МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная риторика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная риторика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.В условиях интенсификации и усложнения информационного обмена, угрозы разрыва социальных и межличностных связей в современном российском обществе возрастает задача развития коммуникативных умений выпускников высших учебных заведений, ориентированных на работу в сфере профессиональной коммуникации. Все это повышает значимость сознательного отношения студента к собственной и других членов социума речевой коммуникации, его роли в осуществлении риторизации профессиональной сферы.
Целью дисциплины является формирование коммуникативных компетенций в профессиональной деятельности филолога.
Задачи освоения учебной дисциплины:
1. Определить область профессиональной риторики как интегративную сферу проявления речевой коммуникации.
2. Сформировать понятие коммуникативной (риторической компетенции).
3. Сформировать методологическую базу анализа коммуникативной ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
ОПК-4: способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-11: готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства
ПК-12: владением навыками квалифицированного языкового сопровождения международных форумов и переговоров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.риторические компетенции, необходимые в деятельности филолога
3.2.Уметь:
3.2.1.применять категориальный аппарат риторической коммуникации к анализу речевой деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными моделями и инструментами риторического анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Риторика как теоретическая база современных лингвистических парадигм.
1.1. Свойство интегративности риторики как база построения общей методологии исследования языковых единиц разного уровня, охватывающая проблематику создания и воздействия речи. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Понятие коммуникативной (риторической) компетенции как осознанное достижение желаемых результатов в общении с людьми при избежании нежелательных эффектов. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Способы и инструменты адекватного и успешного включения ритором аудитории в коммуникативную ситуацию. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л3.1
1.4. Анализ и отработка способов и моделей передачи обратной связи в коммуникативной ситуации. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л3.1
1.5. Риторика как научная дисциплина. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.6. Риторическая модель коммуникации. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.7. Риторика как теоретическая база современных лингвистических парадигм. Сам. работа 1 24 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Отработка навыков эффективного общения.
2.1. Говорящий как субъект риторической коммуникации. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л3.1
2.2. Целевая аудитория как субъект риторической коммуникации. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.3. Отработка навыков эффективного общения. Сам. работа 1 28 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.4. Риторический текст. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.5. Порождение риторического текста. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.6. Система жанров в риторике. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.7. Отработка навыков эффективного общения. Сам. работа 1 30 ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания

см. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств
см. прикрепленный файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Земская Ю.Н. и др. Теория текста: учебное пособие М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 https://e.lanbook.com/book/84338
Л1.2 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие М.:"Флинта" - https://e.lanbook.com/book/44281, 2013 https://e.lanbook.com/book/44281
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: краткий курс М.: АСТ, [2007]
Л2.2 Под ред. М.А. Василика Основы теории коммуникации: учебник М.: Гардарики, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Э2 www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э3 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru -
Э4 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии vak.ed.gov.ru
Э5 Профессиональная риторика https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6847
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два вопроса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Зачет проводится в устной форме. За ответ на каждый вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Для получения "зачтено", студенту нужно набрать от 51 балла. Допуск к зачету осуществляется после сдачи на положительную оценку реферата.