МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История социологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
История социологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент В.В. Нагайцев

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент В.В. Нагайцев

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с наследием российской социологической мысли, что составляет фундамент профессиональной социологической и общекультурной подготовки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1: Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2: Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3: Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы анализа фактических данных, возникающих на различных этапах становления и развития социологии как науки для подготовки аналитической информации об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
- теоретические методы описания и анализа социологических исследований в контексте их генезиса в историческом процессе
- теоретические основы истории зарубежной и отечественной социологии, общие и отличительные черты зарубежных и отечественных социологических школ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы анализа фактических данных, возникающих на различных этапах становления и развития социологии как науки для подготовки аналитической информации об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
-применять на практике теоретические методы описания и анализа социологических исследований в контексте их генезиса в историческом процессе
- выявлять периодизацию и классифицировать историю зарубежной и российской социологии и оценивать возможности социологических теорий для анализа современных проблем российского общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками практического применения методов анализа фактических данных, возникающих на различных этапах становления и развития социологии как науки для подготовки аналитической информации об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
-навыками практического применения теоретических методов описания и анализа социологических исследований в контексте их генезиса в историческом процессе
- навыками практического применения сведений о динамике социологического знания в России и за рубежом для анализа современных проблем общества и умением применять на практике методы социологии для анализа социальных проблем, потребностей и интересов различных социальных групп

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и основные тенденции западной социологии
1.1. Особенности становления социологии как самостоятельной науки. Ведущие школы и направления. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Особенности становления социологии как самостоятельной науки. Ведущие школы и направления. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Особенности становления социологии как самостоятельной науки. Ведущие школы и направления. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. История французской социологии. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. История французской социологии. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. История французской социологии. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. История немецкой социологической школы. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. История немецкой социологической школы. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. История немецкой социологической школы. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Английская социология. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Английская социология. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Английская социология. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. История австрийской социологии. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. История австрийской социологии. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. История австрийской социологии. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.19. Итальянская социология. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.20. Итальянская социология. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.21. Итальянская социология. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.22. Ранняя американская социология. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.23. Ранняя американская социология. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.24. Ранняя американская социология. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.25. Развитие американской социологии в 30-80 годы. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.26. Развитие американской социологии в 30-80 годы. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.27. Развитие американской социологии в 30-80 годы. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.28. Современный этап развития зарубежной социологии. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.29. Современный этап развития зарубежной социологии. Практические 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.30. Современный этап развития зарубежной социологии. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Возникновение и особенности развития российской социологии.
2.1. Условия, предпосылки и особенности возникновения, основные этапы развития социологии в России. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Условия, предпосылки и особенности возникновения, основные этапы развития социологии в России. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Условия, предпосылки и особенности возникновения, основные этапы развития социологии в России. Сам. работа 2 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Натуралистическое направление в российской социологии. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Натуралистическое направление в российской социологии. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Натуралистическое направление в российской социологии. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Субъективно-этическая социология. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Субъективно-этическая социология. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Субъективно-этическая социология. Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Неокантианское направление в российской социологии. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Неокантианское направление в российской социологии. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Неокантианское направление в российской социологии. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. Неопозитивизм в отечественной социологической мысли. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. Неопозитивизм в отечественной социологической мысли. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Неопозитивизм в отечественной социологической мысли. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.16. Социология М. Ковалевского и П. Сорокина. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.17. Социология М. Ковалевского и П. Сорокина. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.18. Социология М. Ковалевского и П. Сорокина. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.19. Религиозно-философское направление в российской социологии. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.20. Религиозно-философское направление в российской социологии. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.21. Религиозно-философское направление в российской социологии. Сам. работа 2 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.22. Марксистская социология в России Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.23. Марксистская социология в России Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.24. Марксистская социология в России Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.25. Неославянофильское направление в отечественной науке. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.26. Неославянофильское направление в отечественной науке. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.27. Неославянофильское направление в отечественной науке. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.28. Особенности развития социологии в послеоктябрьский период. Лекции 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.29. Особенности развития социологии в послеоктябрьский период. Практические 2 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.30. Особенности развития социологии в послеоктябрьский период. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
Вопросы к зачету
1. Досоциологические представления об обществе и закономерностях его развития.
2. Теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии.
3. О. Конт – основоположник социологии.
4. Социология Г. Спенсера.
5. Социологические представления К. Маркса о капиталистическом обществе. Основы периодизации истории.
6. Понятие «марксистская социология» и его многозначность.
7. Неомарксизм в европейской социологии.
8. Досоциологические социальные исследования в странах Европы.
9. Социальная теория Шарля Луи Монтескье.
10. Ранняя французская социология (А. Кетле, Ле Пле и др.)
11. Социал-дарвинистское направление в социологии. (А. де Габино, Г. Лебон, Т.В. де Лапуж). Виталистские идеи.
12. Э. Дюркгейм и его социологическая школа.
13. М. Вебер «Протестанская этика и дух капитализма».
14. Раймон Арон «Этапы развития социологической мысли».
15. Современная французская социология.
16. Общесоциологическая концепция Р. Арона.
17. Формальная школа в социологии (Г. Зиммель).
18. Историко-социологические взгляды Баденской школы неокантианства.
19. Ранняя немецкая социология.
20. «Понимающая» социология М. Вебера.
21. Социологические взгляды Р. Дарендорфа.
22. Социологические взгляды В. Зомбарта.
23. Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер,Т. Адорно, Г. Маркузе и др.)
24. Современная немецкая социология.
25. Английская социология на рубеже XIX-XX веков (Ч. Бут, Бокль, А. Смит)
26. Позитивизм Дж. Стюарта Милля.
27. Итальянская социология. Социологические взгляды В. Парето.
28. Феноменологическая социология А. Шюца.
29. Феноменологическая социология П. Бергера и Т. Лукмана.
30. Австрийская социология.
31. З. Фрейд. Психоанализ и его социологизация.
32. Неофрейдизм и фрейдомарксизм (К. Хорни, Р. Райх , Э. Фромм и др.)
33. Ранняя американская социология.
34. Основные направления американской социологии.
35. Чикагская социологическая школа.
36. Бихевиоризм и необихевиоризм в американской социологии (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.)
37. Психологическое направление в социологии.
38. Интегральная социология П. Сорокина.
39. Неопозитивизм в западной социологии.
40. Развитие американской социологии с 30 по 80 гг. XX века.
41. Технологические концепции общественного развития (Ростоу, Гелбрейт, Белл).
42. Символический интеракционизм в американской социологии (И. Гофман, Дж. Мид и др.)
43. Теория функционализма Ф. Мертона.
44. Структурный функционализм Т. Парсонса.
45. Морено. Социометрический анализ малых групп.
46. Этнометодология в американской социологии (Г. Гарфинкель).
47. Западная социология на рубеже XXI века.
48. Психоаналитическая ориентация в американской социологии.
49. Культурный витализм А. Тойнби.
50. Виталистские идеи в классической западной социологии.

Вопросы к экзамену
1. Условия, предпосылки и особенности возникновения российской социологии.
2. Досоциологический этап в развитии отечественной социальной мысли
3. Основные этапы развития российской социологии.
4. Основные направления и школы в российской социологии.
5. Классическая и неклассическая социология в России.
6. Социальные взгляды П.М. Кропоткина.
7. Отличительные особенности и основная проблематика советской национальной социологии 1-ой половины XX века.
8. Натуралистическое направление в российской социологии.
9. Теория этногенеза Л. Гумилева.
10. Л. Мечников о роли географического фактора в истории. Закон «трех фазисов исторического развития».
11. Теоретико-методологические основы российской народнической социологии.
12. Развитие советской социологии в 20-е-30-е годы.
13. Учение М.А. Бакунина о сущности человека и общества, о прогрессе, о религии, государстве и революции.
14. Социологическая концепция П.А. Кропоткина: факторы и закономерности общественного развития, сущность государства, назначение революции, понятие прогресса.
15. Волюнтаристская теория П.Н. Ткачева.
16. Понятие «субъективная социология», «субъективный метод» в социологии.
17. Субъективно-этическая социология П.Л. Лаврова.
18. Социологические воззрения Н.К. Михайловского: обоснование субъективного метода.
19. Позитивизм и неопозитивизм в российской социологии.
20. Позитивистская социология М. Ковалевского.
21. Социология неопозитивизма П.А. Сорокина.
22. Неопозитивизм К.М. Тахтарева и А.С. Звоницкой.
23. Социальные взгляды В.И. Ульянова-Ленина.
24. Легальный марксизм в России.
25. Марксистская социология в советский и постсоветский периоды.
26. Социологические идеи Г.В. Плеханова.
27. Общая характеристика российского социологического неокантианства.
28. Неокантианская социология Л.И. Петражицкого.
29. Н.И. Кареев «Марксистская социология».
30. Славянофильская и неославянофильская социология в России: персоналии, концептуальные отличия.
31. Понятие «культурно-исторического типа» в социологии Н.Я. Данилевского.
32. Понятие «жизненные силы» культуры. Законы культурного развития и межкультурного взаимодействия в социологии Н.Я. Данилевского.
33. Социология К. Леонтьева: «формула» прогресса, циклизм в жизни культур. губительность последствий либерально-эгалитарного процесса.
34. Социальная теория Н. Бердяева и Н. Федорова.
35. Социологические идеи о принципах социальной организации В.С. Соловьева.
36. Е.Н. Трубецкой об основных началах общественного устроения и развития.
37. Анализ роли духовного фактора в историческом процессе И.А. Ильиным.
38. С.Л. Франк: культурвиталистский анализ русской революции, сущности и социальной роли русской интеллигенции.
39. С. Булгаков о специфике и уровнях социальной науки. Социология и христианство.
40. П. Новгородцев о социальной роли христианско-православных принципов, чертах русской нации, патриотизме и культурном национализме.
41. Характеристика русской культуры Г.Ф. Федотовым.
42. Евразийская социология первой половины XX века.
43. Характеристика евразийства как идейного течения.
44. Социологический витализм. Концепция жизненных сил социальных субъектов.
45. Тенденции и перспективы развития социологического знания в России в 21 веке.
46. Контуры русской национальной социологии в России начала XXI века.
47. Работа К.Н. Леонтьева «Византизм и славянство».
48. Работа Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».
49. Сборник «Вехи»: анализ особенностей русской интеллигенции.
50. Алтайская социологическая школа.

Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Составьте перечень основных характеристик этапов развития западной социологии, оформите в виде таблицы.
Практическое задание № 3. Составьте перечень основных характеристик этапов развития российской социологии, оформите в виде таблицы.
Практическое задание № 3. Оцените вклад основоположников отечественной социологии, обоснуйте свою позицию.
Практическое задание № 4. Оцените вклад основоположников западной социологии, обоснуйте свою позицию.
Практическое задание № 5. Сравните основные характеристики этапов становления и развития западной и российской социологии, а затем выделите общие и отличительные черты.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. П.А. Сорокин: концепция социокультурной динамики и ее значение в объяснении современных культурных процессов.
2. Неопозитивизм в современной социологии.
3. Основные формы и направления современного неомарксизма.
4. Проблема предмета и метода в формальной школе социологии.
5. Виталистские идеи в западной социологии.
6. Марксизм и судьба социологии в советский период российской истории.
7. Проблема предмета и метода в трактовке Баденской школы социологии.
8. Неофункционализм в европейской социологии.
9. Роль системно-функционального анализа в объяснении социальных явлений.
10. Р. Арон об основных этапах социологической мысли.
11. Место социологов франкфуртской школы социологии в истории общественной мысли.
12. Влияние П. Сорокина на развитие американской социологии.
13. Вклад социологов – выходцев из Европы в развитие американской социологии.
14. Англо-американская социология труда.
15. Конфликтология К. Маркса и Р. Дарендорфа: сравнительный анализ.
16. Различные версии понимающей социологии и их значение в объяснении современных социальных процессов.
17. Социологические и политологические взгляды В. Парето. Трактовка политического лидерства.
18. Проблема отчуждения личности от общества в гуманистической социологии и ее актуальность для объяснения социальных процессов в России.
19. Теоретические предпосылки появления марксизма и позитивизма: сходство и различие.
20. Актуальность социологических взглядов Ш.Л. Монтескье для объяснения социальных процессов в России.
21. Географическая школа в западной и российской социологии.
22. Влияние социологии О. Конта на развитие российской социологии.
23. Влияние социологических взглядов К. Маркса на развитие российской социологии.
24. Проблема предмета и метода в различных направлениях американской социологии.
25. Психоаналитическая ориентация в социологии. Использование психоанализа в объяснении социальных явлений и процессов.
26. «Жизненный мир» и «мир повседневности» в феноменологической социологии.
27. Виталистские идеи Г. Зиммеля.
28. Представление о жизненных силах народов и цивилизаций в западной и отечественной социологии: сравнительный анализ.
29. Э. Фромм о тотальной деструктивности XX века как угрозе жизни.
30. Идеи этапов всемирной истории и критерии прогресса в ведущих школах и направлениях российской социологии.
31. Проблема «солидарности» в работах Л.И. Мечникова и М.М. Ковалевского.
32. Значение субъективно-этической школы в истории российской социологии.
33. Евразийская социология в России начала XXI века.
34. Исследование жизненных сил культуры в концепции русских социальных мыслителей.
35. Основные проблемы современной российской социологии по материалам журналов «образование и социальное развитие региона», «Муниципальный мир», «Сибирский социологический вестник».
36. Контуры русской национальной социологии.
37. Социологический витализм в русской социологии.
38. Исследование русского народа в концепциях российских социологов.
39. Русская идея: видение современными отечественными социологами.
40. Западный и русский марксизм: общее и особенное.
41. Судьба марксизма в России.
42. Развитие географической школы в XX веке.
43. Современная неклассическая социология в России.
44. Современные концепции русской нации в российской социологии.
45. Психологическое направление в российской социологии: история и современность.
46. Психологическое направление в российской и западной социологии.
47. Этногенез Л.Н. Гумилева. Значение теории для объяснения социальных явлений.
48. Протосоциология на Алтае и в Сибири.
49. Книга Н.И. Кареева «Основы русской социологии» с т.з. выделения школ и направлений.
50. Культурвитализм в России: история и современность.
51. Русская социологическая мысль о путях развития России.
52. Проблема «Россия-Запад» в российской социологии.
53. Проблема движущих сил общественной жизни в российской социологии.
54. Социогенетика как перспективное направление современной российской социологии.
55. Преемственность идей П. Сорокина российского периода с идеями американского периода.
56. Иерархичность в обществе. «Средний человек» - признак регресса европейской цивилизации (по К. Леонтьеву).
57. Барулинская школа алтайской социологии.
58. В.И. Ленин как социальный мыслитель и практик.
59. Периодизация русской социологии: основание классификаций.
60. Алтайская социологическая школа.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. История социологии в 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/E163D501-10D4-424E-9EF9-300100A0269D
Л1.2 Кравченко, А. И. История социологии в 2 т. Т. 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 https://biblio-online.ru/book/602FA13B-9925-47AF-BE09-4373175F19C6
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мельников, М. В. История социологии. Классический период : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/EE755967-C3B8-467F-AEFF-F1AC4EA85891
Л2.2 Воронцов, А. В. История социологии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/6029F4E8-3DA5-4137-9601-12634B499715
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История социологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2928
Э2 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э3 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э4 www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.