МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
докт.филол.наук, проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Риторика

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является формирование у студентов-филологов теоретических представлений и практических навыков в области продуцирования риторического текста.

Задачи курса:
1. изучение эволюционных процессов в риторике как науке;
2. освоение учащимися составляющих риторической модели коммуникации;
3. формирование у обучающихся навыков трансформации текста/речи с учетом параметров коммуникативной ситуации и специфики ее реализации;
4. ознакомление студентов с современными концепциями речепроизводства;
5. выработка навыков создания риторического текста определенных жанровых разновидностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
ПК-4 владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-об эволюционных процессах в риторике как науке;
-о современных концепциях речепроизводства.
3.2.Уметь:
3.2.1.-знать составляющие риторической модели коммуникации с учетом параметров коммуникативной ситуации и специфики ее реализации;
-уметь трансформировать текст/речь с учетом параметров коммуникативной ситуации и специфики ее реализации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-трансформации текстов разных видов и жанров в сответствии с разными типами коммуникативных ситуаций;
-создания риторических текстов определенных жанровых разновидностей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Риторика как научная дисциплина Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Риторика как научная дисциплина Сам. работа 7 6 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Риторическая коммуникация
2.1. Риторическая модель коммуникации Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Говорящий как субъект риторической коммуникации Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Целевая аудитория как субъект риторической коммуникации Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Основные компоненты риторической модели коммуникации. Практические 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Образ Говорящего в коммуникации Практические 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Целевая аудитория как субъект риторической коммуникации Практические 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Риторическая коммуникация Сам. работа 7 18 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Риторический текст
3.1. Риторический текст как разновидность публичной речи Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Порождение риторического текста Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Система жанров в риторике Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Порождение риторического текста: риторический канон Практические 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Порождение риторического текста: стратегическое планирование и современный подход к риторическому тексту, тактический аспект в современных концепциях порождения риторического текста Практические 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Система жанров в риторике. Практические 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Профессиональная коммуникация в высшей школе Практические 7 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Риторический текст Сам. работа 7 20 ОПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие М.: Флинта, 2018 http://znanium.com/bookread2.php?book=495849&spec=1 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=84557 https://e.lanbook.com/book/109517
Л1.2 Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: учеб. пособие М.: Флинта, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. А.А. Чувакина Основы общей риторики : учеб. пособие для вузов Барнаул : Изд-во АГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Аннушкин В.И. История русской риторики: хрестоматия М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э3 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru
Э4 Риторика (курс в системе Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым занятия способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме.

Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Методические указания по подготовке к зачету
Основное в подготовке к зачету – это повторение всего материала курса. При подготовке к зачету следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на практических занятиях), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачете может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном.

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Риторика». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Риторика».