязь.
2. Преступления экстремистской направленности в уголовном праве России: состояние законодательства, тенденции, проблемы, перспективы.
3. Террористические преступления в уголовном праве России: состояние законодательства, новеллы, тенденции, проблемы, перспективы.
4. Проблемы квалификации преступлений экстремистской и террористической направленности по УК РФ.
5. Характеристика нормативно-правовой основы противодействия экстремизму.
6. Характеристика нормативно-правовой основы противодействия терроризму.
7. Организационно-управленческие основы противодействия терроризму и экстремизму в России.
8. Международно-правовой опыт противодействия экстремизму и терроризму.
9. Состояние, структура и динамика экстремистской преступности в России и за рубежом.
10. Состояние, структура и динамика террористической преступности в России и за рубежом.
11. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористической направленности.
12. Причины и условия экстремистской преступности.
13. Причины и условия преступности терроиристической направленности.
14. Экстремизм как одна из основных предпосылок терроризма: характеристика взаимодействия явлений.
15. Общие принципы противодействия экстремисткой преступности.
16. Общие принципы противодействия террористической преступности.
17. Возможности государственно-правовых институтов по противодействию экстремизму и терроризму.
18. Роль гражданского общества в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма.
19. Ранняя профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде: общая характеристика и значение.
20. Международный терроризм как феномен современности: общая характеристика, причины и условия, основы противодействия.
21. Характеристика отдельных проявлений международного терроризма современности (ИГИЛ, Аль-Каида и др.).
22. Участие России вмероприятиях по противодействию международному терроризму.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Понятие экстремизма и терроризма. Их взаимосвязь.
2. Проблемы квалификации преступлений экстремистской и террористической направленности по УК РФ.
3. Состояние, структура и динамика террористической преступности в России и за рубежом.
4. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористической направленности.
5. Экстремизм как одна из основных предпосылок терроризма: характеристика взаимодействия явлений.
6. Возможности государственно-правовых институтов по противодействию экстремизму и терроризму.
7. Роль гражданского общества в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма.
8. Ранняя профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде: общая характеристика и значение.
9. Международный терроризм как феномен современности: общая характеристика, причины и условия, основы противодействия.
10. Характеристика отдельных проявлений международного терроризма современности (ИГИЛ, Аль-Каида и др.).
11. Участие России вмероприятиях по противодействию международному терроризму.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещаются в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный портал Юридическая Россия http://law.edu.ru
Э2 Информационный ресурс Право.Ру http://pravo.ru
Э3 Электронный курс "Актуальные проблемы криминологии" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
Adobe Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

4.1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение экстремизма и терроризма невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
Методика проведения зачета
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет. Зачет, как правило, в соответствии с локальными актами Алтайского государственного университета, выставляется по итогам практических занятий. При невозможности выставления проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, представленных в ФОСе. В билете содержится 2 вопроса.
В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и методическими материалами дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачете студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения.