Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 14 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 4 | 4 | 12 | 12 |
Практические | 28 | 28 | 14 | 14 | 42 | 42 |
Сам. работа | 72 | 72 | 63 | 63 | 135 | 135 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Основы филологической теории коммуникации» являются получение знаний о филологической теории коммуникации как междисциплинарной области исследования в филологии; о методологических принципах и методических приемах филологического исследования коммуникации и ее объектов; формирование умений осуществлять на этой основе научно-исследовательскую, проектную, организационно-управленческую и другие виды деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации |
ПК-1 | владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные положения филологической теории коммуникации как основы филологического исследования устной и письменной коммуникации и текста (включая виртуальный) и профессиональной деятельности в названной области; способы самостоятельного пополнения, критического анализа и применения теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных (прежде всего теории коммуникации) научных исследований |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике полученные знания о действовании коммуникацией и текстом; применять на практике знание способов самостоятельного пополнения, критического анализа и применения теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук (прежде всего теории коммуникации ) для собственных научных исследований |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть методами и приемами действования устной и письменной коммуникацией и текстом (включая виртуальный), способами демонстрирования знаний избранной области; методами и приемами самостоятельного пополнения, критического анализа и применения теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук (прежде всего теории коммуникации) для собственных научных исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Филология и коммуникативные науки: истоки и этапы взаимного тяготения | ||||||
1.1. | Понятие коммуникации. Теория коммуникации как наука, ее место в системе гуманитарных наук и дисциплин. Истоки и основания филологического исследования коммуникации. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Понятие коммуникации | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.3. | Теория коммуникации как наука | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.4. | Филология и коммуникативные науки: истоки и этапы взаимного тяготения | Сам. работа | 1 | 36 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 2. Филологическая теория коммуникации: основные понятия | ||||||
2.1. | 1.Филологический аспект изучения коммуникации. Предмет и задачи филологической теории коммуникации. 2.Объекты филологии в контексте филологического изучения коммуникации: Homo loquens, Homo communicans, естественный язык,языки коммуникации, текст, сообщение. 3.Важнейшие филологические характеристики коммуникации: одно-/многоязычие, диалогичность, эвокативность, интерпретативность. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.2. | 1.Коммуникативно-речевая деятельность и коммуникативно-речевая ситуация – центральные понятия филологического моделирования коммуникации. 2.Модель речевого общения Б.Ю. Городецкого и ее фундаментальное значение для филологического исследования коммуникации. 3.Трансформация модели речевого общения Б.Ю. Городецкого в филологическую модель коммуникации. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.3. | Одно- и многоязычие коммуникации | Практические | 1 | 6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 | |
2.4. | Диалогичность как принцип организации коммуникации | Практические | 1 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.5. | Эвокативность и интерпретативность в коммуникативно-речевой деятельности человека | Практические | 1 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.6. | Итоговая письменная работа по разделу | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.7. | Филологическая теория коммуникации: предмет, основные категории и понятия | Сам. работа | 1 | 36 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 3. Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации | ||||||
3.1. | Общенаучные и философские истоки антропологической проблематики в филологии | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.2. | Категория языковой личности: структура и типы. Человек коммуницирующий: параметры его характеристики | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.3. | Человек говорящий: истоки лингво-коммуникативного изучения | Практические | 2 | 1 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.4. | Категория языковой личности: генезис и современное состояние исследований | Практические | 2 | 1 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.5. | Категории речевого и коммуникативного поведения | Практические | 2 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.6. | Лингвокультурный типаж | Практические | 2 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.7. | Итоговое занятие | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.8. | Человек говорящий как объект филологической теории коммуникации | Сам. работа | 2 | 45 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 4. Понятие о тексте и текстуальности | ||||||
4.1. | Критерии текстуальности. Семиотические, герменевтические, риторические основы филолого-коммуникативного анализа текста | Практические | 2 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.2. | Коммуникативная ситуация | Практические | 2 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.3. | Жанр как форма текста | Практические | 2 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.4. | Прямая и непрямая коммуникация | Практические | 2 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л3.1, Л2.1 |
4.5. | Межкультурная и монокультурная коммуникация | Практические | 2 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.6. | Невербальная коммуникация | Практические | 2 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.7. | Итоговое занятие | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.8. | Понятие о тексте и текстуальности | Сам. работа | 2 | 18 | ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложенный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложенный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чувакин А.А., Куляпин А.И. | Основы филологии: учеб. пособие | М.: Флинта, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. М. А. Василика | Основы теории коммуникации: учеб. для вузов | М. : Гардарики, 2005 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Чувакин А.А. | Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | www.gramota.ru | ||
Э2 | Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | www.russcomm.ru | ||
Э3 | Российская риторическая ассоциация (РРА) | www.rhetor.ru | ||
Э4 | портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» | www.ict.edu.ru | ||
Э5 | сайт Высшей аттестационной комиссии | vak.ed.gov.ru | ||
Э6 | Основы филологической теории коммуникации | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс состоит из двух частей, которые заканчиваются зачетом в 1 семестре и экзаменом во втором семестре. Для получения зачета студенту необходимо выполнить реферат на положительную оценку и сдать контролькую работу. В экзаменационный билет включено два вопроса. Один вопрос носит теоретический характер, второй вопрос из Перечня вопросов для самопроверки. Контрольные работы студенты выполняют самостоятельно в течение курса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Зачет (экзамен )проводится в устной форме. За ответ на вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Чтобы получить "удовлетворительно", студент должен набрать от 51 до 70 баллов, "хорошо" - от 71 до 90 баллов, "отлично" - от 91 до 100 баллов. Для получения "зачтено", студенту нужно набрать от 51 балла. |