Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.психол.н., профессор
1.1. | Цель изучения учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право и уголовный процесс» - фундаментальная подготовка кадров, способных решать сложные и ответственные задачи, умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в уголовно-исполнительной и уголовно-процессуальной сферах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-30 | способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-30:общие вопросы уголовно-процессуального права;природу и сущность государства и права; юридическую терминологию;общие вопросы теории уголовно-исполнительного права;методические приемы работы с нормативной и фактической информацией, имеющей значение для реализации уголовно-исполнительных норм и решения профессиональных задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-30:толковать и применять нормы уголовно-процессуального права; изучать и анализировать уголовно-процессуальное законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; осуществлять сбор нормативной информации, следственной и судебной практики, имеющих значение для применения правовых норм; анализировать нормы различных отраслей права и правовые отношения во всех сферах юридической деятельности;оперировать уголовно-исполнительными понятиями и категориями;толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты в сфере уголовно-исполнительного права. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-30:работы с правовыми актами; реализации уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных норм; обоснования и принятия уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных решений; осуществление правовой пропаганды и правового воспитания граждан. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность и основные понятия уголовно-исполнительного права. | ||||||
1.1. | Сущность и основные понятия уголовно-исполнительного права. | Лекции | 8 | 4 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Сущность и основные понятия уголовно-исполнительного права. | Практические | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Сущность и основные понятия уголовно-исполнительного права. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Уголовно-исполнительное право. Источники. | ||||||
2.1. | Уголовно-исполнительное право. Источники. | Практические | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Уголовно-исполнительное право. Источники. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Принципы уголовно-исполнительного права | ||||||
3.1. | Принципы уголовно-исполнительного права | Практические | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Принципы уголовно-исполнительного права | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования | ||||||
4.1. | Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования | Практические | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Участники уголовного судопроизводства | ||||||
5.1. | Участники уголовного судопроизводства | Лекции | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Участники уголовного судопроизводства | Практические | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Участники уголовного судопроизводства | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Доказательства и доказывание | ||||||
6.1. | Доказательства и доказывание | Лекции | 8 | 4 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Доказательства и доказывание | Практические | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Доказательства и доказывание | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Меры процессуального принуждения | ||||||
7.1. | Меры процессуального принуждения | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Ходатайства и жалобы | ||||||
8.1. | Ходатайства и жалобы | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 9. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. | ||||||
9.1. | Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 10. Возбуждение уголовного дела | ||||||
10.1. | Возбуждение уголовного дела | Практические | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
10.2. | Возбуждение уголовного дела | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 11. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. | ||||||
11.1. | Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. | Практические | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
11.2. | Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 12. Следственные действия | ||||||
12.1. | Следственные действия | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 13. Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования. | ||||||
13.1. | Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 14. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел | ||||||
14.1. | Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 15. Судебное разбирательство | ||||||
15.1. | Судебное разбирательство | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 16. Особый порядок судебного разбирательства | ||||||
16.1. | Особый порядок судебного разбирательства | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 17. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей | ||||||
17.1. | Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 18. Производство в суде второй инстанции | ||||||
18.1. | Производство в суде второй инстанции | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 19. Исполнение приговора | ||||||
19.1. | Исполнение приговора | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 20. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда | ||||||
20.1. | Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 21. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел | ||||||
21.1. | Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-30 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Дознаватель. 2. Следователь. Руководитель следственного органа. 3. Прокурор в уголовном процессе. 4. Основание и порядок отвода участников уголовного судопроизводства. 5. Подозреваемый. 6. Обвиняемый. 7. Гражданский ответчик, его представители. 8. Гражданский истец, его представители. 9. Потерпевший. 10. Защитник: права, обязанности, момент вступления в дело. 11. Характеристика принципов уголовно-исполнительного права. 12. Уголовно-исполнительные правоотношения. 13. Виды уголовных наказаний и учреждения и органы, их исполняющих. 14. Виды контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание. 15. Понятие правового статуса осужденных, его структурные элементы. 16. Основные права и законные интересы осужденных. 17. Основные обязанности осужденных. Ответственность осужденных. 18. Виды исправительных учреждений и категории осужденных, отбывающих в них наказание. 19. Язык судопроизводства. 20. Уголовное преследование: понятие, виды. 21. Презумпция невиновности. 22. Состязательность сторон. 23. Уважение чести и достоинства личности. 24. Не прикосновенность личности. 25. Неприкосновенность жилища. 26. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы РФ. 27. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. 28. Правовой статус лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. 29. Понятие и виды законных интересов осужденных. 30. Правовой статус лиц, отбывших наказание. Образование осужденных в исправительном учреждении: основное, среднее, высшее. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Закреплено в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Закреплен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. Я. Козаченко [и др.] ; под общей редакцией И. Я. Козаченко | Уголовно-исполнительное право. Практикум : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | Москва:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Козаченко И.Я. - под ред., Детков А.П. - под ред. | УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Президент РФ | www.kremlin.ru | ||
Э2 | Верховный Суд РФ | www.vsrf.ru | ||
Э3 | Судебный департамент РФ | www.cdep.ru | ||
Э4 | курс в Moodle Уголовно-исполнительное право и уголовный процесс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftOffice, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Представленую дисциплину целесообразно изучать системно. Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий. Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины. Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач). В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее: 1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой. Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления. Наличие УПК и УИК Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона. При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как: - составление плана изученного источника; - перечисление основных выводов автора прочитанной работы; - формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника); - составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы). - написание конспекта. 2. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/). По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить. Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной и иной правоприменительной практики. Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются: 1. Количество изученных примеров со ссылками на источники. 2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа практики. 3. На основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус). При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту. Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики. Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf). |