МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Количественные методы в политическом анализе
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст. Преподаватель, Казанцев Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
К.и.н., Доцент, Асеев Сергей Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Количественные методы в политическом анализе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата, приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939).

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.п.н., проф. Шашкова Ярослава Юрьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Д.п.н., проф. Шашкова Ярослава Юрьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Количественные методы в политическом анализе» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с методологией и методикой получения, обработки и анализа социологических и политологических данных, в том числе в соответствующем программном обеспечении, диагностики политических ситуаций, акторов и процессов, сформировать у них соответствующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности. Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
ознакомление с методологией анализа социологических и политологических данных;
рассмотрение методик сбора данных о политических процессах и явлениях;
изучение содержания и технологии использования эмпирических методов анализа;
изучение и освоение соответствующего программного обеспечения;
формирование навыка применения методик сбора и анализа политических данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
ПК-3: владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях и параметрах количественных методов в политическом анализе; основные методы сбора и обработки данных; методы анализа политических процессов и отношений; о методике составления научно-аналитических отчетов и исследовательских работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.собирать, обрабатывать кодировать, группировать данные политологических исследований; анализировать, используя основные методы количественного анализа, политологические данные; использовать для этого соответствующее программное обеспечение; применять методики политологического анализа; создавать научно-аналитические и исследовательские работы с применением количественных методов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками исследования политической сферы; сбора и обработки данных; анализа данных с использованием соответствующего программного обеспечения; создания научно-аналитических и исследовательских работ с применением количественных методов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы количественных методов в политическом анализе
1.1. Количественные методы в политическом анализе Лекции 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.2. Основы количественных методов в политическом анализе: виды, методики и приемы Сам. работа 6 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.3. Основы одномерного анализа Лекции 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
1.4. Одномерный анализ номинальных, порядковых и интервальных переменных Сам. работа 6 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
1.5. Основы нормирования и преобразования данных Лекции 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
1.6. Стандартизация и нормирование данных Сам. работа 6 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
1.7. Основы статистической связи или двумерный анализ данных Лекции 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
1.8. Статистическая связь в корреляционном анализе Сам. работа 6 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
Раздел 2. Основы многомерного анализа данных
2.1. Регрессионный анализ данных Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
2.2. Регрессионный анализ в научных исследованиях Сам. работа 6 5 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
2.3. Дисперсионный анализ данных (ANOVA) Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
2.4. Многофакторный дисперсионный анализ Сам. работа 6 5 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.5
2.5. Анализ временных рядов Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
2.6. Анализ временных рядов в политической сфере Сам. работа 6 5 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.5
2.7. Кластерный анализ Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
2.8. Основы метрик в кластерном анализе Сам. работа 6 5 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.5
2.9. Факторный анализ Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
2.10. ПАТ-анализ или каузальный анализ Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
2.11. Факторный анализ и ПАТ-анализ: логика конвергенции Сам. работа 6 5 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.5
2.12. Логика научного исследования Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
2.13. Логика УИРС: количественное измерение Сам. работа 6 5 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические и тестовые задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шашкова Я.Ю. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2012
Л1.2 Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104404
Л1.3 Ахременко, А. С. Политический анализ и прогнозирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A87E380A-2667-4861-822C-0CE0F295B9ED
Л1.4 Туронок С.Г. Политический анализ и прогнозирование: Учебник Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/86D6130B-109C-40B4-8090-1C86DD4BA38C/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie
Л1.5 Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование в 2 ч. Ч.1-2 : Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A87E380A-2667-4861-822C-0CE0F295B9ED/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-1; https://biblio-online.ru/book/4D10E4F3-DB0C-4B76-8AFD-669FD18343DC/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие М.: Гардарики, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики РФ www.gks.ru
Э2 ВЦИОМ https://wciom.ru/
Э3 ФОМ fom.ru/
Э4 Левада-центр www.levada.ru/
Э5 Электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru
Э6 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э7 ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/
Э8 Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э9 ЭУМК Количественные методы в политическом анализе https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2948
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Программное обеспечение статистического анализа данных (SPSS или Statistica).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
4. База данных «Политические представления и установки жителей Республики Алтай и Алтайского края в современных условиях развития российского общества (2013 г.)», №2016621561 от 24.11.2016 (на диске).

ЭУМК:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2948

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Количественные методы в политическом анализе» проходят в форме лекций и практических занятий, а также тестовых заданий. Во время лекций студенту предлагается некоторый объем нормативного знания о технологиях и методах анализа, сбора, обработки политических процессов и явлений. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практике, и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практике или тестовому заданию следует просмотреть конспекты лекций по теме практике и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, решать задачи и принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. углубления и закрепления знаний обучающегося по предмету;
2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал;
4. развития познавательных способностей студента;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии.