МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. юрид. наук, доцент , Каримов Вячеслав Хамитович

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент , Калашник Наталья Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Зав. кафедрой профессор, д.психол.н. Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Зав. кафедрой профессор, д.психол.н. Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения учебной дисциплины является овладение студентами системой научных знаний и практических навыков, касающихся предупреждения преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
- видах профессиональной деятельности, направленной на выделение лиц группы риска, осуществление психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением.
- определение, этапы и содержание психолого-педагогического консультирования, методы и методики, используемые в психологическом обследовании в процессе психологопедагогического консультирования, способы ведения беседы в психолого-педагогическом консультировании для формирования способности осуществлять психологопедагогическое консультирование.
- знать процессы познавательной деятельности, развитие самосознания, воли у подростков с отклоняющимся девиантным поведением.
- концептуальные основы и принципы психологопедагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков «группы риска»;правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной системной помощи
детям и подросткам «группы риска».
- психологические особенности детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития; методы воздействия и взаимодействия с различными категориями детей и подростков;
- основы комплексной психолого-педагогической помощи детям и подросткам группы риска; основные психолого-педагогические методы работы с детьми и подростками по профилактике основных видов отклоняющегося поведения.
- знать основные направления работы по предотвращению девиантного поведения молодежи.

3.2.Уметь:
3.2.1.
- вести наблюдение за профессиональной деятельностью специалистов, направленной на выделение лиц группы риска, осуществление психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебновоспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением.
- применять способы ведения беседы в психолого-педагогическом консультировании в соответствии с его основными этапами формирования способности осуществлять психолого-педагогическое консультирование, определять методы, используемые в психологическом обследовании в процессе психолого-педагогического консультирования, проводить консультативную беседу.
- корректироватьс акцентом на познавательную деятельность, развитие самосознания, воли у подростков с отклоняющимся девиантным поведением
- самостоятельно формулировать задачи научно-исследовательской и практической работы с детьми и подростками «группы риска»; планировать и реализовывать программы системного пролонгированного психологопедагогического сопровождения детей и подростков «группы риска» в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития; организовывать совместную деятельность со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков «группы риска» по исправлению девиантного поведения.
- планировать и реализовывать программы системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения, организовывать совместную деятельность со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска формирования девиантного поведения; использовать методы и средства социальнопедагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения;
- выявлять психологопедагогические проблемы, приводящие к отклонениям в поведении; использовать методы анализа социальной ситуации развития для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
- опытом наблюдения за профессиональной деятельностью специалистов, направленной на выделение лиц группы риска, осуществление психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебновоспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением.
- приемами ведения консультативной беседы, алгоритмом анализа консультативной ситуации, навыками предъявления и обработки результатов методик, используемых в психологическом обследовании в процессе психолого-педагогического консультирования
- навыками познавательной деятельности, развитие самосознания, воли у подростков с отклоняющимся девиантным поведением.
- методологией и методами создания социальной и образовательной поддержки и среды для детей и подростков группы риска; составления программ и реализации психолого-педагогическогосопровождения детей и
подростков группы риска;
- способами создания благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи, других детей и значимых взрослых;
- навыками реализации направления работы по предотвращению девиантного поведения молодежи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве.
1.1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве. Лекции 3 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л2.4, Л2.9, Л1.1
1.2. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве. Практические 3 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве. Сам. работа 3 12 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Учреждения и органы занимающиеся предупреждением преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
2.1. Учреждения и органы занимающиеся предупреждением преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Лекции 3 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.5, Л2.9, Л2.2, Л1.1
2.2. Учреждения и органы занимающиеся предупреждением преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Практические 3 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л2.5, Л2.9, Л1.1
2.3. Учреждения и органы занимающиеся предупреждением преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Сам. работа 3 12 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Преступления и административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.
3.1. Преступления и административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними. Сам. работа 3 12 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Уголовная, гражданско-правовая и административная ответственность несовершеннолетних.
4.1. Уголовная, гражданско-правовая и административная ответственность несовершеннолетних Сам. работа 3 12 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы.
5.1. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы. Сам. работа 3 16 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.1, Л2.7, Л1.1
Раздел 6. Международные стандарты в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
6.1. Международные стандарты в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Сам. работа 3 16 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л1.1
Раздел 7. Предупреждение отдельных видов преступлений и административных правонарушений,совершаемых несовершеннолетними.
7.1. Предупреждение отдельных видов преступлений и административных правонарушений,совершаемых несовершеннолетними. Сам. работа 3 16 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.8, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для подготовки к зачету
1. Особенности психического развития несовершеннолетних.
2. Основы конституционно–правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации.
3. Права детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Особенности Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Особенности ответственности несовершеннолетних (административная, гражданско–правовая, дисциплинарная, уголовная).
7. Международное сотрудничество по проблемам ювенальной юстиции.
8. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
9. «Пекинские правила» 1985 года.
10. «Эр–Риядские принципы» 1990 года.
11. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 года.
12. Юридическое значение результатов конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, их роль в развитии теории и практики ювенальной юстиции.
13. Виды преступлений против несовершеннолетних и их общая характеристика.
14. Преступления против несовершеннолетних и преступное поведение самих несовершеннолетних: вопросы взаимосвязи.
15. Проблемы уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений.
16. Проблемы уголовной и административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
17. Проблемы уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.
18. Проблемы уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и нормального нравственного и полового развития несовершеннолетних. Вопросы совершенствования Российского законодательства в этой области.
19. Криминологическая характеристика и детерминация преступлений, посягающих на несовершеннолетних.
20. Профилактика преступлений, совершаемых против несовершеннолетних.
21. Виды преступлений, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними и их общая характеристика.
22. Особенности преступности несовершеннолетних и ее тенденции. Состояние, уровень, динамика, тенденции преступности несовершеннолетних в мире на современном этапе. Преступность несовершеннолетних в России и Алтайском крае.
23. Причины преступного поведения несовершеннолетних.
24. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.
25. Профилактика преступлений несовершеннолетних и ее уровни.
26. Опыт зарубежных стран в противодействии преступности несовершеннолетних.
27. Возраст уголовной ответственности и его социальное обоснование. Проблемы возраста уголовной ответственности в российском уголовном праве.
28. Проблемы и особенности практики назначения несовершеннолетним уголовного наказания.
29. Проблемы и особенности практики освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
30. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.
31. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы.
32. История возникновения ювенальной юстиции в России.
33. Специфика реализации судебной власти в отношении несовершеннолетних в современный период.
34. Организационные и правовые предпосылки создания и функционирования ювенальной юстиции в современной России.
35. Англосаксонская и континентальная модели действующей ювенальной юстиции.
36. Анализ существующих Концепций и Проектов федеральных законов о целесообразности внедрения ювенальной юстиции в России.
37. Мнения представителей российской юридической науки и правоприменительной практики о внедрении ювенальной юстиции в России.
38. Практический опыт создания ювенальной юстиции в России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов размещены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Размещен в приложени

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Автомонов А.С. Ювенальная юстиция: учебное пособие: М., 2009
Л2.2 Дементьев О.М. Проблемы возраста уголовной ответственности: Тамбов, 2010
Л2.3 Ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.4 Демидова Е.В. Ювенальная юстиция в Российской Федерации и зарубежных странах: история и современные тенденции: учебн. пособие: Казань: КЮИ МВД России, 2008
Л2.5 Марковичева Е.В. Ювенальное уголовное судопроизводство. Модели, функции, принципы.: СПб., 2010
Л2.6 Толстых В. Л. Курс международного права: учебник М.: Волтерс Клувер, 2010
Л2.7 Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.8 Козаченко, И. Я. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.9 Антонян Ю.М. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование: научное издание: М., 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт ЭБС издательства «Лань». e.lanbook.com
Э2 2. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». www.biblioclub.ru
Э3 3. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU» elibrary.ru
Э4 4. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 курс в Мудл Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-справочные и поисковые системы и сайты:
1. СПС КонсультантПлюч (инсталированный рерс АлтГУ)
2. Электронная база данных "Scopus" (http:www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http: elibrary.asu.ru)
4. Научная библиотека Elibrary (http: elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий и педагогическому контролю

В результате освоения дисциплины студент должен иметь представления об особенностях ювенальной уголовной политики (уголовно-правовой, криминологической, уголовно-процессуальной и др.) в Российской Федерации; о проблемах привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних; о специфике личности несовершеннолетнего преступника и несовершеннолетнего потерпевшего; о направлениях государственной политики в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Студент должен знать нормы уголовного законодательства об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (глава 14 УК РФ) и преступлений против семьи и несовершеннолетних (глава 20 УК РФ); международные документы о правах ребенка в сфере уголовной политики; специфику личности несовершеннолетнего преступника и несовершеннолетнего потерпевшего; основные количественные и качественные показатели преступности несовершеннолетних в Российской Федерации и Алтайском крае; аспекты государственной политики в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Студент должен уметь объяснять и применять нормы уголовного ювенального права; совершенствовать практические навыки применения уголовных норм, касающихся порядка привлечения к уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних; самостоятельно повышать свою профессиональную квалификацию, изучать уголовное законодательство по вопросам ювенального права, практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; применять теоретические знания по вопросам привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних для разрешения практических вопросов; самостоятельно работать с уголовным законом, другими нормативными актами, касающимися ювенальной уголовной политики в Российской Федерации; аргументировано излагать свои выводы по проблемам ювенальной уголовной политики.
Многоаспектность данного специального курса способствует изучению в его рамках отдельных элементов целого ряда юридических наук (уголовное право, уголовный процесс, криминология, некоторые аспекты международного права, административного права, семейного права и др.), что предполагает интенсивное изучение студентами соответствующих нормативно-правовых актов и специальных литературных источников.
Помимо образовательной и практической целей, данный специальный курс обладает огромным воспитательным потенциалом. Получение специальных ювенологических знаний позволяет реализовывать их в деле защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. С этой целью программа включает разработку грантов, социальных проектов с соответствующей презентацией полученных результатов.

Общие методические указания
студентам по изучению дисциплины

Изучение дисциплины «Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними» осуществляется в процессе лекций, семинарских (практических) занятий, а также самостоятельной работы студентов.
При изучении дисциплины студентами особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение нормативного материала, учебной и научной литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях; подготовку материалов и докладов к семинарам; решение задач и выполнение индивидуальных заданий; составление информационных кейсов; подбор и анализ материалов практики; отработку тем пропущенных семинарских занятий; подготовку ответов на вопросы для зачета.
Важная роль при изучении курса принадлежит семинарским (практическим) занятиям. В процессе их проведения организуется систематическая самостоятельная работа студентов, закрепляется материал, который дается студенттам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях студентты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройденного материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки. Семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета студенттами.
Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованным для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале следует обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы, в частности Уголовного кодекса РФ, других законов и нормативных актов, и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно–информационных правовых системах, например, в СПС «КонсультантПлюс: версия Проф». Использование справочных правовых систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Необходимо следить за тем, чтобы при подготовке к семинарским (практическим) занятиям и при работе во время их проведения использовалась действующая редакция уголовного закона с учетом произошедших в уголовно–правовых нормах изменениях. Аналогичное требование предъявляется и к использованию других официальных материалов.
Для поиска материалов практики можно использовать сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru, сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru, сайт информационно–правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com, либо иные источники.
При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, после этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. При этом студентт должен понимать, что приведенным в плане перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция», «Российский следователь», «Российский судья» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет–ресурсы, информационно–справочные и поисковые системы. Кроме того, студентты АлтГУ имеют доступ к электронными коллекциям работ, размещенных в следующих электронно–библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
– составление плана изученного источника;
– перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
– формулирование тезисов (самостоятельного обобщенного и сжатого изложения основных положений изученного источника);
– составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы);
– написание конспекта, отражающего основные положения работы и собственные выводы студентта.
При подготовке к семинарскому занятию студентт должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует четко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.
На семинарских занятиях может быть использована система докладов. Тема доклада определяется по согласованию с преподавателем. Студент самостоятельно решается вопрос о структуре доклада. В докладе необходимо отразить законодательную, теоретические и практические позиции по вопросу. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в планах к семинарским и практическим занятиям, а также к материалам правоприменительной практики. Если в процессе подготовки доклада у студентта возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.
Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре. Они могут дополнять докладчика, задавать ему вопросы, оценивать выступление. На семинаре могут быть использованы формы: «докладчик» – содокладчик», «докладчик – рецензент – оппонент». Оптимальное время выступлений содокладчика, рецензента и оппонента – до 10 минут.
Если докладчиков на одном практическом занятии будет несколько, то возможно проведение занятия или его части в форме мини–конференции Участие студентта в ней оценивается по следующим критериям:
– аргументированность выступления (доказательность суждений);
– грамотность формулирования вопросов, степень их дискуссионности;
– использование в дискуссии материалов источников;
– активность и инициативность в ходе дискуссии;
– культура презентации подготовленного материала;
– культура диалога;
– удовлетворенность результатами дискуссии (возможна организация самооценки студенттами).
По некоторым темам предусмотрено в качестве задания создание информационного кейса или анализ материалов практики. Тематика и рекомендации по выполнению изложены в самих заданиях и могут отличаться в зависимости от кейса.
По ряду тем студенттам будет предложено самостоятельно составить вопросы тестов. Следует учесть, что тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулировано ясным, четким языком, не должно быть двусмысленности или неясности формулировки. Необходимо использовать задания с однозначными ответами. В тестовых заданиях не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора. В тексте не должно быть преднамеренных подсказок или сленга. Из текста исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки. В основную часть задания необходимо включать как можно больше слов, необходимых при формулировании задания, а для ответа оставить меньшую часть, наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы. В задании не должно быть материала, не относящегося к данной проблеме. В ответах должно быть не менее 4 вариантов (т.к. чем меньше вариантов, тем больше процент угадывания).
По некоторым темам предлагается выполнение такого задания как видеоролик. Это задание не является обязательным для выполнения всеми студенттами и выполняется по желанию. Видеоролик может быть подготовлен группой студентов. Сюжет ролика должен содержать только информацию, относящуюся к заданию. Материалы, не несущие смыслового значения и имеющие лишь художественную ценность в ролик включаться не должны. Содержание ролика должно соответствовать законодательству РФ и не нарушать моральных норм. В ходе съемки видеоматериала участники задания также не должны нарушать законодательство РФ. Привлечение иных участников для съемки возможно при наличии их согласия.
В соответствии с учебным планом формами итогового контроля по изучению данной дисциплины являются зачет. Зачет проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке к зачету.
В период подготовки к зачету студентт должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться программой по курсу, определяющей объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачете студент должен содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Знание законодательства с учетом последних изменений является основой успешной сдачи зачета. Обязательным требованием является знание основных тенденций и проблем правоприменительной практики по конкретному вопросу.