МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы филологической теории коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 4 4 12 12
Практические 28 28 14 14 42 42
Сам. работа 72 72 63 63 135 135
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы филологической теории коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Основы филологической теории коммуникации» являются получение знаний о филологической теории коммуникации как междисциплинарной области исследования в филологии; о методологических принципах и методических приемах филологического исследования коммуникации и ее объектов; формирование умений осуществлять на этой основе научно-исследовательскую, проектную, организационно-управленческую и другие виды деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. основные положения филологической теории коммуникации как основы филологического исследования устной и письменной коммуникации и текста (включая виртуальный) и профессиональной деятельности в названной области; способы самостоятельного пополнения, критического анализа и применения теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных (прежде всего теории коммуникации) научных исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике полученные знания о действовании коммуникацией и текстом; применять на практике знание способов самостоятельного пополнения, критического анализа и применения теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук (прежде всего теории коммуникации ) для собственных научных исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методами и приемами действования устной и письменной коммуникацией и текстом (включая виртуальный), способами демонстрирования знаний избранной области; методами и приемами самостоятельного пополнения, критического анализа и применения теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук (прежде всего теории коммуникации) для собственных научных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Филология и коммуникативные науки: истоки и этапы взаимного тяготения
1.1. Понятие коммуникации. Теория коммуникации как наука, ее место в системе гуманитарных наук и дисциплин. Истоки и основания филологического исследования коммуникации. Лекции 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Понятие коммуникации Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Теория коммуникации как наука Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Филология и коммуникативные науки: истоки и этапы взаимного тяготения Сам. работа 1 36 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Филологическая теория коммуникации: основные понятия
2.1. 1.Филологический аспект изучения коммуникации. Предмет и задачи филологической теории коммуникации. 2.Объекты филологии в контексте филологического изучения коммуникации: Homo loquens, Homo communicans, естественный язык,языки коммуникации, текст, сообщение. 3.Важнейшие филологические характеристики коммуникации: одно-/многоязычие, диалогичность, эвокативность, интерпретативность. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. 1.Коммуникативно-речевая деятельность и коммуникативно-речевая ситуация – центральные понятия филологического моделирования коммуникации. 2.Модель речевого общения Б.Ю. Городецкого и ее фундаментальное значение для филологического исследования коммуникации. 3.Трансформация модели речевого общения Б.Ю. Городецкого в филологическую модель коммуникации. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Одно- и многоязычие коммуникации Практические 1 6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Диалогичность как принцип организации коммуникации Практические 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Эвокативность и интерпретативность в коммуникативно-речевой деятельности человека Практические 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Итоговая письменная работа по разделу Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Филологическая теория коммуникации: предмет, основные категории и понятия Сам. работа 1 36 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации
3.1. Общенаучные и философские истоки антропологической проблематики в филологии Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Категория языковой личности: структура и типы. Человек коммуницирующий: параметры его характеристики Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Человек говорящий: истоки лингво-коммуникативного изучения Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Категория языковой личности: генезис и современное состояние исследований Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Категории речевого и коммуникативного поведения Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Лингвокультурный типаж Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.7. Итоговое занятие Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.8. Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации Сам. работа 2 45 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Понятие о тексте и текстуальности
4.1. Критерии текстуальности. Семиотические, герменевтические, риторические основы филолого-коммуникативного анализа текста Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Коммуникативная ситуация Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Жанр как форма текста Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Прямая и непрямая коммуникация Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1
4.5. Межкультурная и монокультурная коммуникация Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.6. Невербальная коммуникация Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.7. Итоговое занятие Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.8. Понятие о тексте и текстуальности Сам. работа 2 18 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложенный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чувакин А.А., Куляпин А.И. Основы филологии: учеб. пособие М.: Флинта, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. М. А. Василика Основы теории коммуникации: учеб. для вузов М. : Гардарики, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э2 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru
Э3 Российская риторическая ассоциация (РРА) www.rhetor.ru
Э4 портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» www.ict.edu.ru
Э5 сайт Высшей аттестационной комиссии vak.ed.gov.ru
Э6 Основы филологической теории коммуникации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из двух частей, которые заканчиваются зачетом в 1 семестре и экзаменом во втором семестре. Для получения зачета студенту необходимо выполнить реферат на положительную оценку и сдать контролькую работу. В экзаменационный билет включено два вопроса. Один вопрос носит теоретический характер, второй вопрос из Перечня вопросов для самопроверки. Контрольные работы студенты выполняют самостоятельно в течение курса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Зачет (экзамен )проводится в устной форме. За ответ на вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Чтобы получить "удовлетворительно", студент должен набрать от 51 до 70 баллов, "хорошо" - от 71 до 90 баллов, "отлично" - от 91 до 100 баллов. Для получения "зачтено", студенту нужно набрать от 51 балла.