Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Д.п.н., проф. Шашкова Ярослава Юрьевна
1.1. | Дисциплина «Количественные методы в политическом анализе» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с методологией и методикой получения, обработки и анализа социологических и политологических данных, в том числе в соответствующем программном обеспечении, диагностики политических ситуаций, акторов и процессов, сформировать у них соответствующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности. Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: ознакомление с методологией анализа социологических и политологических данных; рассмотрение методик сбора данных о политических процессах и явлениях; изучение содержания и технологии использования эмпирических методов анализа; изучение и освоение соответствующего программного обеспечения; формирование навыка применения методик сбора и анализа политических данных. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ОПК-4 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных понятиях и параметрах количественных методов в политическом анализе; основные методы сбора и обработки данных; методы анализа политических процессов и отношений; о методике составления научно-аналитических отчетов и исследовательских работ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | собирать, обрабатывать кодировать, группировать данные политологических исследований; анализировать, используя основные методы количественного анализа, политологические данные; использовать для этого соответствующее программное обеспечение; применять методики политологического анализа; создавать научно-аналитические и исследовательские работы с применением количественных методов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками исследования политической сферы; сбора и обработки данных; анализа данных с использованием соответствующего программного обеспечения; создания научно-аналитических и исследовательских работ с применением количественных методов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы количественных методов в политическом анализе | ||||||
1.1. | Количественные методы в политическом анализе | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.2. | Основы количественных методов в политическом анализе: виды, методики и приемы | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.3. | Основы одномерного анализа | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Одномерный анализ номинальных, порядковых и интервальных переменных | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | Основы нормирования и преобразования данных | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.6. | Стандартизация и нормирование данных | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.7. | Основы статистической связи или двумерный анализ данных | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.8. | Статистическая связь в корреляционном анализе | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Основы многомерного анализа данных | ||||||
2.1. | Регрессионный анализ данных | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Регрессионный анализ в научных исследованиях | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Дисперсионный анализ данных (ANOVA) | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Многофакторный дисперсионный анализ | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.5. | Анализ временных рядов | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
2.6. | Анализ временных рядов в политической сфере | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Кластерный анализ | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
2.8. | Основы метрик в кластерном анализе | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.9. | Факторный анализ | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
2.10. | ПАТ-анализ или каузальный анализ | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
2.11. | Факторный анализ и ПАТ-анализ: логика конвергенции | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.12. | Логика научного исследования | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
2.13. | Логика УИРС: количественное измерение | Сам. работа | 6 | 5 | Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические и тестовые задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ахременко, А. С. | Политический анализ и прогнозирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/A87E380A-2667-4861-822C-0CE0F295B9ED |
Л1.2 | Ахременко А.С. | Политический анализ и прогнозирование в 2 ч. Ч.1-2 : Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | https://biblio-online.ru/book/A87E380A-2667-4861-822C-0CE0F295B9ED/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-1; https://biblio-online.ru/book/4D10E4F3-DB0C-4B76-8AFD-669FD18343DC/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-2 |
Л1.3 | Попова О.В. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов | М. : Аспект Пресс, 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104404 |
Л1.4 | Туронок С.Г. | Политический анализ и прогнозирование: Учебник | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.5 | Шашкова Я.Ю. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие | Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ахременко А.С. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие | М.: Гардарики, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба государственной статистики РФ | www.gks.ru | ||
Э2 | ВЦИОМ | wciom.ru | ||
Э3 | ФОМ | fom.ru/ | ||
Э4 | Левада-центр | www.levada.ru/ | ||
Э5 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э6 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э7 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э8 | Университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э9 | ЭУМК Количественные методы в политическом анализе | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Программное обеспечение статистического анализа данных (SPSS или Statistica). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); 4. База данных «Политические представления и установки жителей Республики Алтай и Алтайского края в современных условиях развития российского общества (2013 г.)», №2016621561 от 24.11.2016 (на диске). ЭУМК: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2948 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Количественные методы в политическом анализе» проходят в форме лекций и практических занятий, а также тестовых заданий. Во время лекций студенту предлагается некоторый объем нормативного знания о технологиях и методах анализа, сбора, обработки политических процессов и явлений. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практике, и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практике или тестовому заданию следует просмотреть конспекты лекций по теме практике и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, решать задачи и принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. углубления и закрепления знаний обучающегося по предмету; 2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал; 4. развития познавательных способностей студента; 5. формирования навыков исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии. |