МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Качественный анализ данных
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
Качественный анализ данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности к использованию методов качественного анализа данных для критического восприятия и анализа профессиональной информации, проведения научных исследований, письменного и устного изложения результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы использования методов качественного анализа данных для критического восприятия и анализа профессиональной информации, проведения научных исследований, письменного и устного изложения результатов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методы качественного анализа данных для проведения научных исследований, письменного и устного изложения результатов и критического восприятия полученных социологических данных в процессе исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения целесообразности методов качественного анализа данных для проведения конкретных научных исследований, письменного и устного изложения результатов, критического восприятия полученных социологических данных в процессе исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология качественного анализа данных.
1.1. Подготовка первичной социологической информации к обработке. Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Подготовка первичной социологической информации к обработке. Сам. работа 4 7 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Последовательность действий социолога при анализе данных социологического исследования. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Последовательность действий социолога при анализе данных социологического исследования. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Характеристика основных методов анализа социологической информации. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Характеристика основных методов анализа социологической информации. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Описание как метод анализа информации. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Объяснение как метод анализа информации. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Процедура прогноза как метод анализа информации. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Анализ данных в повторных и сравнительных социологических исследованиях. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Гибкие методы сбора информации и особенности анализа полученной информации. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Электронные методы сбора информации и особенности анализа полученной информации. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Обоснование выводов и рекомендаций в социологическом исследовании. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Обоснование выводов и рекомендаций в социологическом исследовании. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Итоговые документы социологического исследования. Требования, предъявляемые к ним. Сам. работа 4 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Особенности подготовки и написания социологического отчета. Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Особенности подготовки и написания социологического отчета. Сам. работа 4 7 ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Общая характеристика и особенности заключительного этапа социологического исследования.
2. Виды итоговых документов. Зависимость итогового документа от вида исследования.
3. Информация (информационная справка) как заключительный документ социологического исследования.
4. Информационная записка: структура и основные разделы.
5. Аналитическая записка: структура и основные разделы.
6. Отчет о научно-исследовательской работе (НИР): структура и основные разделы.
7. Графическое изображение данных в заключительных документах социологического исследования. Виды графического изображения данных.
8. Логика построения отчета. Структура отчета. Приложения к отчету.
9. Ценность социологической информации.
10. Ошибки социологического исследования и их влияние на качественный анализ данных.
11. Проверка методических документов на точность, полноту и качество заполнения.
12. Нумерация методических документов Кодирование информации. Подготовка к обработке открытых вопросов.
13. Логическая программа обработки информации. Виды обработки информации.
14. Цель социологического исследования как определение уровня анализа социологических данных.
15. Описание всей совокупности данных как первая стадия анализа. Уплотнение исходной информации и формирование агрегатных признаков на второй стадии анализа.
16. Использование индексов при уплотнении информации. Первичные и вторичные индексы.
17. Интерпретация и объяснение данных на третьей стадии.
18. Прогноз как четвертая стадия анализа.
19. Гипотезы социологического исследования как методологический инструмент анализа полученных данных. Требования, предъявляемые к гипотезам.
20. Описательные методы анализа: простая группировка, классификация (перекрестная группировка), эмпирическая типологизация.
21. Объяснительные методы анализа: теоретическая типологизация, эксперимент.
22. Виды группировок.
23. Особенности построения перекрестной группировки.
24. Перекрестная группировка (классификация) и ее анализ.
25. Особенности построения трехмерных таблиц.
26. Возможности факторного и кластерного анализа социологических данных.
27. Виды объяснения: причинное, генетическое, структурно-функциональное; уверенное и предположительное.
28. Отличия объяснения от описания и интерпретации.
29. Теоретическая (конструированная) типологизация как метод объяснительного анализа.
30. Идеальная модель как средство теоретической типологизации.
31. Эксперимент как метод анализа и его виды (натурный и мысленный). Функции экспериментирования.
32. Процедуры воссоздания экспериментальной ситуации.
33. Понятие прогноза. Виды прогнозов: тривиальный и нетривиальный прогноз; оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолго¬срочные) прогнозы; поисковые и нормативные прогнозы.
34. Источники информации, необходимые для прогнозирования.
35. Основные прогностические приемы.
36. Особенности использования и аналитические возможности экстраполяции, моделирования и экспертизы.
37. Понятие и роль «прогнозного фона» при социальном прогнозировании.
38. Общие правила, которые предъявляются к повторным и сравнительным социологическим исследованиям для аналитической работы.
39. Виды сравнительных и повторных исследований.
40. Вторичный анализ социологических данных как разновидность сравнительного анализа.
41. Количественные и качественные методы сбора информации. Качественный подход к социальному знанию в научном исследовании.
42. Case study как метод и методология социологического исследования.
43. Нарративное, клиническое (интенсивное), фокусированное интервью: особенности организации и реализации.
44. Анализ личных документов.
45. Фокус-группа: организация, реализация, познавательные возможности.
46. Качественный анализ результатов при контент-анализе текстов.
47. Электронные фокус-группы и особенности анализа социологической информации.
48. Электронные опросы: особенности анализа социологической информации.
49. Понятие рекомендации и ее роль в итоговом документе.
50. Технология внедрения практических рекомендаций.
51. Вариативность рекомендаций. Виды рекомендаций. Теоретическая и практическая рекомендации.
52. Требования к разработке рекомендаций.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития социальных процессов исходя из предложенного массива статистических данных (массив данных предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 3. Изложите в форме текста основные результаты качественного анализа данных, представленных на графике/ в таблице (материал предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 4. Оцените значимость объективных и субъективных факторов, влияющих на реальное состояние и динамику социальных процессов (материал предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 5. Постройте таблицу на основе предоставленных эмпирических социологических данных (материал предоставляется преподавателем).

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Case study как метод и методология социологического исследования. Нарративное, клиническое (интенсивное), фокусированное интервью: особенности организации и реализации.
2. Анализ личных документов.
3. Анализ социологической информации, полученной при помощи качественных методов.
4. Виды обработки информации.
5. Виды сравнительных и повторных исследований.
6. Возможности факторного и кластерного анализа социологических данных.
7. Вторичный анализ социологических данных как разновидность сравнительного анализа.
8. Гипотезы социологического исследования как методологический инструмент анализа полученных данных. Требования, предъявляемые к гипотезам.
9. Графическое изображение данных в заключительных документах социологического исследования.
10. Зависимость итогового документа от вида исследования.
11. Источники информации, необходимые для прогнозирования.
12. Количественные и качественные методы сбора информации. Качественный подход к социальному знанию в научном исследовании.
13. Логика построения отчета.
14. Общая характеристика и особенности заключительного этапа социологического исследования.
15. Объяснительные методы анализа: теоретическая типологизация, эксперимент.
16. Описательные методы анализа: простая группировка, классификация (перекрестная группировка), эмпирическая типологизация.
17. Основные прогностические приемы.
18. Отчет о научно-исследовательской работе (НИР): структура и основные разделы.
19. Ошибки социологического исследования и их влияние на качественный анализ информации.
20. Понятие и роль «прогнозного фона» при социальном прогнозировании.
21. Проверка методических документов на точность, полноту и качество заполнения.
22. Роль заказчика и заинтересованных лиц на заключительном этапе социологического исследования.
23. Социологическая информация и практическое решение. Понятие рекомендации и ее роль в итоговом документе.
24. Структура отчета.
25. Фокус-группа: организация, реализация, познавательные возможности.
26. Цель социологического исследования как определение уровня анализа социологических данных.
27. Ценность социологической информации.
28. Электронные методы сбора информации и особенности анализа полученной информации

5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/3E3F5B55-EB65-4E57-B9D0-379CF60341A9.
Л1.2 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/8C29F874-FFB5-4EB5-ACCA-673E965566A7.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зерчанинова, Т. Е. Социология: методы прикладных исследований: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://biblio-online.ru/book/sociologiya-metody-prikladnyh-issledovaniy-415051
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://studentam.net/content/category/1/33/42/
Э2 Курс в Moodle Качественный анализ данных" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2972
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы плана, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.