МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Демография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Стрижкина И.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Демография

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «10» декабря 2014 г. № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - подготовка специалистов, владеющих современной методологией в области народонаселения, имеющих практические навыки по сочетанию теории и практики демографии в современных условиях при принятии управленческих решений.
В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
• осознание важнейшей роли народонаселения в социально-экономическом развитии России;
• изучение теоретических основ народонаселения;
• изучение закономерностей развития народонаселения;
• изучение системы информационного обеспечения демографии;
• освоение существующих методик определения численности и структуры населения;
• освоение методик демографического анализа;
• овладение современными методологическими приемами демографического прогнозирования;
• изучение особенностей демографических процессов в современных условиях;
• формирование представления о стратегии и тактики управления в области демографии в современных условиях;
• формирование современного представления о демографической политике;
• использование полученных знаний при решении конкретных демографических и социально-экономических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-6 владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия организационно-управленческих решений, оценку результатов и последствий принятого решения, ответственность, социальная значимость и потребности, понятие решений;
закономерности развития народонаселения; существующие методики определения численности и структуры населения; методики демографического анализа ,полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций;
3.2.Уметь:
3.2.1.находить организационно-управленческие решения, оценивает результаты и последствия принятых управленческих решений и нести за них ответственность
распознать особенности демографических процессов в современных условиях, определить задачи органов государственного и муниципального управления при оценке состояния социальной, экономической и политической среды,;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
навыками количественного и качественного анализа, современными методологическими приемами демографического прогнозирования, представления о стратегии и тактике управления в области демографии в современных условиях; представления о демографической политике, решении конкретных демографических и социально-экономических задач.;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы изучения демографии
1.1. Демография как отрасль знаний о населении; ее история и современное состояние; связь со статистикой, социологией, социальной политикой. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.2. Демография как отрасль знаний о населении; ее история и современное состояние; связь со статистикой, социологией, социальной политикой. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.3. Демография как отрасль знаний о населении; ее история и современное состояние; связь со статистикой, социологией, социальной политикой. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.4. Теоретические аспекты изучения народонаселения; методология исследования народонаселения; институты, центры, специалисты. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.5. Теоретические аспекты изучения народонаселения; методология исследования народонаселения; институты, центры, специалисты. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.6. Теоретические аспекты изучения народонаселения; методология исследования народонаселения; институты, центры, специалисты. Сам. работа 8 4 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Практические цели и задачи изучения развития народонаселения нашей страны
2.1. Изучаемые показатели и тенденции Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.2. Изучаемые показатели и тенденции Практические 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.3. Изучаемые показатели и тенденции Сам. работа 8 4 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.4. Текущий учет и переписи населения. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.5. Текущий учет и переписи населения. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.6. Текущий учет и переписи населения. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Учет естественного и механического движения населения.
3.1. Воспроизводство населения. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.2. Воспроизводство населения. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.3. Воспроизводство населения. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.4. Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и мира. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.5. Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и мира. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.6. Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и мира. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.7. Миграция населения. Миграционная политика в современной России, региональная специфика. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.8. Миграция населения. Миграционная политика в современной России, региональная специфика. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.9. Миграция населения. Миграционная политика в современной России, региональная специфика. Сам. работа 8 8 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ПОЛИТИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ.
4.1. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.2. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.3. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.4. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.5. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.6. Урбанизация и особенности расселения в России. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.7. Урбанизация и особенности расселения в России. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.8. Урбанизация и особенности расселения в России. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.9. Региональные аспекты демографической политики в России, в развитых и развивающихся странах мира. Практические 8 4 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.10. Региональные аспекты демографической политики в России, в развитых и развивающихся странах мира. Сам. работа 8 8 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Борисов В.А. Демография: учеб. для вузов М.: NOTA BENE, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л.Л. Рыбаковского Практическая демография: учебник М.: ЦСП, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Лань»,
Э2 ЭБС Университетская библиотека online
Э3 Харченко Л.П. Демография: Учебное пособие.- М.: Омега, 2011.-373с. // ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э4 курс в Moodle "Демография" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.