МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы методологии истории искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в сфере искусства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_КИиМвСИ-1-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 301
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 301 301 301 301
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, заведующая кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор, А.Л. Усанова

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы методологии истории искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (Приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. N 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: освоение магистрантами опыта методологических исканий выдающихся исследователей истории искусства прошлого и настоящего, выявление основных этапов и закономерно-стей развития науки истории искусства, знакомство с современными методологическими подходами к изучению истории искусства.
Задачи курса:
– изучение основных этапов и закономерностей развития истории искусства как научной дисциплины;
— осмысление и освоение опыта методологических исканий выдающихся представителей мирового искусствоведения;
— изучение современных методологических подходов исследования проблем истории культуры и искусства;
– формирование личности, интегрированной в национальную и мировую культуру,в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-1 Способен критически осмысливать и применять знание теории и методологии истории искусства в подготовке и проведении научно-исследовательских работ с использованием знания современного комплекса различных методов истории искусства и смежных гуманитарных дисциплин;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- идеологические и ценностные системы, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- актуальность их использования при социальном и профессиональном взаимодействии;
- современные комплексы различных методов для подготовки научно-исследовательских работ по теории и методологии истории искусства и смежных гуманитарных дисциплин;
- современные комплексы различных методов для проведения научно-исследовательских работ по теории и методологии истории искусства и смежных гуманитарных дисциплин.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выстраивать социальное профессиональное взаимодействие с учетом особенностей основных форм научного и религиозного сознания
- выстраивать социальное профессиональное взаимодействие с учетом деловой и общей культуры представителей других этносов и конфессий, различных социальных групп;
- выявлять авторскую позицию;
- распознавать в ситуациях проявление различных подходов к пониманию роли значения произведения искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- созданием недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач;
- навыками определения потенциала использования каждого метода в конкретной ситуации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология научного познания и ее значение для истории искусства
1.1. Актуальные проблемы методологии научного познания Лекции 1 2 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Актуальные проблемы методологии научного познания Практические 1 2 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Актуальные проблемы методологии научного познания Сам. работа 1 43 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Актуальные проблемы методологии истории искусства как самостоятельной отрасли научного знания и учебной дисциплины Практические 1 2 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Актуальные проблемы методологии истории искусства как самостоятельной отрасли научного знания и учебной дисциплины Сам. работа 1 38 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Актуальные проблемы систематизации и классификации методов истории искусства Лекции 1 2 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Актуальные проблемы систематизации и классификации методов истории искусства Сам. работа 1 100 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Актуальные направления, методы в методологии истории искусства
2.1. Знаточество как метод истории искусства Лекции 1 2 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Знаточество как метод истории искусства Сам. работа 1 39 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Формально-стилистический метод как актуальная проблема методологии истории искусства Практические 1 2 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Формально-стилистический метод как актуальная проблема методологии истории искусства Сам. работа 1 30 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Духовно-исторический метод, иконография, иконология Лекции 1 2 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Духовно-исторический метод, иконография, иконология Сам. работа 1 11 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Семиотика в методологии истории искусства Сам. работа 1 20 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Этноискусствознание как актуальное научное направление в методологии истории искусства Сам. работа 1 20 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Экзамен по дисциплине Экзамен 1 9 УК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.ФОС в Приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Научное знание, его специфика, строение
Логика научного исследования
Аналогия в процессе научного исследования
Гипотеза как форма знания
Научная теория
Значение парадигм в научном познании
Основные характеристики научного доказательства
Методы научного познания
История искусства как отрасль науки об искусстве.
Понятие и предмет научной дисциплины методологии истории искусства.
Источники научной дисциплины методологии истории искусства
Методология истории искусства как учебная дисциплина
Задачи методологии истории искусства как учебной дисциплины
История искусства как объект междисциплинарных исследований
Междисциплинарная проблематика источниковедения: источник, произведение, автор
Этапы и методы источниковедческого исследования
Классификация исторических источников
Искусствоведческая теория К. Фидлера (1841-1895 гг.).
Проблема художественной формы в трудах Гильдебрандта.
Основные понятия истории искусства в теории Г. Вельфлина.
Типология стилей Г. Вельфлина
Метод формально-стилистического анализа в трудах А. Шмарзова (1853-1936 гг.).
Формально-стилистическая концепция П. Франкля (1878-1962 гг.).
Формальный метод венской школы искусствознания в его становлении и развитии.
Иконография как первичная форма смыслового подход к искусству
Семиотический метаязык и искусствоведческая традиция.
Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание (Лотманн. Успенский)
Постструктуралистские подходы. «Интертекстуальность» как метод
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуменюк, А.Н. Пространство искусств : учебное пособие Издательство ОмГТУ, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Гуменюк, А.Н. Искусствоведение: морфология пластических искусств: учебное пособие Издательство ОмГТУ, 2017., 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Демина Л.А. Логика, методология, аргументация в научном исследовании: учебник Проспект, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отечеств. и зарубеж. искусства Актуальные проблемы методологии истории искусства: раб. прогр. дисциплины Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э2 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронные каталоги: "Книги", "Периодика". Библиографические базы данных: "Статьи", "Труды ученых АлтГУ". www.lib.asu.ru
Э4 Электронная библиотека "Юрайт" biblio-online.ru
Э5 Курс в Moodle "Актуальные проблемы методологии истории искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой:
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.