МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в политологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 24 24 24 24
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.м.н., доцент, Петров Евгений Петрович

Рецензент(ы):
д.с.н., зав. каф., Ковалева Алла Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в политологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 15.06.2017 г. № 9
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 15.06.2017 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины. Дать общие представления о математике как особом способе познания мира, ее месте и роли в гуманитарных науках; возможностях применения математических методов в учебной и профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины. Привить компетенции в сфере обработки статистических данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•О математике как науке.
•Об аксиоматическом методе в научном познании.
•Об основных и составных математических структурах.
•О множествах, способах их задания, действиях над ними.
•О комбинаторике, правилах комбинаторики, формулах комбинаторики.
•О теории вероятностей как науке.
•Об основных законах распределения случайных величин: биномиальном, Пуассона, равномерном, нормальном.
•О математической статистике как науке, ее задачах, о ее применении в социологических исследованиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать математику как метод мышления, как язык;
- использовать методы теории вероятностей и статистики при анализе социальных процессов;
- использовать математику как метод мышления, как язык; формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения; использовать методы теории вероятностей и статистики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.•Выполнением операций над множествами: объединение, пересечение, разность, дополнение, декартово произведение. Применением диаграмм Эйлера – Венна.
•Решением задач на применение правил и формул комбинаторики.
•Вычислением вероятностей событий.
•Нахождением законов распределения случайных величин на основе опытных данных. Проверки статистических гипотез. Использования критерия согласия Пирсона.

Владеть приемами систематизации данных, структурирования описания предметной области; методами построения математической модели профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов в политологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. лекционный материал
1.1. Математика как наука. История математики Древнего Египта. История математики Древнего Вавилона. История математики Древнего Китая.Основные математические понятия. Аксиоматический метод в научном познании. Основные и составные математические структуры Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Понятие множества. Способы задания множеств. Подмножество. Число элементов множества. Счетные и несчетные множества. Примеры. Операции над множествами: объединение, пересечение, разность, дополнение, декартово произведение. Диаграммы Эйлера – Венна. Свойства операций над множествами. Понятие бинарного отношения. Примеры. Способы задания бинарных отношений. Свойства бинарных отношений (рефлексивность, симметричность, транзитивность). Эквивалентность. Применение тегретико-множественных подходов в области политологии. Лекции 1 1 Л1.2, Л2.3
1.3. Что изучает комбинаторика. Правила комбинаторики (правило суммы, правило произведения). Формулы комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания (с повторениями и без повторений). Примеры решения задач на применение правил и формул комбинаторики. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.3
1.4. Теория вероятностей как наука. Случайное событие. Виды случайных событий. Классическое определение вероятности. Свойства вероятностей. Геометрическая вероятность. Статистическая вероятность (относительная частота). Субъективная вероятность. Примеры непосредственного вычисления вероятностей. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Полная группа событий. Формула полной вероятности. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.3
1.5. Повторение испытаний. Формула Бернулли. Формула Пуассона. Локальная и интегральная формулы Муавра-Лапласа. Формула нахождения вероятности отклонения относительной частоты от постоянной вероятности в независимых испытаниях. Наивероятнейшее число появлений события в независимых испытаниях, формула его нахождения. Применение теоретико-вероятностных подходов в области политологии. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.3
1.6. Случайные величины. Виды случайных величин: дискретные и непрерывные. Способы задания случайных величин. Числовые характеристики случайных величин. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.3
1.7. Основные законы распределения случайных величин: биномиальный, Пуассона, равномерный, нормальный. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.3
1.8. Статистические оценки параметров распределения: точечные и интервальные. Нахождение законов распределения случайных величин на основе опытных данных. Проверка статистических гипотез. Критерий согласия Пирсона. Лекции 1 4 Л1.2
1.9. Лекции 1 4 Л1.2
Раздел 2. практические занятия
2.1. Множества. Бинарные отношения и их свойства. Практические 1 2 Л2.1
2.2. Комбинаторика. Практические 1 2 Л2.1
2.3. Классическое определение вероятности. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
2.4. Основные теоремы теории вероятностей. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
2.5. Повторные независимые испытания. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
2.6. Случайные величины. Практические 1 4 Л1.1, Л2.2
2.7. Основные законы распределения случайных величин. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
2.8. Оценки параметров распределения. Метод моментов. Критерий согласия Пирсона. Проверка гипотезы о виде распределения генеральной совокупности. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
2.9. Основные понятия математической статистики. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. самостоятельная работа
3.1. История развития математики в России. Формирование понятия числа. Натуральные числа. Целые числа. Рациональные числа. Иррациональные числа. Действительные числа. Комплексные числа. Простые и составные числа. Решето Эратосфена. Сам. работа 1 2 Л2.1
3.2. Счетные и несчетные множества. Решение задач на определение количества элементов множества. Мощность множества. Сам. работа 1 2 Л2.1
3.3. Классы эквивалентности. Отношение порядка (строгий и нестрогий порядок). Полностью и частично упорядоченные множества. Сам. работа 1 2 Л2.1
3.4. Правила комбинаторики (правило суммы, правило произведения). Формулы комбинаторики с повторениями. Решение комбинаторных задач. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Применение формул и правил комбинаторики к решению задач. Сам. работа 1 2 Л2.2, Л2.3
3.6. Статистическая вероятность. Геометрические вероятности. Примеры непосредственного вычисления вероятностей. Применение формул комбинаторики для вычисления вероятностей. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.7. Формулы Байеса. Их применение к решению практических задач. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.8. Локальная и интегральная формулы Муавра-Лапласа, их применение к решению задач. Формула нахождения вероятности отклонения относительной частоты от постоянной вероятности в независимых испытаниях, ее применение к решению задач. Наивероятнейшее число появлений события в независимых испытаниях, формула его нахождения. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.9. Определение непрерывной случайной величины. Определение плотности распределение вероятностей. известной функции распределения. Нахождение вероятности того, что случайная величина примет значение из некоторого интервала. Нахождение математического ожидания, дисперсии, среднего квадратического отклонения. Сам. работа 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.10. Основные характеристики статистического распределения (выборочное среднее, выборочная дисперсия, выборочное среднее квадратическое отклонение). Сам. работа 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету

1 часть

1.Что называют множеством, элементом множества?
2.Какие множества называются счетными (несчетными)?
3.Какие способы задания множеств Вам известны?
4.Какие отношения между множествами Вы знаете?
5.Дайте определение объединения множеств. Приведите пример. Поясните с помощью диаграмм Эйлера.
6.Дайте определение пересечения множеств. Приведите пример. Поясните с помощью диаграмм Эйлера.
7.Дайте определение разности множеств. Приведите пример. Поясните с помощью диаграмм Эйлера.
8.Дайте определение дополнения множества. Приведите пример. Поясните с помощью диаграммы Эйлера.
9.Запишите формулу для нахождения числа элементов объединения двух (трех) множеств.
10.Какие отношения называются бинарными?
11.Какие свойства бинарных отношений Вам известны.
12.Какое отношение называется отношением эквивалентности?
13.Какое событие называют случайным?
14.Что называют испытанием?
15.Какое событие называют достоверным? Приведите примеры.
16.Какое событие называют невозможным? Приведите примеры.
17.Какие события называют совместными? Приведите примеры.
18.Какие события называют несовместными? Приведите примеры.
19.Какие события называют равновозможными? Приведите примеры.
20.Какие события называют противоположными? Приведите примеры.
21.Что называют полной группой событий? Приведите примеры событий, образующих полную группу.
22.Какие исходы испытания называют элементарными?
23.Какие элементарные исходы называют благоприятствующими данному событию?
24.Сформулируйте классическое определение вероятности.
25.Укажите недостатки классического определения вероятности.
26.Что понимается под статистическим определением вероятности?
27.Чем отличаются классическое и статистическое определения вероятности?
28.Что понимают под субъективной вероятностью события?
29.Что изучает комбинаторика?
30.Назовите типы комбинации, которые вам известны.
31.Что называют перестановками?
32.По какой формуле вычисляют число перестановок из n различных элементов?
33.Что называют размещениями? Запишите формулу, по которой вычисляют число размещений из n элементов по m.
34.Что называют сочетаниями? Запишите формулу, по которой вычисляют число сочетаний из n элементов по m.
35.Для каких комбинаций важен порядок элементов?
36.Для каких комбинаций важен состав элементов?
37.Для каких комбинаций важен и порядок и состав элементов?
38.Для каких комбинаций важен только порядок элементов?
39.Для каких комбинаций важен только состав элементов?
40.По какой формуле вычисляется число перестановок из n элементов, если элементы повторяются?
41.Какой формулой определяется число размещений с повторениями из n элементов по m элементов?
42.Какой формулой определяется число сочетаний с повторениями из n элементов по m элементов?
43.Что называют суммой двух событий?
44.Что называют произведением двух событий?
45.Чему равна вероятность суммы двух несовместных событий?
46.Сформулируйте теорему сложения.
47.Чему равна сумма вероятностей событий, образующих полную группу?
48.Сформулируйте теорему умножения вероятностей зависимых событий.
49.Что означает, что два события независимы?
50.Чему равна вероятность произведения двух независимых событий?
51.Какие события называются независимыми в совокупности?
52.Сформулируйте теорему умножения вероятностей n событий, независимых в совокупности.
53.Как найти вероятность появления хотя бы одного из n независимых в совокупности событий?
54.Как найти вероятность появления хотя бы одного из n независимых событий, имеющих одинаковые вероятности?
55.Если события не являются независимыми в совокупности, как найти вероятность того, что хотя бы одно из них произойдет?
56.Сформулируйте теорему сложения вероятностей совместных событий.
57.Что называется гипотезами?
58.Запишите формулу полной вероятности для n гипотез.
59.Какими должны быть испытания, чтобы можно было применять формулу Бернулли?
60.Какой вид имеет эта формула?
61.В каком случае формулой Бернулли нельзя воспользоваться?
62.Какое число называют наивероятнейшим? Как находится это число?
63.Как найти вероятность того, что в n независимых испытаниях событие А наступит: а) менее m раз; б) более m раз; в) не менее m раз; г) не более m раз?

2 часть

1.Что называется случайной величиной?
2.Назовите виды случайных величин.
3.Что понимается под дискретной случайной величиной?
4.Сколько возможных значений может у нее быть?
5.Что понимается под непрерывной случайной величиной?
6.Сколько возможных значений может у нее быть?
7.Какими способами можно задать дискретную случайную величину?
8.Как построить многоугольник распределения?
9.Какие числовые характеристики случайной величины вам известны?
10.Дайте определение математического ожидания.
11.Запишите формулу для вычисления математического ожидания дискретной случайной величины.
12.Дайте определение отклонения случайной величины от ее математического ожидания?
13.Чему равно математическое ожидание отклонения любой случайной величины от ее математического ожидания?
14.Дайте определение дисперсии.
15.Запишите формулу для вычисления дисперсии дискретной случайной величины.
16.Что такое среднее квадратическое отклонение случайной величины?
17.Как вычисляется квадратическое отклонение случайной величины?
18.Какие законы распределения дискретной случайной величины вам известны?
19.Что означает, что случайная величина распределена по биномиальному закону?
20.Как определяются для случайной величины распределенной по биномиальному закону?
21.Что означает, что случайная величина распределена по закону Пуассона?
22.Как найти математическое ожидание и дисперсию случайной величины распределенной по закону Пуассона?
23.Дайте определение функции распределения вероятностей случайной величины.
24.Дайте определение плотности распределения вероятностей непрерывной случайной величины.
25.Какие числовые характеристики непрерывных случайных величин вы знаете?
26.Какие законы распределения непрерывной случайной величины вам известны?
27.В каком случае можно сказать, что случайная величина распределена равномерно?
28.Как определяются для равномерно распределенной случайной величины?
29.Нарисуйте график плотности распределения равномерно распределенной случайной величины.
30.В каком случае можно сказать, что случайная величина распределена по нормальному закону?
31.Чему равны числовые характеристики нормально распределенной случайной величины?
32.Нарисуйте график плотности распределения нормально распределенной случайной величины.
33.Как называется график плотности распределения нормально распределенной случайной величины?
34.Какие условия указываются в теоремах, носящих общее название закона больших чисел?
35.Какие теоремы относятся к закону больших чисел?
36.Сформулируйте неравенство Чебышева.
37.В чем заключается практическое значение неравенства Чебышева?
38.В чем заключается теоретическое значение неравенства Чебышева?
39.Сформулируйте теорему Чебышева.
40.В чем заключается сущность теоремы Чебышева?
41.В чем заключается практическое значение теоремы Чебышева?
42.Сформулируйте теорему Бернулли.
43.Что изучает математическая статистика?
44.Перечислите основные задачи математической статистики.
45.Дайте определение генеральной совокупности.
46.Дайте определение выборочной совокупности.
47.В чем состоит сущность выборочного метода?
48.Какую выборку называют репрезентативной?
49.Какие способы отбора вам известны?
50.Что понимают под статистическим распределением выборки?
51.Как составляется дискретное статистическое распределение?
52.Как составляется интервальное статистическое распределение?
53.Как строится полигон?
54.Как строится гистограмма?
55.Дайте определение выборочной средней.
56.Как вычисляется выборочное среднее?
57.Дайте определение выборочной дисперсии.
58.Как вычисляется выборочная дисперсия?
59.Дайте определение выборочного среднего квадратического отклонения.
60.Как вычисляется выборочное среднее квадратическое отклонение?
61.Дайте определение моды.
62.Как находится мода?
63.Дайте определение медианы.
64.Как находится медиана?
65.В каком случае опытные данные можно выравнять с помощью закона распределения Пуассона?
66.В каком случае опытные данные можно выравнять с помощью нормального закона распределения?
67.Что понимают под статистической гипотезой?
68.Что такое критерий согласия?
69.Зачем применяется критерий согласия Пирсона?
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Множества.
2. Комбинаторика.
3. Вероятности событий.
4. Повторные независимые испытания.
5. Случайные величины.
6. Критерий согласия Пирсона.
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в отдельном Приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Е. Гмурман Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие М.: Высш. образование, 2006
Л1.2 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 http://www.biblio-online.ru/book/636B8B1D-1DD9-4ABE-845B-2E048D04ED84
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурбаки Н. Очерки по истории математики: М. : URSS, 2006
Л2.2 Агапов Г.И. Задачник по теории вероятностей: М., Высшая школа, 1986
Л2.3 Петров Е.П. Высшая математика для студентов-биологов. Часть 3. : Учебное пособие Барнаул: АлтГУ, // ЭБС АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/257
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие Университетская библиотека On-line - http://biblioclub.ru
Э2 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие Электронная библиотека "Юрайт" - http://biblio-online.ru
Э3 Высшая математика для гуманитариев http://portal.edu.asu.ru/my/index.php
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
MicrosoftWindows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Нагрузку в течение семестра необходимо распределять рационально так, чтобы не перегружать себя во время сессии.
Для успешного освоения данной дисциплины необходимо, во-первых, посещать все лекции и практические занятия, во- вторых, активно работать на практических занятиях, в-третьих, читать рекомендованную литературу, в-четвертых, систематически самостоятельно изучать новые материалы по дисциплине.
Подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Для того чтобы избежать трудностей при ответах, рекомендуем уделить большее время подготовке, изучить не только лекционный материал, но и аналитические отчеты и дополнительную литературу по этим темам.

Методические указания для лекционных занятий
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.

Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Контрольная работа назначается после изучения определенного раздела (разделов) дисциплины и представляет собой совокупность развернутых письменных ответов студентов на вопросы, которые они заранее получают от преподавателя. Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя: изучение конспектов лекций, раскрывающих материал, знание которого проверяется контрольной работой; повторение учебного материала, полученного при подготовке к практическим занятиям и во время их проведения; изучение дополнительной литературы, в которой конкретизируется содержание проверяемых знаний; составление в письменной форме ответов на поставленные в контрольной работе вопросы; формирование психологической установки на успешное выполнение всех заданий.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.