Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.
1.1. | В условиях интенсификации и усложнения информационного обмена, угрозы разрыва социальных и межличностных связей в современном российском обществе возрастает задача развития коммуникативных умений выпускников высших учебных заведений, ориентированных на работу в сфере профессиональной коммуникации. Все это повышает значимость сознательного отношения студента к собственной и других членов социума речевой коммуникации, его роли в осуществлении риторизации профессиональной сферы. Целью дисциплины является формирование коммуникативных компетенций в профессиональной деятельности филолога. Задачи освоения учебной дисциплины: 1. Определить область профессиональной риторики как интегративную сферу проявления речевой коммуникации. 2. Сформировать понятие коммуникативной (риторической компетенции). 3. Сформировать методологическую базу анализа коммуникативной ситуации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-2 | владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
ПК-11 | готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства |
ПК-12 | владением навыками квалифицированного языкового сопровождения международных форумов и переговоров |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | риторические компетенции, необходимые в деятельности филолога |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять категориальный аппарат риторической коммуникации к анализу речевой деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными моделями и инструментами риторического анализа |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Риторика как теоретическая база современных лингвистических парадигм. | ||||||
1.1. | Свойство интегративности риторики как база построения общей методологии исследования языковых единиц разного уровня, охватывающая проблематику создания и воздействия речи. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Понятие коммуникативной (риторической) компетенции как осознанное достижение желаемых результатов в общении с людьми при избежании нежелательных эффектов. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Способы и инструменты адекватного и успешного включения ритором аудитории в коммуникативную ситуацию. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Анализ и отработка способов и моделей передачи обратной связи в коммуникативной ситуации. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Риторика как научная дисциплина. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
1.6. | Риторическая модель коммуникации. | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.7. | Риторика как теоретическая база современных лингвистических парадигм. | Сам. работа | 1 | 24 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 2. Отработка навыков эффективного общения. | ||||||
2.1. | Говорящий как субъект риторической коммуникации. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Целевая аудитория как субъект риторической коммуникации. | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л3.1, Л1.2 |
2.3. | Отработка навыков эффективного общения. | Сам. работа | 1 | 28 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
2.4. | Риторический текст. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Порождение риторического текста. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Система жанров в риторике. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
2.7. | Отработка навыков эффективного общения. | Сам. работа | 1 | 30 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-11, ПК-12 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. прикрепленный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. прикрепленный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Земская Ю.Н. и др. | Теория текста: учебное пособие | М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Кашкин В.Б. | Введение в теорию коммуникации: учебное пособие | М.:"Флинта" - https://e.lanbook.com/book/44281, 2013 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. М.А. Василика | Основы теории коммуникации: учебник | М.: Гардарики, 2005 | |
Л2.2 | Кашкин В. Б. | Основы теории коммуникации: краткий курс | М.: АСТ, [2007] | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Чувакин А.А. | Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка | www.ruscorpora.ru | ||
Э2 | www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | www.gramota.ru | ||
Э3 | www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | www.russcomm.ru - | ||
Э4 | vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии | vak.ed.gov.ru | ||
Э5 | Профессиональная риторика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В экзаменационный билет включено два вопроса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Зачет проводится в устной форме. За ответ на каждый вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Для получения "зачтено", студенту нужно набрать от 51 балла. Допуск к зачету осуществляется после сдачи на положительную оценку реферата. |