МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Логика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01_Ю-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Логика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - исследование и освоение студентами интеллектуального "инструментария" и, в связи с этим, формирование и повышение уровня культуры мышления и речи студентов.
Задачи курса:
- дать студентам теоретические знания об основных формах мышления и развития познания, форме и системе знания, семантических категориях языка, а также о законах и правилах логики;
- ознакомить студентов с основными проблемами и разработками современной логики;
- помочь студентам в овладении практическими навыками правильного оперирования указанными формами и категориями, а также применения логических законов и правил.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.30

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-5: способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы и принципы критической рефлексии;
- основные формы мышления и развития знания;
- законы и правила логики;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основные проблемы и разработки современной классической и неклассической логики;
- основные приемы и методы аргументации;
- основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- семантические категории языка;
- риторические методы и приемы аргументации;
- риторические уловки в аргументации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
- применять основы, законы и принципы логики в процессе самоанализа;
- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации;
- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении;
- учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста;
- применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- обобщать и систематизировать информацию;
- логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения;
- применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории;
- выявлять риторические уловки в аргументации оппонента;
-различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента;
- противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни;
- навыками критического логического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками аргументации;
- риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории;
- допустимым уловкам в процессе аргументации;
- навыками ведения диалога.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка.
1.1. Определение и предмет логики. Основные значения слова «логика». Основные ступени познания. Чувственное познание, его основные формы (ощущение, восприятие, представление) и особенности. Особенности абстрактного мышления и его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). Абстрактное мышление и формальная логика. Логический аспект рассмотрения мышления. Понятие логической формы и логического закона. Определение логики как науки. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Условия истинности выводного знания. Ошибки в мышлении, основные виды содержательных и формальных ошибок. Лекции 5 4 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
1.2. Определение и предмет логики. Основные значения слова «логика». Основные ступени познания. Чувственное познание, его основные формы (ощущение, восприятие, представление) и особенности. Особенности абстрактного мышления и его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). Абстрактное мышление и формальная логика. Логический аспект рассмотрения мышления. Понятие логической формы и логического закона. Определение логики как науки. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Условия истинности выводного знания. Ошибки в мышлении, основные виды содержательных и формальных ошибок. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
1.3. Общая характеристика этапов развития логики. Социокультурные предпосылки становления формальной логики. Истоки и генезис формальной логики. Основные этапы развития традиционной логики. Основные этапы развития и направления современной логики. Дифференциация современной логики на классическую и неклассическую. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
1.4. Логика и язык. Язык как знаковая система. Понятие и виды знаков. Характеристика языковых знаков. Семиотические аспекты языка. Особенности логического анализа языка. Семантические категории языка, их типы и виды. Общая характеристика языков логики и основные элементы их алфавитов. Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
1.5. Логика и язык. Язык как знаковая система. Понятие и виды знаков. Характеристика языковых знаков. Семиотические аспекты языка. Особенности логического анализа языка. Семантические категории языка, их типы и виды. Общая характеристика языков логики и основные элементы их алфавитов. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
1.6. Функции, значение и система формальной логики. Основные функции логики (познавательная, мировоззренческая и методологическая), ее значение и специфика. Роль и место традиционной и современной логики в системе формально-логического знания. Соотношение формальной и диалектической логики. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
1.7. Основные законы (принципы) правильного мышления. Виды формально-логических законов. Общая характеристика основных законов правильного мышления. Закон тождества, его формула и требования. Ошибки, связанные с нарушением требований закона тождества. Закон непротиворечия, его формула и требование. Ошибки, возникающие в случае нарушения этого требования. Виды логических противоречий. Закон исключенного третьего, его формула и требование. Основная логическая ошибка, связанная с нарушением данного требования. Закон достаточного основания, его требование и основные ошибки, возникающие в результате его нарушения. Проблема адекватности формулы закона достаточного основания. Значение основных законов правильного мышления. Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
1.8. Основные законы (принципы) правильного мышления. Понятие логического закона. Виды формально-логических законов. Закон тождества и его требования. Логические ошибки, связанные с нарушением закона тождества. Закон непротиворечия и его требование. Виды логических противоречий. Закон исключенного третьего и его требование. Основная логическая ошибка, связанная с нарушением данного закона и его требования. Закон достаточного основания и его требование. Основные ошибки, возникающие в результате его нарушения. Практические 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
1.9. Основные законы (принципы) правильного мышления. Виды формально-логических законов. Общая характеристика основных законов правильного мышления. Закон тождества, его формула и требования. Ошибки, связанные с нарушением требований закона тождества. Закон непротиворечия, его формула и требование. Ошибки, возникающие в случае нарушения этого требования. Виды логических противоречий. Закон исключенного третьего, его формула и требование. Основная логическая ошибка, связанная с нарушением данного требования. Закон достаточного основания, его требование и основные ошибки, возникающие в результате его нарушения. Проблема адекватности формулы закона достаточного основания. Значение основных законов правильного мышления. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
Раздел 2. Учение о понятии, определения.
2.1. Общая характеристика понятия. Понятие как форма мышления. Определение признака. Основные виды признаков. Логические приемы, применяемые в процессе образования понятий. Содержание понятия. Объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий по объему и содержанию. Отношения между понятиями по объему. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды отношений совместимости и несовместимости. Круги Л. Эйлера и диаграммы Д. Венна. Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
2.2. Общая характеристика понятия. Понятие как форма мышления. Содержание понятия. Объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятия. Формально-логические отношения между понятиями. Практические 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
2.3. Общая характеристика понятия. Понятие как форма мышления. Определение признака. Основные виды признаков. Логические приемы, применяемые в процессе образования понятий. Содержание понятия. Объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий по объему и содержанию. Отношения между понятиями по объему. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды отношений совместимости и несовместимости. Круги Л. Эйлера и диаграммы Д. Венна. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
2.4. Обобщение, ограничение и определение понятия. Обобщение и ограничение понятия как логические операции. Ошибки, возникающие в процессе обобщения и ограничения. Определение (дефиниция) понятия как логическая операция. Виды определений. Номинальное и реальное определения, их различие и взаимосвязь. Явное определение. Определение через род и видовое отличие («классическое»), его структура и виды. Правила явного определения и ошибки, возникающие в случае их нарушения. Неявное определение, его особенности, сферы применения и виды. Приемы сходные с определением. Значение определений. Лекции 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
2.5. Обобщение, ограничение и определение понятия. Обобщение и ограничение понятия. Ошибки, возникающие в процессе обобщения и ограничения. Определение понятия как логическая операция. Номинальное и реальное определения. Явное определение. «Классическое» определение, его структура и виды. Правила явного определения и ошибки, возникающие в случае их нарушения. Неявное определение и его виды. Приемы, сходные с определением. Практические 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
2.6. Обобщение, ограничение и определение понятия. Обобщение и ограничение понятия как логические операции. Ошибки, возникающие в процессе обобщения и ограничения. Определение (дефиниция) понятия как логическая операция. Виды определений. Номинальное и реальное определения, их различие и взаимосвязь. Явное определение. Определение через род и видовое отличие («классическое»), его структура и виды. Правила явного определения и ошибки, возникающие в случае их нарушения. Неявное определение, его особенности, сферы применения и виды. Приемы сходные с определением. Значение определений. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
2.7. Деление понятия. Деление понятия как логическая операция. Правила деления. Виды деления. Классификация и ее виды. Практические 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
2.8. Деление понятия. Деление понятия как логическая операция. Основные требования к основанию деления. Правила деления, их взаимосвязь. Виды деления, их преимущества и недостатки. Классификация как особый вид деления. Виды классификаций. Значение деления. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
Раздел 3. Суждение (высказывание).
3.1. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Суждение как форма мышления. Понятие высказывания. Виды простых суждений. Виды категорических суждений. Объединенная классификация категорических суждений по качеству и количеству. Распределенность терминов в категорических суждениях. Практические 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
3.2. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Понятие высказывания. Основные виды суждений (простое и сложное). Виды простых суждений (атрибутивное, реляционное, экзистенциальное). Виды категорических суждений по качеству и количеству. Объединенная классификация категорических суждений по качеству и количеству. Распределенность терминов в категорических суждениях. Варианты и круговые схемы отношений между терминами в четырех типах категорических суждений. Сам. работа 5 5 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
3.3. Сложное суждение (высказывание). Общая характеристика сложных суждений. Основные типы и роль логических союзов в сложных суждениях. Основные способы образования сложных суждений. Конъюнктивные суждения, их структура, способы образования и логические значения. Дизъюнктивные суждения, их виды, структура, способы образования и логические значения. Импликативные суждения, их структура, способ образования и логические значения. Необходимое и достаточное условие. Эквивалентные суждения, их структура, способ образования и логические значения. Сам. работа 5 5 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
3.4. Логические отношения между простыми суждениями. Сравнимые и несравнимые суждения. Отношения совместимости: эквивалентность, подчинение, частичная совместимость (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). «Логический квадрат». Специфика отношений между единичными суждениями. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
Раздел 4. Основные типы неклассических логик.
4.1. Модальная логика. Понятие модальности. Классы модальностей. Модальные характеристики и операторы. Алетическая модальность суждений. Эпистемическая модальность суждений. Деонтическая модальность суждений. Аксиологическая модальность суждений Практические 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
4.2. Модальная логика. Понятие модальности. Модальные характеристики и операторы. Алетическая модальность суждений. Логическая и фактическая модальности. Категории и операторы алетической модальности, а также их взаимомосвязь. Эпистемическая модальность суждений. Внелогический и логический факторы принятия суждений. Категории и операторы эпистемической модальности, а также их взаимомосвязь. Степень обоснованности проблематических суждений и градация вероятностей. Деонтическая модальность суждений. Место деонтической модальности в структуре нормы. Обязывающие, запрещающие и разрешающие нормы. Взаимосвязь деонтических модальностей. Модальные деонтические требования к нормативно-правовой системе. Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
4.3. Эротематическая логика. Вопрос, его функции и структура. Соотношение вопроса, суждения и предложения. Виды вопросов (уточняющие и дополняющие; простые и сложные; соединительные, разделительные, смешанные, импликативные). Основные требования (правила) к постановке вопросов. Понятие проблемы. Ответ и виды ответов. Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
Раздел 5. Силлогистика.
5.1. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Виды непосредственных умозаключений. Дедуктивные умозаключения, их определение и классификация в традиционной и современной логике. Общая характеристика непосредственных умозаключений, а также их виды: превращение (обверсия), обращение (конверсия), противопоставление предикату (контрапозиция предикату), умозаключения по «логическому квадрату». Сам. работа 5 3 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
5.2. Простой категорический силлогизм. Определение, структура и аксиома категорического силлогизма. Общие правила простого категорического силлогизма. Фигуры простого категорического силлогизма и особые правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Правильные и неправильные модусы. Категорический силлогизм с выделяющими суждениями и основные случаи исключений из общих правил и особых правил фигур. Практические 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
5.3. Простой категорический силлогизм. Определение, структура и аксиома категорического силлогизма. Общие правила простого категорического силлогизма (правила терминов и правила посылок). Ошибки, связанные с нарушением общих правил простого категорического силлогизма. Четыре фигуры простого категорического силлогизма и особые правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Правильные и неправильные модусы. Категорический силлогизм с выделяющими суждениями и основные случаи исключений из общих правил и особых правил фигур. Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
5.4. Сокращенный, сложный и сложносокращенные силлогизмы. Сокращенный силлогизм (энтимема) и его виды. Развертывание энтимемы до полного силлогизма и ее проверка. Сложный силлогизм (полисиллогизм) его структура и виды. Анализ правильности полисиллогизма. Сорит и его виды. Способы проверки сорита. Эпихейрема и ее проверка. Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
5.5. Умозаключения из сложных суждений. Особенности умозаключений из сложных суждений. Чисто-условное умозаключение, его виды, их структуры, формулы и правило. Условно-категорическое умозаключение, его модусы, их структуры, формулы и правило. Чисто-разделительное умозаключение и его структура. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы, их структуры, формулы и правила. Условно-разделительное умозаключение, виды дилемм, их структуры, формулы и правила. Сам. работа 5 4 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
Раздел 6. Правдоподобные рассуждения.
6.1. Общая характеристика и виды индуктивных умозаключений. Общая характеристика индуктивного умозаключения. Типы индуктивных умозаключений (демонстративные и недемонстративные). Полная индукция, ее структура и особенности. Неполная индукция, ее структура и особенности. Основные виды неполной индукции. Понятие вероятности. Виды и градация вероятностей. Энумеративная (популярная) индукция, ее особенности. Логические ошибки, встречающиеся в выводах популярной индукции. Условия, повышающие степень вероятности заключения в энумеративной индукции. Элиминативная индукция, ее особенности. Понятие и свойства причинно-следственных связей. Методы научной индукции. Сам. работа 5 4 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
6.2. Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Особенности и структура умозаключения по аналогии. Условия состоятельности и типичные ошибки выводов по аналогии. Виды аналогии (аналогия свойств и аналогия отношений; строгая, нестрогая и ложная аналогии). Сам. работа 5 1 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
Раздел 7. Формы развития знания.
7.1. Логические основы теории аргументации. Понятие аргументации. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Прямое доказательство, его особенности и формы. Косвенное доказательство, его виды (апагогическое, разделительное) и особенности. Понятие критики. Опровержение как логическая операция. Прямое и косвенное опровержение тезиса, их особенности и виды. Критика аргументов и демонстрации. Правила доказательства и опровержения, а также ошибки, возникающие в случае их нарушения (правила и ошибки по отношению к тезису; правила и ошибки по отношению к аргументам; правила и ошибки по отношению к демонстрации). Сам. работа 5 6 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
7.2. Гипотеза. Гипотеза как форма познания. Виды гипотез (описательные и объяснительные; общие и частные; рабочие). Версия и ее виды. Построение, основные этапы разработки и условия состоятельности гипотезы. Подтверждение, опровержение и способы доказательства гипотезы. Сам. работа 5 2 ОК-7, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ивин, А. А. Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C.
Л1.2 Сковиков А. К. ЛОГИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/98168BD8-5459-4290-AE38-FFE586438F77
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. Логика и теория аргументации : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93
Л2.2 Михайлов К.А. ЛОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3DB30A9D-1B07-490E-B0AC-F175BF0463CC
Л2.3 Ивин А.А. ЛОГИКА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/819A7323-0F3A-49B1-9D5D-387A10DB9F39
Л2.4 Светлов В.А. ЛОГИКА. СОВРЕМЕННЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2C5FD2E2-F5E2-4B43-8041-CFBE1F63DADC
Л2.5 Хоменко И.В. ЛОГИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A0DBF15A-10A3-485E-BE60-5834DF7B0C86
Л2.6 Ивин А.А. ЛОГИКА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5B1028C3-9F7A-4824-B8D1-AC0C9D08B867
Л2.7 Ивин А. А. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/28938EAE-079F-4792-B682-4FCB9B9ECDF3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». http://platonanet.org.ua/
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». http://vphil.ru/
Э3 3. Библиотека по философии. http://lib.ru/FILOSOF/
Э4 4. Сайт «Философы древности». http://www.philosoma.ru/
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» http://www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э10 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE http://www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э13 Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru
Э14 Электронная библиотека но философии http://rilosof.historic.ru
Э15 Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Э16 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. По шагам, освоение курса
1.1. Изучать материалы курса "Логика" следует поэтапно и последовательно. Каждая новая тема раздела опирается на предыдущие (как в школьной геометрии), поэтому следует основательно понять прежде всего первые темы;

1.2 Для этого, желательно, в процессе подготовки, прочитать и понять теоретический материал по первому разделу, данный в учебнике;

1.3. Прорешать упражнения по данному разделу из сборника упражнений по логике;

1.4. В случае неудачи в решении задач вернуться к соответствующему теоретическому материалу, в результате удачного решения задач перейти к следующему разделу учебника и решению соответствующих задач и т.д.

1.5. Зачетную оценку по курсу можно получить в результате итогового тестирования.


2. Что является обязательным и рекомендательным.
В процессе освоения курса студент должен освоить основные понятия, категории и символические обозначения логики; формы, законы, правила и операции правильного мышления. По окончанию курса студент должен свободно оперировать логическими категориями и понятиями, знать основные формы, законы, правила и операции правильного мышления. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе у студента формируются и развиваются профессиональные качества.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

закрепления знаний обучающегося в области логики;
углубления и расширения общекультурного уровня студента;
формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
формирования навыков исследовательской работы.

Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:

изучить рекомендованную литературу;
выполнять предлагаемые задания;
выполнять требования, предъявляемые к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.

Основным заданием для внеаудиторной СРС является конспектирование теоретического материала, изложенного в учебной литературе по теме, а также решение логических задач. Данные задания выполняются при изучении каждой темы учебного плана. Цель такой подготовки заключается в вычленении основных теоретических положений дисциплины и выработки практических навыков применения полученных знаний. В процессе выполнения данных заданий студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.

В процессе изучения курса, помимо научных, рекомендуется опираться и на другие источники информации, например, такие как сообщения СМИ и художественные произведения (кино, литература, произведения искусства).

При изучении курса необходимо опираться на учебно-тематический план курса и придерживаться принципов «последовательности», «междисциплинарной интеграции» и «самостоятельности».