МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Личность в психологической науке: межпарадигмальный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.06.01. Психологические науки
НаправленностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_06_01_Общая психология-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 57
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. психол. н., доц., Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
д-р психол. н., проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Личность в психологической науке: межпарадигмальный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральныq государственныq образовательныq стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» июля 2014 г. № 897

составлена на основании учебного плана:
37.06.01 Психологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р психол. н., проф. Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р психол. н., проф. Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у аспирантов целостное представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути; познакомиться с этапами развития психологии личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способность применять результаты научных психологических исследований для решения прикладных задач в области психологической практики и в сфере преподавательской деятельности по основным и дополнительным программам высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования и развития личности, описанные на современном этапе развития психологической науки
3.2.Уметь:
3.2.1.применять научные психологические знания для постановки актуальных задач и их решения в изучении закономерностей функционирования и развития личности, применять результаты научных исследований в различных областях психологической практики, преподавательской деятельности по основным и дополнительным программам высшего образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и опытом разработки и реализации научных исследований в области изучения закономерностей функционирования и развития личности, применения результатов научных исследований в различных областях психологической практики, преподавательской деятельности по основным и дополнительным программам высшего образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология личности как наука
1.1. Психология личности как наука Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.2. Проблема личности и уровни методологии науки. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.3. Этапы развития психологии личности Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Человек и его место в различных системах
2.1. Человек и его место в различных системах. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.2. Междисциплинарный статус проблемы личности Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Развитие человека как индивида, личности, индивидуальности
3.1. Системный и историко-эволюционый подход к личности. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
3.2. Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
3.3. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость. Сам. работа 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Биогенез человека
4.1. Общее представление об индивидных свойствах человека. Характер и способности личности. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.2. Биогенетические периодизации развития человека Сам. работа 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.3. Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.4. Современные представления о темпераменте. Сам. работа 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 5. Социогенез личности
5.1. Социогенетические истоки развития личности. Сам. работа 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
5.2. Социализация личности. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 6. Персоногенез человека
6.1. Общая характеристика индивидуальности. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
6.2. Суверенность психологического пространтства личности Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
6.3. Жизненный путь человека как история индивидуальности. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
6.4. Субъектность личности Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 7. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии
7.1. Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии Сам. работа 3 3 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.3. Смысловая и мотивационная сферы личности Сам. работа 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.4. Применение результатов научных исследований в различных областях психологической практики, преподавательской деятельности по основным и дополнительным программам высшего образования Практические 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.5. Экзамен 3 9 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
Л2.2 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие Академия , 2009
Л2.3 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle Аспирантура 37.06.01 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по дисциплине Психология личности придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1.Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2.Активно читайте научно-периодические издания, в первую очередь "Психологический журнал" и "Вопросы психологии".
3.Запоминайте фамилии ведущих теоретиков в области психологии личности и даты создания основных научно-психологических подходов, проведения наиболее значительных эмпирических и теоретических исследований,
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
11. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
Составить план выступления;
При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
Время доклада 10 минут;
После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
Приветствуется использование электронной презентации;
Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.