МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы филологической теории коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 4 4 12 12
Практические 28 28 14 14 42 42
Сам. работа 72 72 63 63 135 135
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы филологической теории коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Основы филологической теории коммуникации» являются получение знаний о филологической теории коммуникации как междисциплинарной области исследования в филологии; о методологических принципах и методических приемах филологического исследования коммуникации и ее объектов; формирование умений осуществлять на этой основе научно-исследовательскую, проектную, организационно-управленческую и другие виды деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. основные положения филологической теории коммуникации как основы филологического исследования устной и письменной коммуникации и текста (включая виртуальный) и профессиональной деятельности в названной области; способы самостоятельного пополнения, критического анализа и применения теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных (прежде всего теории коммуникации) научных исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике полученные знания о действовании коммуникацией и текстом; применять на практике знание способов самостоятельного пополнения, критического анализа и применения теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук (прежде всего теории коммуникации ) для собственных научных исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методами и приемами действования устной и письменной коммуникацией и текстом (включая виртуальный), способами демонстрирования знаний избранной области; методами и приемами самостоятельного пополнения, критического анализа и применения теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук (прежде всего теории коммуникации) для собственных научных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Филология и коммуникативные науки: истоки и этапы взаимного тяготения
1.1. Понятие коммуникации. Теория коммуникации как наука, ее место в системе гуманитарных наук и дисциплин. Истоки и основания филологического исследования коммуникации. Лекции 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Понятие коммуникации Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Теория коммуникации как наука Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Филология и коммуникативные науки: истоки и этапы взаимного тяготения Сам. работа 1 36 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Филологическая теория коммуникации: основные понятия
2.1. 1.Филологический аспект изучения коммуникации. Предмет и задачи филологической теории коммуникации. 2.Объекты филологии в контексте филологического изучения коммуникации: Homo loquens, Homo communicans, естественный язык,языки коммуникации, текст, сообщение. 3.Важнейшие филологические характеристики коммуникации: одно-/многоязычие, диалогичность, эвокативность, интерпретативность. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. 1.Коммуникативно-речевая деятельность и коммуникативно-речевая ситуация – центральные понятия филологического моделирования коммуникации. 2.Модель речевого общения Б.Ю. Городецкого и ее фундаментальное значение для филологического исследования коммуникации. 3.Трансформация модели речевого общения Б.Ю. Городецкого в филологическую модель коммуникации. Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Одно- и многоязычие коммуникации Практические 1 6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Диалогичность как принцип организации коммуникации Практические 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Эвокативность и интерпретативность в коммуникативно-речевой деятельности человека Практические 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Итоговая письменная работа по разделу Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Филологическая теория коммуникации: предмет, основные категории и понятия Сам. работа 1 36 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации
3.1. Общенаучные и философские истоки антропологической проблематики в филологии Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Категория языковой личности: структура и типы. Человек коммуницирующий: параметры его характеристики Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Человек говорящий: истоки лингво-коммуникативного изучения Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Категория языковой личности: генезис и современное состояние исследований Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Категории речевого и коммуникативного поведения Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Лингвокультурный типаж Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.7. Итоговое занятие Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.8. Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации Сам. работа 2 45 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Понятие о тексте и текстуальности
4.1. Критерии текстуальности. Семиотические, герменевтические, риторические основы филолого-коммуникативного анализа текста Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Коммуникативная ситуация Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Жанр как форма текста Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Прямая и непрямая коммуникация Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л3.1, Л2.1
4.5. Межкультурная и монокультурная коммуникация Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.6. Невербальная коммуникация Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.7. Итоговое занятие Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.8. Понятие о тексте и текстуальности Сам. работа 2 18 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложенный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чувакин А.А., Куляпин А.И. Основы филологии: учеб. пособие М.: Флинта, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. М. А. Василика Основы теории коммуникации: учеб. для вузов М. : Гардарики, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э2 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru
Э3 Российская риторическая ассоциация (РРА) www.rhetor.ru
Э4 портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» www.ict.edu.ru
Э5 сайт Высшей аттестационной комиссии vak.ed.gov.ru
Э6 Основы филологической теории коммуникации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из двух частей, которые заканчиваются зачетом в 1 семестре и экзаменом во втором семестре. Для получения зачета студенту необходимо выполнить реферат на положительную оценку и сдать контролькую работу. В экзаменационный билет включено два вопроса. Один вопрос носит теоретический характер, второй вопрос из Перечня вопросов для самопроверки. Контрольные работы студенты выполняют самостоятельно в течение курса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Зачет (экзамен )проводится в устной форме. За ответ на вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Чтобы получить "удовлетворительно", студент должен набрать от 51 до 70 баллов, "хорошо" - от 71 до 90 баллов, "отлично" - от 91 до 100 баллов. Для получения "зачтено", студенту нужно набрать от 51 балла.