МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 250
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 250 250 250 250
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 288 288 288 288

Программу составил(и):
к.иск., доц., Булгаева Г.Д.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
-изучить средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
ПК-4: Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы профессионального становления личности,методику и технологию формирования креативных способностей,о различных видах и техники живописи, методах ведения живописных работ; теоретических и практических принципах гармонизации цветов в композиции; создании живописных композиций различной степени сложности с использованием разнообразных техник.

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать современные направления в педагогических технологиях преподавания изобразительного искусства;
умеет составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности,уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы со специальной научной литературой,навыками работы с натуры и по воображению,навыками ведения длительной работы над художественным проектом,
различными живописными техниками для создания художественного проекта.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учебный натюрморт
1.1. Живопись простых по форме и окраске предметов быта Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Этюды простых по форме и цвету бытовых предметов. Акварель, гуашь Сам. работа 1 48 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Живопись сложных по форме и окраске предметов быта Практические 1 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Этюды сложных по форме и цвету предметов на холодном фоне. Акварель, гуашь Сам. работа 1 48 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Гуашь Сам. работа 1 48 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.6. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта контрастных по цветвой гамме Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.7. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь Сам. работа 1 60 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Зачет 1 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Тематический натюрморт
2.1. Натюрморт на сближенные цветовые отношения (из трех-четырех предметов). Техника лессировки Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Натюрморт на контрастные цветовые отношения (из трех-четырех предметов), объеденённых общей темой с преобладанием холодных оттенков. Техника лессировки Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Этюды сложных по форме и цвету предметов Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Тематический натюрморт, с введением в композицию постановки гипсовой головы. Тематический натюрморт «Атрибуты искусства». Гуашь. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 1 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Живопись фигуры человека
3.1. Этюд головы натурщика на светлом фоне. Гризайль. Акварель Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Этюды головы человека. Акварель, гуашь Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Преобразование портрета - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Поколенное изображение фигуры человека. Этюд фигуры натурщика на светлом фоне. Акварель Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Этюды женской и мужской полуфигуры. Акварель. Гуашь Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Этюдное изображение фигуры человека в полный рост. Одетая модель. Тематическая постановка. Гуашь. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.7. Этюды женской и мужской фигуры. Акварель, гуашь Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.8. Тематическая постановка. Живопись фигуры человека в национальном костюме Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.9. Преобразование реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь Сам. работа 1 0 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.10. Экзамен 1 14 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см приложение
Приложения
Приложение 1.   живопись ДПИ НП 3 комп.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 https://e.lanbook.com/book/99302
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=488288
Л2.2 Зубова И. С., Семизорова Л. Б. Натюрморт в родственной, родственно-контрастной и контрастной цветовой гамме: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455493
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Натюрморт.Практикум подисциплине "Живопись":учебно-методическое пособие: учебное пособие АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4977
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url http://www.artsait.ru
Э2 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи http://artrus.tanais.info
Э3 3.http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству http://www.liart.ru
Э4 Курс в Moodle " Живопись" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2217
Э5 Живопись https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4008
Э6 Курс в Moodle " Живопись" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8053
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение ЖИВОПИСИ сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски, этюды и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, этюды, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды графических материалов, таких как акварель, гуашь и т.д., и технику работы ими.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество этюдовв и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.