Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 8,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | ознакомление с процессом организация и реализации взаимодействия специалистов различных ведомств в решении задач психологичской, социально-психологической, психолого-педагогической помощи социально уязвимым категориям населения |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-30 | способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
ПСК-4.6 | готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | цели, задачи, процесс организация и реализации взаимодействия специалистов различных ведомств для решения задач психологической, социально-психологической, психолого-педагогической помощи социально уязвимым категориям населения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | консультировать по проблемам семьи, защите прав и законных интересов детей и подростков, разрабатывать программы, направленные на профилактику девиантного поведения детей и подростков, осуществлять психологическое просвещение специалистов, участвующих в работе межведомственных команд. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками и опытом решения задач оказания психологичской, социально-психологической, психолого-педагогической помощи социально уязвимым категориям населения, опытом консультирования по проблемам семьи, защите прав и законных интересов детей и подростков, разработки программ, направленных на профилактику девиантного поведения детей и подростков, психологического просвещения специалистов смежных профилей, участвующих в работе межведомственных команд. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Профессиональная позиция психолога в социальной сфере. Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым категориям населения. | Лекции | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.3, Л1.7, Л1.4, Л2.2, Л2.4 |
1.2. | Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики в деятельности по раннему выявлению семейного/детского неблагополучия. Роль психолога в комплексной работе с семьями и детьми, взаимодействие психолога с иными специалистами. | Лекции | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4, Л2.2 |
1.3. | Межведомственный процесс защиты прав и свобод несовершеннолетних, реабилитации и психологического сопровождения детей, пострадавших от преступлений. | Лекции | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.5, Л1.7, Л1.4, Л2.2 |
1.4. | Взаимодействие специалистов различных ведомств в решении задач по социальной включенности детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью. | Лекции | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л1.5, Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4 |
1.5. | Взаимодействие специалистов различных ведомств в решении задач по социальной адаптации, повышению качества жизни молодежи и пожилых людей с инвалидностью | Лекции | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4, Л2.2 |
1.6. | Оказание психологической помощи семье на этапе раннего выявления неблагополучия (кейс, разработка плана работы по кейсу) | Практические | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4 |
1.7. | Оказание психологической помощи семье и детям, находящимся в социально опасном положении (рассмотрение кейсов и составленных планов). | Практические | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л2.1, Л1.4, Л1.1 |
1.8. | Социальные технологии в межведомственной работе (презентация социальных технологий из опыта работы учреждений, обсуждение эффективности и результативности, работа с кейсом) | Практические | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.5, Л1.7, Л2.1, Л1.4 |
1.9. | Оказание помощи детям-жертвам домашнего насилия и жестокого обращения (рассмотрение кейсов и составленных планов) | Практические | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4 |
1.10. | Оказание помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств сексуального характера (рассмотрение кейсов и составленных планов) | Практические | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л1.6, Л1.2, Л2.3, Л2.5, Л1.7 |
1.11. | Оказание помощи несовершеннолетним, пережившим попытку суицида (мозговой штурм «особенности работы психолога», рассмотрение кейса и составление плана работы) | Практические | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л1.6, Л1.2, Л2.3, Л1.7 |
1.12. | Оказание социально-психологической помощи детям раннего возраста и их родителям. Оказание социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов (ДЦП, аутизм, синдром Дауна, ЗПР). | Практические | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л1.3, Л1.6, Л2.3, Л1.7 |
1.13. | Социальное обслуживание детей-инвалидов с множественными нарушениями на дому. Сопровождаемое проживание подростков с инвалидностью. Участковая социальная работа. | Практические | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л1.5, Л2.5, Л1.7, Л2.1 |
1.14. | Социальное сопровождение родителей с ментальными нарушениями (особенности работы с ментальными мамами, опыт работы по проекту «Мама дома и все в порядке»). Оказание социально-психологической помощи гражданам пожилого возраста (особенности работы, технологии) | Практические | 10 | 2 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4, Л1.1 |
1.15. | Взаимодействие специалистов различных ведомств в решении задач психологичской, социально-психологической, психолого-педагогической помощи социально уязвимым категориям населения (решение кейсов) | Сам. работа | 10 | 44 | ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л1.3, Л1.5, Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Павленок Петр Денисович | Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие | ИНФРА-М, 2018 | znanium.com |
Л1.2 | Павленок П. Д., Руднева М. Я. | Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие | М.: ИНФРА-М, 2016 | |
Л1.3 | Е. И. Холостова | Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие | М.: Дашков и К, 2007 | |
Л1.4 | Социальная работа в вопросах и ответах: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru | |
Л1.5 | Е. И. Холостова | Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие | М.: Дашков и К, 2014 | e.lanbook.com |
Л1.6 | Е. И. Холостова | Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие | М.: Дашков и К, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.7 | Холостова Е.И. | СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Приступа Е.Н. - отв. ред. | СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Психосоциальная работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях: Учебная литература для ВУЗов | СКФУ, 2015 | biblioclub.ru | |
Л2.3 | АлтГУ, Фак. социологии, Каф. соц. работы | Психология социальной работы. Социальная работа в кризисных ситуациях: учеб.-метод. пособие по изучению курсов | Изд-во АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л2.4 | Крысова Е. В., Шалаев В. П. | Социальная работа с мигрантами: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Торохтий В. С. | СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle Межведомственные команды | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации студенту Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий, прохождения тестов по предмету, решений кейсов и др. 2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др. 4. При подготовке доклада студенту рекомендуется: 1. Составить план выступления; 2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; 3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) 4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; 5. Время доклада 10 минут; 6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; 7. Приветствуется использование электронной презентации; 8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |