МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Онтология и теория познания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-2-2020
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 156
самостоятельная работа 159
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 18 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 40 40 4 4 64 64
Практические 36 36 48 48 8 8 92 92
Сам. работа 25 25 65 65 69 69 159 159
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 108 108 180 180 108 108 396 396

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Онтология и теория познания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - изучение основных онтологических и гносеологических концепций одновременно с формированием понятийного и категориального аппарата, повышением уровня культуры и мышления.
– получение теоретических знаний об основных направлениях и категориях зарубежной и отечественной онтологии и гносеологии;
– овладение категориальными и методологическими приемами из арсенала онтологии и гносеологии;
– практический анализ наиболее значимых онтологических и гносеологических концепций и выработка методологии работы с оригинальными философскими текстами.
- сформировать у студентов основы понимания познавательного процесса;
- дать студентам знания по основным проблемам гносеологии;
- сформировать навыки определения теоретико-познавательных подходов в исследовании философских проблем;
- сформировать навыки теоретико-гносеологического анализа философских проблем в историко-философском контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии)
ОПК-8 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт, природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания, современные концепции философии науки)
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных направлениях и категориях зарубежной и отечественной онтологии и гносеологии;
- об основных онтологических и гносеологических концепциях.
3.2.Уметь:
3.2.1.– разбираться в основных методологических стратегиях и философских проблемах онтологии и гносеологии;
– понимать логику авторов философских источников;
- различать психологический, социологический и философский подходы к познанию;
- историю развития теоретико-познавательных и онтологических идей;
- представлять развитие онтологической и гносеологической проблематики в системе философского знания и контексте культуры.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- самостоятельного философского анализа и необходимой для этого историко-философской информацией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа, предмет и основные функции философского знания
1.1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии; методология философского познания.Предмет, проблемы и категории онтологии. Место онтологии в системе философского знания. Основные категории философии. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.2. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии; методология философского познания.Предмет, проблемы и категории онтологии. Место онтологии в системе философского знания. Основные категории философии. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.3. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии; методология философского познания.Предмет, проблемы и категории онтологии. Место онтологии в системе философского знания. Основные категории философии. Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.4. Метафизика. Онтология и метафизика как особая оптика мышления. Метафизика и онтология как утверждения о мире. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.5. Метафизика. Онтология и метафизика как особая оптика мышления. Метафизика и онтология как утверждения о мире. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.6. Метафизика. Онтология и метафизика как особая оптика мышления. Метафизика и онтология как утверждения о мире. Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.7. Проблема реальности. Проблема реальности как интегральная проблема онтологии. Понятие «реальность» и критерии его определения. Онтологическая неуверенность и онтологическая относительность. Реальность и язык. Реальность и вымысел. Герменевтический круг в суждениях о реальности. Внутренняя реальность. Понятие «Реальное» в структурном психоанализе. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.8. Проблема реальности. Проблема реальности как интегральная проблема онтологии. Понятие «реальность» и критерии его определения. Онтологическая неуверенность и онтологическая относительность. Реальность и язык. Реальность и вымысел. Герменевтический круг в суждениях о реальности. Внутренняя реальность. Понятие «Реальное» в структурном психоанализе. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.9. Проблема реальности. Проблема реальности как интегральная проблема онтологии. Понятие «реальность» и критерии его определения. Онтологическая неуверенность и онтологическая относительность. Реальность и язык. Реальность и вымысел. Герменевтический круг в суждениях о реальности. Внутренняя реальность. Понятие «Реальное» в структурном психоанализе. Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.10. Бытие и небытие. Проблема ничто в истории философии. Концепция бытия и небытия у Парменида. Небытие как проблема схоластики. Небытие и простое отрицание. Решение проблемы небытия в формальной логике. Диалектическая версия проблемы ничто.Феноменологическая версия проблемы небытия. Экзистенциальная версия проблемы небытия. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.11. Бытие и небытие. Проблема ничто в истории философии. Концепция бытия и небытия у Парменида. Небытие как проблема схоластики. Небытие и простое отрицание. Решение проблемы небытия в формальной логике. Диалектическая версия проблемы ничто.Феноменологическая версия проблемы небытия. Экзистенциальная версия проблемы небытия. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.12. Бытие и небытие. Проблема ничто в истории философии. Концепция бытия и небытия у Парменида. Небытие как проблема схоластики. Небытие и простое отрицание. Решение проблемы небытия в формальной логике. Диалектическая версия проблемы ничто.Феноменологическая версия проблемы небытия. Экзистенциальная версия проблемы небытия. Сам. работа 1 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.13. Понятие вещи. Онтологическое и онтическое. Вещи, свойства, отношения. Сущность и существование. Мир идей и мир вещей. Вещь и символ. Вещественное и невещественное. Видимое и невидимое. Вещь как предмет желания. Феноменология в контексте принципа «назад, к самим вещам».Гуссерлианский принцип интенциональности сознания.Хайдеггеровский концепт самораскрытия вещей. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.14. Понятие вещи. Онтологическое и онтическое. Вещи, свойства, отношения. Сущность и существование. Мир идей и мир вещей. Вещь и символ. Вещественное и невещественное. Видимое и невидимое. Вещь как предмет желания. Феноменология в контексте принципа «назад, к самим вещам».Гуссерлианский принцип интенциональности сознания.Хайдеггеровский концепт самораскрытия вещей. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.15. Понятие вещи. Онтологическое и онтическое. Вещи, свойства, отношения. Сущность и существование. Мир идей и мир вещей. Вещь и символ. Вещественное и невещественное. Видимое и невидимое. Вещь как предмет желания. Феноменология в контексте принципа «назад, к самим вещам».Гуссерлианский принцип интенциональности сознания.Хайдеггеровский концепт самораскрытия вещей. Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.16. Понятие субстанции. Типы субстанциальной онтологии. Субстанция как единая первооснова качественного многообразия мира. Понятие субстанциальной основы бытия в истории философии. Категории субстанциальной онтологии. Типология субстанций в истории философии. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.17. Понятие субстанции. Типы субстанциальной онтологии. Субстанция как единая первооснова качественного многообразия мира. Понятие субстанциальной основы бытия в истории философии. Категории субстанциальной онтологии. Типология субстанций в истории философии. Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.18. Принципы развития, детерминизма. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения физического бытия. Философские модели возникновения и развития физического и социального бытия. Многообразие форм движения. Диалектическая концепция движения и законы диалектики. Системный характер развития природного и социального бытия. Понятие прогресса, регресса и круговорота. Цикличность, необратимость, прогресс. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.19. Принципы развития, детерминизма. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения физического бытия. Философские модели возникновения и развития физического и социального бытия. Многообразие форм движения. Диалектическая концепция движения и законы диалектики. Системный характер развития природного и социального бытия. Понятие прогресса, регресса и круговорота. Цикличность, необратимость, прогресс. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.20. Принципы развития, детерминизма. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения физического бытия. Философские модели возникновения и развития физического и социального бытия. Многообразие форм движения. Диалектическая концепция движения и законы диалектики. Системный характер развития природного и социального бытия. Понятие прогресса, регресса и круговорота. Цикличность, необратимость, прогресс. Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.21. Пространство и время. Пространство, время и язык. Понятие о физическом и нефизическом пространстве и времени. Объективные и субъективные аспекты в понимании пространства и времени. Субстанциальная и релятивистская концепции пространства и времени. Влияние теории относительности на понимание физического пространства и времени. Универсальные и специфические свойства физического пространства и времени. Проблемы направленности физического времени: статическая и динамическая концепции. Асимметрия времени. Дискуссии о существовании «параллельных физических миров». Философский смысл существования разных типов пространств. Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.22. Пространство и время. Пространство, время и язык. Понятие о физическом и нефизическом пространстве и времени. Объективные и субъективные аспекты в понимании пространства и времени. Субстанциальная и релятивистская концепции пространства и времени. Влияние теории относительности на понимание физического пространства и времени. Универсальные и специфические свойства физического пространства и времени. Проблемы направленности физического времени: статическая и динамическая концепции. Асимметрия времени. Дискуссии о существовании «параллельных физических миров». Философский смысл существования разных типов пространств. Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.23. Пространство и время. Пространство, время и язык. Понятие о физическом и нефизическом пространстве и времени. Объективные и субъективные аспекты в понимании пространства и времени. Субстанциальная и релятивистская концепции пространства и времени. Влияние теории относительности на понимание физического пространства и времени. Универсальные и специфические свойства физического пространства и времени. Проблемы направленности физического времени: статическая и динамическая концепции. Асимметрия времени. Дискуссии о существовании «параллельных физических миров». Философский смысл существования разных типов пространств. Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.24. Онтология и антропология. Понятие экзистенции. Космологизм и персонализм в истории философии. Представления о жизненном мире человека. Онтолого-метафизические модели человека. Антропологический поворот в философии. Эсенциализм и экзистенциализм. Экзистенция как непредметное бытие. Идея негативности человеческого бытия. Экзистенция и трансцендирование.Ключевые экзистенциалы. Проблема неподлинного, «усредненного бытия». Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.25. Онтология и антропология. Понятие экзистенции. Космологизм и персонализм в истории философии. Представления о жизненном мире человека. Онтолого-метафизические модели человека. Антропологический поворот в философии. Эсенциализм и экзистенциализм. Экзистенция как непредметное бытие. Идея негативности человеческого бытия. Экзистенция и трансцендирование.Ключевые экзистенциалы. Проблема неподлинного, «усредненного бытия». Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.26. Онтология и антропология. Понятие экзистенции. Космологизм и персонализм в истории философии. Представления о жизненном мире человека. Онтолого-метафизические модели человека. Антропологический поворот в философии. Эсенциализм и экзистенциализм. Экзистенция как непредметное бытие. Идея негативности человеческого бытия. Экзистенция и трансцендирование.Ключевые экзистенциалы. Проблема неподлинного, «усредненного бытия». Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.27. Онтология и гносеология. Онтологическая неопределенность и гносеологический скептицизм. Поворот к онтологии познания в философии Нового времени. Отождествление физических вещей с комплексами ощущений в философии Д.Беркли и Д.Юма. Различение ноуменального и феноменального, метафизики чувственного и сверхчувственного у И.Канта. Критика метафизики и онтологии в новейшей философии. Программа логического позитивизма. Критика критики метафизики. Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.28. Онтология и гносеология. Онтологическая неопределенность и гносеологический скептицизм. Поворот к онтологии познания в философии Нового времени. Отождествление физических вещей с комплексами ощущений в философии Д.Беркли и Д.Юма. Различение ноуменального и феноменального, метафизики чувственного и сверхчувственного у И.Канта. Критика метафизики и онтологии в новейшей философии. Программа логического позитивизма. Критика критики метафизики. Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.29. Онтология и гносеология. Онтологическая неопределенность и гносеологический скептицизм. Поворот к онтологии познания в философии Нового времени. Отождествление физических вещей с комплексами ощущений в философии Д.Беркли и Д.Юма. Различение ноуменального и феноменального, метафизики чувственного и сверхчувственного у И.Канта. Критика метафизики и онтологии в новейшей философии. Программа логического позитивизма. Критика критики метафизики. Сам. работа 1 3 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.30. Экзамен Экзамен 1 27 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Онтология
2.1. Генезис античной онтологии. Истоки античной онтологии: мифология, поэзия, язык, полис. Характерные черты античного миросозерцания: объективизм, космологизм, соматизм, пантеизм, ноологизм, имперсонализм, фатализм, героизм. Динамика античной онтологии: от мифа к логосу, от натурфилософии к метафизике. Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.2. Генезис античной онтологии. Истоки античной онтологии: мифология, поэзия, язык, полис. Характерные черты античного миросозерцания: объективизм, космологизм, соматизм, пантеизм, ноологизм, имперсонализм, фатализм, героизм. Динамика античной онтологии: от мифа к логосу, от натурфилософии к метафизике. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.3. Генезис античной онтологии. Истоки античной онтологии: мифология, поэзия, язык, полис. Характерные черты античного миросозерцания: объективизм, космологизм, соматизм, пантеизм, ноологизм, имперсонализм, фатализм, героизм. Динамика античной онтологии: от мифа к логосу, от натурфилософии к метафизике. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.4. Модели античной онтологии. Постановка проблемы бытия: бытие как «Архэ», Закон и Хаос, Бытие и Существование, Бытие и небытие, Единое и Многое. Диалектика идеи и материи. Критерии существования и проблема человеческого бытия. Вопрос о границах бытия. Школы и персоналии античной философии: Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейская (Ксенофан, Парменид, Зенон), Пифагорейский союз (Пифагор), атомисты (Левкипп, Демокрит), софисты (Протагор, Горгий), Гераклит, Эмпедокл. Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.5. Модели античной онтологии. Постановка проблемы бытия: бытие как «Архэ», Закон и Хаос, Бытие и Существование, Бытие и небытие, Единое и Многое. Диалектика идеи и материи. Критерии существования и проблема человеческого бытия. Вопрос о границах бытия. Школы и персоналии античной философии: Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейская (Ксенофан, Парменид, Зенон), Пифагорейский союз (Пифагор), атомисты (Левкипп, Демокрит), софисты (Протагор, Горгий), Гераклит, Эмпедокл. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.6. Модели античной онтологии. Постановка проблемы бытия: бытие как «Архэ», Закон и Хаос, Бытие и Существование, Бытие и небытие, Единое и Многое. Диалектика идеи и материи. Критерии существования и проблема человеческого бытия. Вопрос о границах бытия. Школы и персоналии античной философии: Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейская (Ксенофан, Парменид, Зенон), Пифагорейский союз (Пифагор), атомисты (Левкипп, Демокрит), софисты (Протагор, Горгий), Гераклит, Эмпедокл. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.7. Высокая классика. Античная классика: Сократ, Платон, Аристотель. Принципы диалектики у Сократа и Платона. Онтология Платона: проблема бытия идеального и реального, проблема материи, иерархия возможных миров, учение об Эросе, апология Единого. Постановка проблемы Единого и Многого в диалоге «Парменид». «Метафизика» Аристотеля: критика теории Платона, проблема вещи и имени, категория чтойности, проблема субстанции, учение о четырех причинах бытия. Понятия субстанции, становления и энтелехии. Сравнительный анализ и историческая судьба онтологических систем Платона и Аристотеля. Лекции 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.8. Высокая классика. Античная классика: Сократ, Платон, Аристотель. Принципы диалектики у Сократа и Платона. Онтология Платона: проблема бытия идеального и реального, проблема материи, иерархия возможных миров, учение об Эросе, апология Единого. Постановка проблемы Единого и Многого в диалоге «Парменид». «Метафизика» Аристотеля: критика теории Платона, проблема вещи и имени, категория чтойности, проблема субстанции, учение о четырех причинах бытия. Понятия субстанции, становления и энтелехии. Сравнительный анализ и историческая судьба онтологических систем Платона и Аристотеля. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.9. Высокая классика. Античная классика: Сократ, Платон, Аристотель. Принципы диалектики у Сократа и Платона. Онтология Платона: проблема бытия идеального и реального, проблема материи, иерархия возможных миров, учение об Эросе, апология Единого. Постановка проблемы Единого и Многого в диалоге «Парменид». «Метафизика» Аристотеля: критика теории Платона, проблема вещи и имени, категория чтойности, проблема субстанции, учение о четырех причинах бытия. Понятия субстанции, становления и энтелехии. Сравнительный анализ и историческая судьба онтологических систем Платона и Аристотеля. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.10. Неоплатонизм. Философское течение неоплатонизма как историческое и логическое развитие традиций античной философии. Общая основа неоплатонизма: платоновская иерархия бытия, аристотелевская логика, мистика, диалектика. Принцип эманации, сущее и сверхсущее. Онтология Плотина как «структурно-иерархийный генеративный генологизм» (А.Ф.Лосев). Диалектическая триада Прокла. Проблема Единого и Многого в новой редакции. Понятие актуальной бесконечности. Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.11. Неоплатонизм. Философское течение неоплатонизма как историческое и логическое развитие традиций античной философии. Общая основа неоплатонизма: платоновская иерархия бытия, аристотелевская логика, мистика, диалектика. Принцип эманации, сущее и сверхсущее. Онтология Плотина как «структурно-иерархийный генеративный генологизм» (А.Ф.Лосев). Диалектическая триада Прокла. Проблема Единого и Многого в новой редакции. Понятие актуальной бесконечности. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.12. Неоплатонизм. Философское течение неоплатонизма как историческое и логическое развитие традиций античной философии. Общая основа неоплатонизма: платоновская иерархия бытия, аристотелевская логика, мистика, диалектика. Принцип эманации, сущее и сверхсущее. Онтология Плотина как «структурно-иерархийный генеративный генологизм» (А.Ф.Лосев). Диалектическая триада Прокла. Проблема Единого и Многого в новой редакции. Понятие актуальной бесконечности. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.13. Средневековая онтология. Принципы средневекового миросозерцания: монотеизм, универсализм, идеализм, дуалистический символизм, антропологизм, иерархизм, традиционализм. Наследие Платона и Аристотеля в средневековой философии. Постановка проблемы бытия в патристике и схоластике. Спор об универсалиях как методологическая проблема онтологии: реализм, номинализм, концептуализм. Проблема абсолютного бытия и проблема познаваемости мира. Проблема времени у Боэция и Августина. Система философии Фомы Аквинского. Основные категории средневековой онтологии: субстанция и субстрат, форма и материя, сущность и существова-ние. Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.14. Средневековая онтология. Принципы средневекового миросозерцания: монотеизм, универсализм, идеализм, дуалистический символизм, антропологизм, иерархизм, традиционализм. Наследие Платона и Аристотеля в средневековой философии. Постановка проблемы бытия в патристике и схоластике. Спор об универсалиях как методологическая проблема онтологии: реализм, номинализм, концептуализм. Проблема абсолютного бытия и проблема познаваемости мира. Проблема времени у Боэция и Августина. Система философии Фомы Аквинского. Основные категории средневековой онтологии: субстанция и субстрат, форма и материя, сущность и существова-ние. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.15. Средневековая онтология. Принципы средневекового миросозерцания: монотеизм, универсализм, идеализм, дуалистический символизм, антропологизм, иерархизм, традиционализм. Наследие Платона и Аристотеля в средневековой философии. Постановка проблемы бытия в патристике и схоластике. Спор об универсалиях как методологическая проблема онтологии: реализм, номинализм, концептуализм. Проблема абсолютного бытия и проблема познаваемости мира. Проблема времени у Боэция и Августина. Система философии Фомы Аквинского. Основные категории средневековой онтологии: субстанция и субстрат, форма и материя, сущность и существова-ние. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.16. Онтология Нового времени. Общая характеристика онтологии Нового времени в сравнении с античной и средневековой картиной мира. Категориальное оснащение новых онтологических систем: понятия субстанции, модуса, атрибута. Дуалистическая онтология Р. Декарта и принцип cogito. Монистическая онтология Спинозы как непосредственная реакция на противоречия картезианской теории. Natura naturans и natura naturata. Онтологическая революция Г.В. Лейбница. Логическое обоснование атомистической теории субстанции. Определение и классификация монад. Итоги развития философии Нового времени. Противоречия формальной логики и становление новоевропейской диалектики. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.17. Онтология Нового времени. Общая характеристика онтологии Нового времени в сравнении с античной и средневековой картиной мира. Категориальное оснащение новых онтологических систем: понятия субстанции, модуса, атрибута. Дуалистическая онтология Р. Декарта и принцип cogito. Монистическая онтология Спинозы как непосредственная реакция на противоречия картезианской теории. Natura naturans и natura naturata. Онтологическая революция Г.В. Лейбница. Логическое обоснование атомистической теории субстанции. Определение и классификация монад. Итоги развития философии Нового времени. Противоречия формальной логики и становление новоевропейской диалектики. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.18. Онтология Нового времени. Общая характеристика онтологии Нового времени в сравнении с античной и средневековой картиной мира. Категориальное оснащение новых онтологических систем: понятия субстанции, модуса, атрибута. Дуалистическая онтология Р. Декарта и принцип cogito. Монистическая онтология Спинозы как непосредственная реакция на противоречия картезианской теории. Natura naturans и natura naturata. Онтологическая революция Г.В. Лейбница. Логическое обоснование атомистической теории субстанции. Определение и классификация монад. Итоги развития философии Нового времени. Противоречия формальной логики и становление новоевропейской диалектики. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.19. Немецкая классическая философия.Критика фундаментальных идей метафизики у И. Канта Натурфилософия Шеллинга и трансцендентальный идеализм Фихте как источники философии Гегеля. Тезис о тождестве бытия и мышления, понятие Абсолютной идеи и система онтологии Гегеля. Диалектика и панлогизм Гегеля. Негативизм человеческого бытия и опыт человеческого сознания. Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.20. Немецкая классическая философия.Критика фундаментальных идей метафизики у И. Канта Натурфилософия Шеллинга и трансцендентальный идеализм Фихте как источники философии Гегеля. Тезис о тождестве бытия и мышления, понятие Абсолютной идеи и система онтологии Гегеля. Диалектика и панлогизм Гегеля. Негативизм человеческого бытия и опыт человеческого сознания. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.21. Немецкая классическая философия.Критика фундаментальных идей метафизики у И. Канта Натурфилософия Шеллинга и трансцендентальный идеализм Фихте как источники философии Гегеля. Тезис о тождестве бытия и мышления, понятие Абсолютной идеи и система онтологии Гегеля. Диалектика и панлогизм Гегеля. Негативизм человеческого бытия и опыт человеческого сознания. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.22. Неклассическая философия XIX века. «Философия жизни» как неклассическая постановка классических проблем. «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра: понятие воли как вариация кантовский «вещи-в-себе». Антропологический принцип новой онтологии и проблема смысла жизни. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора как полемика с гегелевским панлогизмом. Понятие экзистенции и категориальный срез человеческого бытия: «экзистенциалы» страха, греха, отчаяния. Иррационализм и релятивизм как исходные принципы философии Ф. Ницше. Понятие воли к власти и идея вечного возвращения. Аксиология и телеология Ф. Ницше. Критическая онтология Н. Гартмана. Идеи И. Канта в свете онтологической реформы Н. Гартмана. Апоретический метод и принцип «Никакой критики без метафизики». Категориальная революция и сужение масштаба задач новой онтологии. Наличное бытие и определенное бытие. Проблема реального и идеального бытия. Познавательный опыт человека как трансцендирование и трансцендентальный анализ. Учение о воле и бессознательном. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.23. Неклассическая философия XIX века. «Философия жизни» как неклассическая постановка классических проблем. «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра: понятие воли как вариация кантовский «вещи-в-себе». Антропологический принцип новой онтологии и проблема смысла жизни. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора как полемика с гегелевским панлогизмом. Понятие экзистенции и категориальный срез человеческого бытия: «экзистенциалы» страха, греха, отчаяния. Иррационализм и релятивизм как исходные принципы философии Ф. Ницше. Понятие воли к власти и идея вечного возвращения. Аксиология и телеология Ф. Ницше. Критическая онтология Н. Гартмана. Идеи И. Канта в свете онтологической реформы Н. Гартмана. Апоретический метод и принцип «Никакой критики без метафизики». Категориальная революция и сужение масштаба задач новой онтологии. Наличное бытие и определенное бытие. Проблема реального и идеального бытия. Познавательный опыт человека как трансцендирование и трансцендентальный анализ. Учение о воле и бессознательном. Практические 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.24. Неклассическая философия XIX века. «Философия жизни» как неклассическая постановка классических проблем. «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра: понятие воли как вариация кантовский «вещи-в-себе». Антропологический принцип новой онтологии и проблема смысла жизни. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора как полемика с гегелевским панлогизмом. Понятие экзистенции и категориальный срез человеческого бытия: «экзистенциалы» страха, греха, отчаяния. Иррационализм и релятивизм как исходные принципы философии Ф. Ницше. Понятие воли к власти и идея вечного возвращения. Аксиология и телеология Ф. Ницше. Критическая онтология Н. Гартмана. Идеи И. Канта в свете онтологической реформы Н. Гартмана. Апоретический метод и принцип «Никакой критики без метафизики». Категориальная революция и сужение масштаба задач новой онтологии. Наличное бытие и определенное бытие. Проблема реального и идеального бытия. Познавательный опыт человека как трансцендирование и трансцендентальный анализ. Учение о воле и бессознательном. Сам. работа 2 12 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.25. Феноменологическая парадигма в философии ХХ века. Антропологический поворот в европейской философии ХХ века. Связка «бы-тия» и «сознания» как исходный пункт новой философии. Э. Гуссерль: лозунг «Назад, к вещам» и принцип феноменологической редукции. Интенциональность сознания как условие возможности познания. «Ноэма» и «ноэзис». Сознание как «жизнепереживание». Судьба идей Э. Гуссерля в ХХ веке. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.26. Феноменологическая парадигма в философии ХХ века. Антропологический поворот в европейской философии ХХ века. Связка «бы-тия» и «сознания» как исходный пункт новой философии. Э. Гуссерль: лозунг «Назад, к вещам» и принцип феноменологической редукции. Интенциональность сознания как условие возможности познания. «Ноэма» и «ноэзис». Сознание как «жизнепереживание». Судьба идей Э. Гуссерля в ХХ веке. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.27. Феноменологическая парадигма в философии ХХ века. Антропологический поворот в европейской философии ХХ века. Связка «бы-тия» и «сознания» как исходный пункт новой философии. Э. Гуссерль: лозунг «Назад, к вещам» и принцип феноменологической редукции. Интенциональность сознания как условие возможности познания. «Ноэма» и «ноэзис». Сознание как «жизнепереживание». Судьба идей Э. Гуссерля в ХХ веке. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.28. Экзистенциальная онтология ХХ века. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. От феноменологии к новой онтологии. Феномен и явление. «Dasein» и «Sorge». «Впереди-себя-бытие», «уже-бытие» и «бытие-в-мире». Время как способ человеческого бытия. Бытие к смерти и Судьба. Язык как «дом бытия». Версия «бытия-сознания» у Ж.-П. Сартра. Проблема «Ничто» и парадоксы сознания. Категориальная триада: «Бытие-в-себе», «Бытие-для-себя» и « Бытие-для-другого». Сознание и свобода. Свобода как «бытие-без-опоры». Проблема «Другого» и границы человеческой свободы. Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.29. Экзистенциальная онтология ХХ века. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. От феноменологии к новой онтологии. Феномен и явление. «Dasein» и «Sorge». «Впереди-себя-бытие», «уже-бытие» и «бытие-в-мире». Время как способ человеческого бытия. Бытие к смерти и Судьба. Язык как «дом бытия». Версия «бытия-сознания» у Ж.-П. Сартра. Проблема «Ничто» и парадоксы сознания. Категориальная триада: «Бытие-в-себе», «Бытие-для-себя» и « Бытие-для-другого». Сознание и свобода. Свобода как «бытие-без-опоры». Проблема «Другого» и границы человеческой свободы. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.30. Экзистенциальная онтология ХХ века. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. От феноменологии к новой онтологии. Феномен и явление. «Dasein» и «Sorge». «Впереди-себя-бытие», «уже-бытие» и «бытие-в-мире». Время как способ человеческого бытия. Бытие к смерти и Судьба. Язык как «дом бытия». Версия «бытия-сознания» у Ж.-П. Сартра. Проблема «Ничто» и парадоксы сознания. Категориальная триада: «Бытие-в-себе», «Бытие-для-себя» и « Бытие-для-другого». Сознание и свобода. Свобода как «бытие-без-опоры». Проблема «Другого» и границы человеческой свободы. Сам. работа 2 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.31. Проблемы онтологии в аналитической философии. Программа ревизии метафизики в аналитической философии начала ХХ века (Венский кружок). Проблема существования как проблема языка. Исходные установки аналитической философии: лингвистический поворот и семантический акцент. Философия языка «позднего» Л. Витгенштейна. Понятие языковой игры. Язык как форма жизни. Трактат «О достоверности». Постановка проблемы реальности в философии В. Руднева. «Реальность» и «текст». Исчерпанность дуалистической онтологии и принцип дополнительности. Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.32. Проблемы онтологии в аналитической философии. Программа ревизии метафизики в аналитической философии начала ХХ века (Венский кружок). Проблема существования как проблема языка. Исходные установки аналитической философии: лингвистический поворот и семантический акцент. Философия языка «позднего» Л. Витгенштейна. Понятие языковой игры. Язык как форма жизни. Трактат «О достоверности». Постановка проблемы реальности в философии В. Руднева. «Реальность» и «текст». Исчерпанность дуалистической онтологии и принцип дополнительности. Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.33. Проблемы онтологии в аналитической философии. Программа ревизии метафизики в аналитической философии начала ХХ века (Венский кружок). Проблема существования как проблема языка. Исходные установки аналитической философии: лингвистический поворот и семантический акцент. Философия языка «позднего» Л. Витгенштейна. Понятие языковой игры. Язык как форма жизни. Трактат «О достоверности». Постановка проблемы реальности в философии В. Руднева. «Реальность» и «текст». Исчерпанность дуалистической онтологии и принцип дополнительности. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.34. Нравственная онтология В.С. Соловьева. Предмет нравственной философии. Первичные данные нравственности. Условия возможности нравственного поведения. Безусловные начала нравственности. Теодицея. Концепция богочеловечества Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.35. Нравственная онтология В.С. Соловьева. Предмет нравственной философии. Первичные данные нравственности. Условия возможности нравственного поведения. Безусловные начала нравственности. Теодицея. Концепция богочеловечества Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.36. Учение о вещи в философии А.Ф. Лосева. Истоки онтологии А.Ф. Лосева: Платон, неоплатонизм, «имяславие», философия всеединства В.С. Соловьева. Принцип невещественности вещи. «Самое само» как невыразимое «я» вещи. Вещь как тайна, миф и символ. Имя вещи как сама вещь. Имя как идеальная форма инобытия. Структура имени в трактате «Философия имени». Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.37. Учение о вещи в философии А.Ф. Лосева. Истоки онтологии А.Ф. Лосева: Платон, неоплатонизм, «имяславие», философия всеединства В.С. Соловьева. Принцип невещественности вещи. «Самое само» как невыразимое «я» вещи. Вещь как тайна, миф и символ. Имя вещи как сама вещь. Имя как идеальная форма инобытия. Структура имени в трактате «Философия имени». Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.38. Проблема идеального в философии Э.В. Ильенкова. Постановка проблемы идеального в истории философии. Материалистические версии существования идеального Объективистские парадигмы идеального. Идеальное у Канта, Гегеля, Маркса. Идеальное как опредмеченная деятельность. Мышление и язык. Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.39. Проблема идеального в философии Э.В. Ильенкова. Постановка проблемы идеального в истории философии. Материалистические версии существования идеального Объективистские парадигмы идеального. Идеальное у Канта, Гегеля, Маркса. Идеальное как опредмеченная деятельность. Мышление и язык. Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Гносеология: философское учение о познании
3.1. Гносеология как философская дисциплина. Место гносеологии в структуре курса систематической философии. Взаимоотношение гносеологии с частными когнитивными дисциплинами (психологией, физиологией, лингвистикой, культурологией, исследованиями в области искусственного интеллекта). Современные представления о предмете, методе и задачах гносеологии. Гносеология как общефилософское учение о познании и эпистемология как философия, логика и методология науки. Нормативность и дескриптивность гносеологии. Проблема познаваемости мира, варианты ее решения. Проблема границ познания. Взаимоотношение гносеологической и онтологической проблематики. Концептуальный строй гносеологии. Способы постановки вопросов о возможности познания. Базовые понятия гносеологии: познавательное отношение; субъект, предмет, объект; субъективное и объективное; интерсубъективное и общезначимое. Система традиционных гносеологических допущений. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.2. Гносеология как философская дисциплина. Место гносеологии в структуре курса систематической философии. Взаимоотношение гносеологии с частными когнитивными дисциплинами (психологией, физиологией, лингвистикой, культурологией, исследованиями в области искусственного интеллекта). Современные представления о предмете, методе и задачах гносеологии. Гносеология как общефилософское учение о познании и эпистемология как философия, логика и методология науки. Нормативность и дескриптивность гносеологии. Проблема познаваемости мира, варианты ее решения. Проблема границ познания. Взаимоотношение гносеологической и онтологической проблематики. Концептуальный строй гносеологии. Способы постановки вопросов о возможности познания. Базовые понятия гносеологии: познавательное отношение; субъект, предмет, объект; субъективное и объективное; интерсубъективное и общезначимое. Система традиционных гносеологических допущений. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.3. Гносеология как философская дисциплина. Место гносеологии в структуре курса систематической философии. Взаимоотношение гносеологии с частными когнитивными дисциплинами (психологией, физиологией, лингвистикой, культурологией, исследованиями в области искусственного интеллекта). Современные представления о предмете, методе и задачах гносеологии. Гносеология как общефилософское учение о познании и эпистемология как философия, логика и методология науки. Нормативность и дескриптивность гносеологии. Проблема познаваемости мира, варианты ее решения. Проблема границ познания. Взаимоотношение гносеологической и онтологической проблематики. Концептуальный строй гносеологии. Способы постановки вопросов о возможности познания. Базовые понятия гносеологии: познавательное отношение; субъект, предмет, объект; субъективное и объективное; интерсубъективное и общезначимое. Система традиционных гносеологических допущений. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.4. Основные гносеологические программы и стратегии. Типологии гносеологических программ и стратегий: традиция и современность; основания и критерии. Наивные реализм и естественная установка. Платонизм, трансцендентализм, натурализм. Программа детрансцендентализации. Феноменализм, конвенционализм, солипсизм. Скептицизм, критицизм и агностицизм. Рационализм, эмпиризм и сенсуализм. Историзм и социокультурное измерение познания. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.5. Субъект–объектное отношение. Эволюция самоописаний познающего субъекта. Субстанция–субъект и субъект–субстанция. Ум и душа (античность), «Я»-субъект и самосознание (христианство и новоевропейская классическая философия); индивидуальный субъект, проблема «Другого» в гносеологии, коллективно-исторический субъект (кризис классики). Идея трансцендентального субъекта как условия возможности объективно-значимого познавательного акта. Трансцендентальный и эмпирический субъект. Проблема субъекта в постклассической гносеологии: концепции «смерти» субъекта; тематизация бессознательного, отчуждения, анонимности, телесности в понятии субъекта. Альтернативы субъект–объектному дуализму. Феминистская критика классического образа субъект–объектных отношений. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.6. Субъект–объектное отношение. Эволюция самоописаний познающего субъекта. Субстанция–субъект и субъект–субстанция. Ум и душа (античность), «Я»-субъект и самосознание (христианство и новоевропейская классическая философия); индивидуальный субъект, проблема «Другого» в гносеологии, коллективно-исторический субъект (кризис классики). Идея трансцендентального субъекта как условия возможности объективно-значимого познавательного акта. Трансцендентальный и эмпирический субъект. Проблема субъекта в постклассической гносеологии: концепции «смерти» субъекта; тематизация бессознательного, отчуждения, анонимности, телесности в понятии субъекта. Альтернативы субъект–объектному дуализму. Феминистская критика классического образа субъект–объектных отношений. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.7. Этапы и уровни, статика и динамика познания. Знание как таковое. Проблема определения и типологии. Стратегии понимания знания как ментального, семиотического или деятельностного феномена. Проблема источников человеческого знания о мире. Теории врожденных идей. Проблема априорного и апостериорного. Антитеза рационализма и сенсуализма. Дилемма «чувственное–рациональное». Виды чувственного познания. Проблема «первичных» и «вторичных» качеств, образного и знакового. Опосредованный характер чувственных образов. Проблема теоретической нагруженности перцептивного опыта. Проблема получения и обоснования нового знания. Контекст открытия и контекст обоснования. Классические и постклассические модели приобретения знания. Тезис Куна–Фейерабенда. Тезис Дюгема–Куайна. Антифундаменталистская концепция обоснования знания («трилемма Мюнхгаузена» Г.Альберта). Природа дискурсивного знания. Дискурс и рефлексия. Уровни рефлексивной деятельности. Интуиция как источник познания. Виды интуиции (чувственная, эмоциональная, рацион Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.8. Этапы и уровни, статика и динамика познания. Знание как таковое. Проблема определения и типологии. Стратегии понимания знания как ментального, семиотического или деятельностного феномена. Проблема источников человеческого знания о мире. Теории врожденных идей. Проблема априорного и апостериорного. Антитеза рационализма и сенсуализма. Дилемма «чувственное–рациональное». Виды чувственного познания. Проблема «первичных» и «вторичных» качеств, образного и знакового. Опосредованный характер чувственных образов. Проблема теоретической нагруженности перцептивного опыта. Проблема получения и обоснования нового знания. Контекст открытия и контекст обоснования. Классические и постклассические модели приобретения знания. Тезис Куна–Фейерабенда. Тезис Дюгема–Куайна. Антифундаменталистская концепция обоснования знания («трилемма Мюнхгаузена» Г.Альберта). Природа дискурсивного знания. Дискурс и рефлексия. Уровни рефлексивной деятельности. Интуиция как источник познания. Виды интуиции (чувственная, эмоциональная, рацион Сам. работа 2 10 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.9. Экзамен Экзамен 2 27 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.10. Учение об истине. Онтологическое и гносеологическое измерения истины. Истина как истинное бытие. Истина как отношение к бытию. Истина как экзистенциальное переживание бытия. Социально-этическое измерение истины: правда и кривда. Классические концепции истины (корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская), ее парадоксы и критика. Неклассические концепции истины (когерентная, прагматистская, диалектико-материалистическая, волюнтаристская, экономическая). Проблема критериев истины: «внутреннее совершенство и внешнее оправдание» (логические, эмпирические, практические, теоретические и др. аспекты). Парадокс Нельсона. Истина как оценка знания; истина как состояние, как акт и как процесс. Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и истинность. Истина как ценность. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.11. Учение об истине. Онтологическое и гносеологическое измерения истины. Истина как истинное бытие. Истина как отношение к бытию. Истина как экзистенциальное переживание бытия. Социально-этическое измерение истины: правда и кривда. Классические концепции истины (корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская), ее парадоксы и критика. Неклассические концепции истины (когерентная, прагматистская, диалектико-материалистическая, волюнтаристская, экономическая). Проблема критериев истины: «внутреннее совершенство и внешнее оправдание» (логические, эмпирические, практические, теоретические и др. аспекты). Парадокс Нельсона. Истина как оценка знания; истина как состояние, как акт и как процесс. Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и истинность. Истина как ценность. Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.12. Практика и познание. Проблема роли практики в познании. Критериальность практики. Практика и опыт. Виды практик (материально-производственные, общественно-исторические, революционные, телесные, властные, дискурсивные, креативные, коммуникативные и др.). Типологии практик, основания и критерии. Опредмечивание и распредмечивание. Практика и деятельность. Деятельность как чувственно-сверхчувственная реальность. Теоретико-деятельностный подход в познании. Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.13. Способы концептуализации сознания как предмета гносеологической рефлексии. Сознание как парадоксальная реальность. Процедура объективации в описаниях сознания. Психологизм и антипсихологизм в трактовках сознания. Проблема генезиса сознания. Основные подходы, понятия, концепции. Структура сознания. Свойства сознания (темпоральность, интенциональность, идеальность). Поток сознания. Факты сознания. Феномены сознания. Априорное и апостериорное в сознании. Сознание и самосознание. Проблема самоидентичности «Я». Множественность способов тематизации «Я» в гносеологии. Социальное, коммуникативное и персональное измерения сознания. Социокультурные образы сознания (сознание отчужденное, ложное, несчастное, игровое; превращенные формы сознания). Проблема идеального. Идеальность сознания. Объективная и субъективная реальность. Психофизическая проблема. Современные дискуссии по проблеме «сознание–тело» (дуализм, теория тождества, окказионализм, редуктивный и нередуктивный материализм, параллелизм, атрибутивизм, интер Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.14. Способы концептуализации сознания как предмета гносеологической рефлексии. Сознание как парадоксальная реальность. Процедура объективации в описаниях сознания. Психологизм и антипсихологизм в трактовках сознания. Проблема генезиса сознания. Основные подходы, понятия, концепции. Структура сознания. Свойства сознания (темпоральность, интенциональность, идеальность). Поток сознания. Факты сознания. Феномены сознания. Априорное и апостериорное в сознании. Сознание и самосознание. Проблема самоидентичности «Я». Множественность способов тематизации «Я» в гносеологии. Социальное, коммуникативное и персональное измерения сознания. Социокультурные образы сознания (сознание отчужденное, ложное, несчастное, игровое; превращенные формы сознания). Проблема идеального. Идеальность сознания. Объективная и субъективная реальность. Психофизическая проблема. Современные дискуссии по проблеме «сознание–тело» (дуализм, теория тождества, окказионализм, редуктивный и нередуктивный материализм, параллелизм, атрибутивизм, интер Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.15. Бессознательное. Уровни сознания (психическое, рефлексивно-сознательное, подсознание, сверхсознание). Сознание и бессознательное. Основания и мотивы введения понятия бессознательного в философии. Пути концептуализации бессознательного. Метапсихология и гносеология. Уроки психоанализа в философии ХХ века. Модели бессознательного и его статус в познании. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Архетипы бессознательного. Типологизация бессознательного (реальное, воображаемое, символическое). Проблема онтологии бессознательного (биологические, космологические, социальные, семиотические интерпретации). Критика концепций бессознательного. Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.16. Язык и текст. Язык как объект гносеологии. Статус философии языка. Способы и пути концептуализации языка. Антиномии происхождения языка. Роль языка в познании. Концепции языка в современной философии. Образ философии как критики и терапии языка. Язык и речь. Язык и письмо. Язык и мышление. Проблема возможности невербальной мысли. Парадоксы языка (перформативные, провокативные, коммуникативные, семантические и др.). Языковая компетентность. Знак, значение и смысл. Границы смыслополагания и бессмыслица. Семиозис. Проблема семиотической реальности. Имя. Символ. Символизация. Языковая игра. Коммуникация. Диалог и монолог. Метафора и феномен непрямой референции в познании. Проблема лингвистической относительности и языковая картина мира. Перевод как гносеологическая проблема (ситуация «онтологической относительности» Куайна). Текст, контекст и интертекстуальность. Автор и читатель. Наррация и интерпретация. Объяснение и понимание. Понимание и предпонимание: герменевтический круг. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.17. Язык и текст. Язык как объект гносеологии. Статус философии языка. Способы и пути концептуализации языка. Антиномии происхождения языка. Роль языка в познании. Концепции языка в современной философии. Образ философии как критики и терапии языка. Язык и речь. Язык и письмо. Язык и мышление. Проблема возможности невербальной мысли. Парадоксы языка (перформативные, провокативные, коммуникативные, семантические и др.). Языковая компетентность. Знак, значение и смысл. Границы смыслополагания и бессмыслица. Семиозис. Проблема семиотической реальности. Имя. Символ. Символизация. Языковая игра. Коммуникация. Диалог и монолог. Метафора и феномен непрямой референции в познании. Проблема лингвистической относительности и языковая картина мира. Перевод как гносеологическая проблема (ситуация «онтологической относительности» Куайна). Текст, контекст и интертекстуальность. Автор и читатель. Наррация и интерпретация. Объяснение и понимание. Понимание и предпонимание: герменевтический круг. Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.18. Мышление. Проблема концептуализации мышления. Вербальное и невербальное мышление. Мышление: предмет, процесс и результат. Мышление как объект логики, гносеологии и когнитивных наук. Дилемма психологизма и антипсихологизма; парадокс антипсихологизма. Филогенез и онтогенез мышления. Проблема форм мышления. Границы мышления. Рефлексия. Рассудок, разум, интеллект, ум. Остроумие. Взаимосвязь сознания и мышления. Мыследеятельность. Сам. работа 3 1 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.19. Проблема рациональности. Разум и рациональность. Типологии концепций разума. Разум и рассудок. Разум «чистый» и разум практический. Архитектоника разума. Разум как высшая ценностная и критическая инстанция. Идеалы, нормы, стандарты и критерии рациональности. Иррациональное. Типы и виды рациональностей (целе-средственная и целе-ценностная). Стратегии рациональности. Эволюция рационализма и иррационализма.Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании. Программы «нового рационализма». Сам. работа 3 3 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.20. Творческое познание. Загадка творчества. Источники, средства и формы появления новых смыслов. Новое в познании как западный когнитивный идеал: воля к истине как воля к власти. Формы удостоверения и признания нового. Критерии новизны в познании. Проблема прогресса в познании: модели и критерии; уровни новации. Традиция и новация. Эвристические методы познания. Воображение, фантазия, откровение. Продуктивное и репродуктивное в познавательной деятельности. Сам. работа 3 7 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.21. Многообразие и типология познания. Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании.Природа научного познания. Естественнонаучное и гуманитарное познание. Проблема критериев научности. Дилемма сциентизма–антисциентизма. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания и их взаимодействие. Парадигма, исследовательская программа, научная картина мира – их гносеологический статус. Личностное, неявное, рефлексивное, конструктивное, беспредпосылочное и непосредственное виды знания как особые гносеологические феномены. Типологии вненаучного познания; их критерии и регулятивы. Виды вненаучного познания (обыденное, мистическое, художественное, философское, мифологическое). Эзотерический вызов науке. Проблема единства знания: история и современность. Сам. работа 3 5 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.22. Перспективы гносеологии. Итоги и тенденции развития гносеологии к концу ХХ века: опыт оценки современной теоретико-познавательной ситуации. Компьютер в познании. Горизонты компьютерной эпистемологии. Расширение поля гносеологической проблематики. Когнитивное и внекогнитивные факторы познания. Альтернативные науке познавательные практики. Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.23. Методология философского познания. Нормативное сознание и методы философии.Многообразие философских методов.Диалектическая методология. Феноменологическая методология. Интуитивизм как философская методология. Герменевтическая методология. Философская аналитика. Структуралистская методология. Теоретико-деятельностная и системная методология. Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.24. Экзамен Экзамен 3 27 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вяккерев Ф.Ф. - под ред., Иванов В.Г. - под ред., Липский Б.И. - под ред., Марков Б.В. - под ред. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1. ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Липский Б.И. - под общ. ред. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.3 Пивоваров Д.В. ОНТОЛОГИЯ: МАТЕРИЯ И ЕЕ АТРИБУТЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шестов Л. И. Философия и теория познания: Научные монографии Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
Л2.3 Ивин А. А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении: Научные монографии Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.4 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: www.library.ru
Э7 8. Поисковая система «Google» www.google.ru
Э8 9. ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 10. ЭБС «Лань» www.lanbook.ru
Э10 11. Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 Онтология и теория познания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии - http://lib.ru/FILOSOF/
Библиотека по философии - http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России - http:// www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.lanbook.ru
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.