МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовно-исполнительное право и уголовный процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Д.А. Казанцев

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Н.И. Калашник

Рабочая программа дисциплины
Уголовно-исполнительное право и уголовный процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 N 1611 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2017 N 45175)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право и уголовный процесс» - фундаментальная подготовка кадров, способных решать сложные и ответственные задачи, умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в уголовно-исполнительной и уголовно-процессуальной сферах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-30:общие вопросы уголовно-процессуального права;природу и сущность государства и права; юридическую терминологию;общие вопросы теории уголовно-исполнительного права;методические приемы работы с нормативной и фактической информацией, имеющей значение для реализации уголовно-исполнительных норм и решения профессиональных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-30:толковать и применять нормы уголовно-процессуального права; изучать и анализировать уголовно-процессуальное законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; осуществлять сбор нормативной информации, следственной и судебной практики, имеющих значение для применения правовых норм; анализировать нормы различных отраслей права и правовые отношения во всех сферах юридической деятельности;оперировать уголовно-исполнительными понятиями и категориями;толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты в сфере уголовно-исполнительного права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-30:работы с правовыми актами; реализации уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных норм; обоснования и принятия уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных решений; осуществление правовой пропаганды и правового воспитания граждан.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и основные понятия уголовно-исполнительного права.
1.1. Сущность и основные понятия уголовно-исполнительного права. Лекции 7 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и основные понятия уголовно-исполнительного права. Практические 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность и основные понятия уголовно-исполнительного права. Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Уголовно-исполнительное право. Источники.
2.1. Уголовно-исполнительное право. Источники. Практические 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.2. Уголовно-исполнительное право. Источники. Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Принципы уголовно-исполнительного права
3.1. Принципы уголовно-исполнительного права Практические 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.2. Принципы уголовно-исполнительного права Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
4.1. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования Практические 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
4.2. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Участники уголовного судопроизводства
5.1. Участники уголовного судопроизводства Лекции 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
5.2. Участники уголовного судопроизводства Практические 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
5.3. Участники уголовного судопроизводства Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Доказательства и доказывание
6.1. Доказательства и доказывание Лекции 7 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
6.2. Доказательства и доказывание Практические 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
6.3. Доказательства и доказывание Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Меры процессуального принуждения
7.1. Меры процессуального принуждения Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Ходатайства и жалобы
8.1. Ходатайства и жалобы Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация.
9.1. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Возбуждение уголовного дела
10.1. Возбуждение уголовного дела Практические 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
10.2. Возбуждение уголовного дела Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание.
11.1. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. Практические 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
11.2. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Следственные действия
12.1. Следственные действия Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования.
13.1. Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования. Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел
14.1. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 15. Судебное разбирательство
15.1. Судебное разбирательство Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 16. Особый порядок судебного разбирательства
16.1. Особый порядок судебного разбирательства Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 17. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей
17.1. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 18. Производство в суде второй инстанции
18.1. Производство в суде второй инстанции Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 19. Исполнение приговора
19.1. Исполнение приговора Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 20. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
20.1. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда Сам. работа 7 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 21. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел
21.1. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел Сам. работа 7 6 ПК-30 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Дознаватель.
2. Следователь. Руководитель следственного органа.
3. Прокурор в уголовном процессе.
4. Основание и порядок отвода участников уголовного судопроизводства.
5. Подозреваемый.
6. Обвиняемый.
7. Гражданский ответчик, его представители.
8. Гражданский истец, его представители.
9. Потерпевший.
10. Защитник: права, обязанности, момент вступления в дело.
11. Характеристика принципов уголовно-исполнительного права.
12. Уголовно-исполнительные правоотношения.
13. Виды уголовных наказаний и учреждения и органы, их исполняющих.
14. Виды контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
15. Понятие правового статуса осужденных, его структурные элементы.
16. Основные права и законные интересы осужденных.
17. Основные обязанности осужденных. Ответственность осужденных.
18. Виды исправительных учреждений и категории осужденных, отбывающих в них наказание.
19. Язык судопроизводства.
20. Уголовное преследование: понятие, виды.
21. Презумпция невиновности.
22. Состязательность сторон.
23. Уважение чести и достоинства личности.
24. Не прикосновенность личности.
25. Неприкосновенность жилища.
26. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы РФ.
27. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
28. Правовой статус лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.
29. Понятие и виды законных интересов осужденных.
30. Правовой статус лиц, отбывших наказание. Образование осужденных в исправительном учреждении: основное, среднее, высшее.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Я. Козаченко [и др.] ; под общей редакцией И. Я. Козаченко Уголовно-исполнительное право. Практикум : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козаченко И.Я. - под ред., Детков А.П. - под ред. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент РФ www.kremlin.ru
Э2 Верховный Суд РФ www.vsrf.ru
Э3 Судебный департамент РФ www.cdep.ru
Э4 курс в Moodle Уголовно-исполнительное право и уголовный процесс копия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представленую дисциплину целесообразно изучать системно.
Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие УПК и УИК Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
2. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной и иной правоприменительной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа практики.
3. На основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).