Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.01. Философия |
Профиль | Социальная философия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_01_СФ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 80 | 80 | 80 | 80 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н.. профессор И.В. Черданцева
1.1. | Сформировать у студента целостное представление о нормативном профессиональном поведении и навыки деловой коммуникации |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОК-2 | готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-5 | готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-3 | готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и готовность осознавать личную ответственность за цели, средства, результаты научной работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику понимания этики в практическом приложении важнейшие философские концепции, интерпретирующих специфику социальных взаимодействий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться основными категориями этики при выявлении основных характеристик человека выстраивать аргументированную позицию при решении морально-этическических проблем |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | различными интерпретационными подходами к анализу содержания этических концепций навыками изложения, анализа и сравнения этических концепций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Этика делового общения в структуре этического знания. | ||||||
1.1. | Этика делового общения в структуре этического знания. Структура этического знания. Теоретическая этика. Нормативная этика. Практическая (прикладная) этика. Этика частной (приватной) жизни. Корпоративная этика. Профессиональная этика. «Отраслевые» этики. Этика деловых отношений как практическая этика. Специфика делового общения. Личностно-непосредственное общение и его особенности. Приятельство, дружба, товарищеские отношения. Первичные и вторичные группы. Первичные и вторичные отношения. Деловые отношения как вторичные и институционализированные. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.2. | Этика делового общения в структуре этического знания. Структура этического знания. Теоретическая этика. Нормативная этика. Практическая (прикладная) этика. Этика частной (приватной) жизни. Корпоративная этика. Профессиональная этика. «Отраслевые» этики. Этика деловых отношений как практическая этика. Специфика делового общения. Личностно-непосредственное общение и его особенности. Приятельство, дружба, товарищеские отношения. Первичные и вторичные группы. Первичные и вторичные отношения. Деловые отношения как вторичные и институционализированные. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.3. | Этика делового общения в структуре этического знания. Структура этического знания. Теоретическая этика. Нормативная этика. Практическая (прикладная) этика. Этика частной (приватной) жизни. Корпоративная этика. Профессиональная этика. «Отраслевые» этики. Этика деловых отношений как практическая этика. Специфика делового общения. Личностно-непосредственное общение и его особенности. Приятельство, дружба, товарищеские отношения. Первичные и вторичные группы. Первичные и вторичные отношения. Деловые отношения как вторичные и институционализированные. | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 2. Распределенная моральная ответственность. | ||||||
2.1. | Исполнительская и функциональная моральная ответственность. Личность в организации. Абсолютные и неабсолютные моральные обязанности. Особые моральные обязанности. Обязательство и отчетность. Организационная культура и корпоративная этика | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Исполнительская и функциональная моральная ответственность. Личность в организации. Абсолютные и неабсолютные моральные обязанности. Особые моральные обязанности. Обязательство и отчетность. Организационная культура и корпоративная этика | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Организации и организационное поведение. | ||||||
3.1. | Организации и организационное поведение. Организационная культура: понятие, способы выражения норм и ценностей и не выраженные явно черты организационной культуры. Моральный статус корпораций и других официальных организаций. Корпорации и общество. Корпоративная этика как институциональная этика. Корпоративные кодексы компаний и их функции. Институты и процедуры, поддерживающие нравственные ценности организации. Коммерческая тайна. Правовые и моральные способы защиты внутрифирменной конфиденциальной информации. | Практические | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Организации и организационное поведение. Организационная культура: понятие, способы выражения норм и ценностей и не выраженные явно черты организационной культуры. Моральный статус корпораций и других официальных организаций. Корпорации и общество. Корпоративная этика как институциональная этика. Корпоративные кодексы компаний и их функции. Институты и процедуры, поддерживающие нравственные ценности организации. Коммерческая тайна. Правовые и моральные способы защиты внутрифирменной конфиденциальной информации. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 4. Социальная этика. | ||||||
4.1. | Социальная этика. Основные объекты и сферы нравственной ответственности. Понятие социальной (институциональной) этики. Нравственные критерии оценки общественного состояния. Нравственный идеал общества как «общество с позиции этики вида» (Ю.Хабермас). Понятие идеала уже существующей общественной системы (С.Л.Франк). Социологическая категория «хорошее общество». | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
4.2. | Социальная этика. Основные объекты и сферы нравственной ответственности. Понятие социальной (институциональной) этики. Нравственные критерии оценки общественного состояния. Нравственный идеал общества как «общество с позиции этики вида» (Ю.Хабермас). Понятие идеала уже существующей общественной системы (С.Л.Франк). Социологическая категория «хорошее общество». | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 5. Функциональное определение справедливости. | ||||||
5.1. | Функциональное определение справедливости. Учение Аристотеля о справедливости как парадигматическое. Проблема базовых ценностей консенсуса о справедливости. Теория справедливости Дж.Ролза. Два принципа справедливости Дж.Ролза. Человек как самоценность. Автономия воли. Процедура деонтологического анализа и критерии моральности. Права человека и справедливость как критерии нравственной оценки действий, политических программ и экономических систем. Процедура применения принципов прав и справедливости. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
5.2. | Функциональное определение справедливости. Учение Аристотеля о справедливости как парадигматическое. Проблема базовых ценностей консенсуса о справедливости. Теория справедливости Дж.Ролза. Два принципа справедливости Дж.Ролза. Человек как самоценность. Автономия воли. Процедура деонтологического анализа и критерии моральности. Права человека и справедливость как критерии нравственной оценки действий, политических программ и экономических систем. Процедура применения принципов прав и справедливости. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 6. Этика межличностных отношений. | ||||||
6.1. | Этика межличностных отношений. Типы отношения к другому. Нравственные критерии отношения к другому. Талион. Золотое правило нравственности. Категорический императив И.Канта. Гуманность и справедливость. Гуманность и толерантность. Феномен доверия в деловых отношениях. Типы доверия и методы его формирования. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
6.2. | Этика межличностных отношений. Типы отношения к другому. Нравственные критерии отношения к другому. Талион. Золотое правило нравственности. Категорический императив И.Канта. Гуманность и справедливость. Гуманность и толерантность. Феномен доверия в деловых отношениях. Типы доверия и методы его формирования. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 7. Управленческая этика. | ||||||
7.1. | Стили управления. Виды авторитета. Слагаемые репутации руководителя. Нравственные аспекты общения с подчиненными. Трудные ситуации. Этикет общения руководителя. Деловое общение. Поиск и проверка делового партнера. Совещание: рекомендации для организатора, правила ведения и поведения. Трудные этикетные ситуации. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 8. Нравственность и этикет. | ||||||
8.1. | Нравственность и этикет. Этикет как ритуализированное поведение. Этикет как символическое поведение. Ритуалы этикета. Сущность и функции этикета. Нравственность и этикет. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 9. Деловой этикет. | ||||||
9.1. | Деловой этикет. Общие принципы и правила делового этикета. Вербальная и невербальная коммуникация в деловом общении. Репутация и имидж. Визуальные компоненты делового облика. Правила поведения на собеседовании при приеме на работу. Деловой этикет на работе (новая работа; отношения с коллегами; поведение секретаря; отношения персонала и руководителей; общение с клиентами и посетителями; любовь и дружба на работе; подарки в деловых отношениях). Трудные этикетные ситуации. Общение с трудными людьми. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
9.2. | Деловой этикет. Общие принципы и правила делового этикета. Вербальная и невербальная коммуникация в деловом общении. Репутация и имидж. Визуальные компоненты делового облика. Правила поведения на собеседовании при приеме на работу. Деловой этикет на работе (новая работа; отношения с коллегами; поведение секретаря; отношения персонала и руководителей; общение с клиентами и посетителями; любовь и дружба на работе; подарки в деловых отношениях). Трудные этикетные ситуации. Общение с трудными людьми. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 10. Нравственные принципы научной деятельности. | ||||||
10.1. | Нравственные принципы научной деятельности. Предназначение науки. Критерии профессиональной пригодности ученого. Специфические нравственные добродетели ученого. Проблема ответственности ученых за использование научных открытий, достижений науки. Нравственная ответственность, порождаемая компетентностью. Поведенческий кодекс ученых Л.Фейербаха. Нравственный кодекс ученого. Научный этикет. Нравственное содержание «ритуалов» мира науки. Профессиональная этика. Специфика профессиональной этики. Социальная оценка персонажа. Общественный интерес и личная жизнь. | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
10.2. | Нравственные принципы научной деятельности. Предназначение науки. Критерии профессиональной пригодности ученого. Специфические нравственные добродетели ученого. Проблема ответственности ученых за использование научных открытий, достижений науки. Нравственная ответственность, порождаемая компетентностью. Поведенческий кодекс ученых Л.Фейербаха. Нравственный кодекс ученого. Научный этикет. Нравственное содержание «ритуалов» мира науки. Профессиональная этика. Специфика профессиональной этики. Социальная оценка персонажа. Общественный интерес и личная жизнь. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 11. Этика СМИ. | ||||||
11.1. | Этика СМИ. Виды СМИ и их особенности. Массовая коммуникация как вид регулятивной деятельности. Знания и информация. Проблема информационно-психологической безопасности населения. Нравственно-этическая оценка различных способов организации информационного воздействия. Информационная этика. Этика СМИ и закон о СМИ | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
11.2. | Этика СМИ. Виды СМИ и их особенности. Массовая коммуникация как вид регулятивной деятельности. Знания и информация. Проблема информационно-психологической безопасности населения. Нравственно-этическая оценка различных способов организации информационного воздействия. Информационная этика. Этика СМИ и закон о СМИ | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под общ. ред. А. А. Гусейнова | Этика: учебник для академического бакалавриата | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Кузнецов И.Н. | Деловое общение: учебное пособие | Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Лавриненко В.Н. - Отв. ред., Чернышова Л.И. - Отв. ред. | ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н., Островский Э.В., Подвойская Л.Т. | Психология и этика делового общения: | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Александрова, З.А., С.Б. Кондратьева | Профессиональная этика : учебное пособие | М. : МПГУ, 2016. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | ЭБС «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э3 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э5 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э6 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи семинарских занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям. Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену. |