МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 176
самостоятельная работа 139
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 5, 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30 22 22 82 82
Практические 32 32 34 34 28 28 94 94
Сам. работа 55 55 53 53 31 31 139 139
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 144 144 144 144 108 108 396 396

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: повышение гуманитарной и методологической подготовки студентов, передача студентам базовых знаний по проблемам социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества); формирование у них навыков философской рефлексии, развитие способности студентов к критическому осмыслению изучаемого материала. Для достижения данной цели акцент делается не только на изучении историософских трудов, но и на гуманистической сущности философско- исторических знаний, их мировоззренческом содержании.
Задачи курса:
- определить соотношение социальной философии с гуманитарными науками;
- представить социальную философию в историческом развитии и в многообразии течений, школ, персоналий;
- указать на основные характеристики человека, особенности его жизненного опыта, его активности и социальной деятельности;
- выявить проблемы социальной онтологии, научить пониманию общества как целостной системы социальной реальности;
- представить социальные отношения в их развитии, рассмотреть типологию социальных отношений;
- рассмотреть социальное пространство и время как формы общественного бытия;
- научить применять знания, полученные в рамках курса социальной философии, в анализе текстов социально-философской классики.
- определить основные подходы к определению сущности и структуры общества;
- выявить основы и варианты типологии контактов социальных групп;
- определить основные виды социальных групп и указать их специфику;
- указать основные особенности функционирования общества, механизмы воспроизводства социальной целостности, а также взаимную соотнесенность функций отдельных подсистем и сфер общества;
- указать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- выявить основания социокультурного взаимодействия;
- указать основные подходы к определению «этноса» и «цивилизации»;
- выявить основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия.
- ознакомить студентов с этапами развития философско-исторической мысли;
- дать представление о структуре современного историко-философского знания;
- сформировать диалектический подход к разрешению основных историософских проблем и к главным методологическим подходам.
- сформировать представление о закономерностях развития философии истории;
- познакомить студентов с различными подходами в интерпретации содержания историософских категорий;
- показать функции, место и роль философии истории в контексте философских дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о закономерностях развития философии истории;
- о закономерностях развития исторического процесса;
- о различных подходах в интерпретации моделей исторического развития;
- об общественных отношениях и общении в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода;
- социально-философские концепции межкультурных связей людей;
- о становлении социальности и основных сферах жизни общества;
- основные философско-исторические учения;
- основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия;
- основные характеристики человека, особенности его жизненного опыта, его активности и социальной деятельности;
- основные подходы к определению «этноса» и «цивилизации»;
- основания социокультурного взаимодействия;
- становление и проблемы социальной философии;
- природу социально-философского знания, его особенности и логику исторического развития;
- системный характер социальной философии;
- социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности;
- иметь представление об общественных отношениях и общении в рамках деятельностного социально- коммуникативного подхода;
- социально-философские концепции межкультурных связей людей;
- становление социальности и основные сферы жизни общества;
- закономерности социальных процессов;
- об основных подходах к определению сущности и структуры общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.- сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели;
- применять полученные в процессе обучения знания;
- эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности;
- выявлять основания социокультурного взаимодействия;
- выявить проблемы социальной онтологии, научить пониманию общества как целостной системы социальной реальности;
- выявить основы и варианты типологии контактов социальных групп;
- указать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- выявить основания социокультурного взаимодействия;
- определить основные виды социальных групп и указать их специфику;
- выявить основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия;
- определять природу социально-философского знания, его особенности и логику исторического развития;
- определять системный характер социальной философии;
- определять социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности;
-сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели;
-применять полученные в процессе обучения знания;
-эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- диалектическим подходом к разрешению основных историософских проблем, а также остальными методологическими подходами;
- различными подходами в интерпретации содержания историософских категорий;
- навыками выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- знаниями типологии контактов социальных групп;
- навыками работы с первоисточниками;
- навыками выявления основных особенностей и закономерностей межэтнического и межцивилизационного взаимодействия;
- навыками выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- знаниями типологии контактов социальных групп;
- навыками философского и научного анализа, критической рефлексии;
-способностью диалектического видения процессов;
- навыками обнаружения и постановки проблем социальной философии;
- навыками выявления основных особенностей функционирования общества, механизмов воспроизводства социальной целостности, а также взаимной соотнесенности функций отдельных подсистем и сфер общества;
- работы с первоисточниками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологическое введение.
1.1. Социальная философия, ее становление и проблемы Концептуально-структурные проблемы изучения социальной философии: определение социальной философии, её специфика, периодизация, характер взаимодействия с общественными науками. Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальная философия, ее становление и проблемы Концептуально-структурные проблемы изучения социальной философии: определение социальной философии, её специфика, периодизация, характер взаимодействия с общественными науками. Практические 4 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Социальная философия, ее становление и проблемы Концептуально-структурные проблемы изучения социальной философии: определение социальной философии, её специфика, периодизация, характер взаимодействия с общественными науками. Сам. работа 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Природа социально-философского познания его особенности и логика исторического развития. Природа социально-философского знания и особенности его исторического развития. Социальная философия и проблема ее тождества со своей эпохой. Преходящее и не преходящее в развитии социально-философской мысли. Логика возникновения и развития социально-философских учений. Социальная философия и частные общественные науки: проблема дифференциации и взаимодействия. Объект и предмет социальной философии. Социальная философия и социология. Социальная философия и история. Социальная философия и культурология. Сциентистская и несциентистская традиции в развитии социально-философской мысли. Социальная философия как наука и как форма общественного сознания. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Природа социально-философского познания его особенности и логика исторического развития. Природа социально-философского знания и особенности его исторического развития. Социальная философия и проблема ее тождества со своей эпохой. Преходящее и не преходящее в развитии социально-философской мысли. Логика возникновения и развития социально-философских учений. Социальная философия и частные общественные науки: проблема дифференциации и взаимодействия. Объект и предмет социальной философии. Социальная философия и социология. Социальная философия и история. Социальная философия и культурология. Сциентистская и несциентистская традиции в развитии социально-философской мысли. Социальная философия как наука и как форма общественного сознания. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Природа социально-философского познания его особенности и логика исторического развития. Природа социально-философского знания и особенности его исторического развития. Социальная философия и проблема ее тождества со своей эпохой. Преходящее и не преходящее в развитии социально-философской мысли. Логика возникновения и развития социально-философских учений. Социальная философия и частные общественные науки: проблема дифференциации и взаимодействия. Объект и предмет социальной философии. Социальная философия и социология. Социальная философия и история. Социальная философия и культурология. Сциентистская и несциентистская традиции в развитии социально-философской мысли. Социальная философия как наука и как форма общественного сознания. Сам. работа 4 5 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Системный характер социальной философии Развитие содержания социальной философии и привнесение уровня системной организации знания. Систематизация как непрерывное движение познания к истинному знанию. Выявление, обоснование основных системообразующих законов, связывающих отдельные элементы знаний о фактах общественной жизни. Раскрытие сути общества как системного целого. Воссоздание теоретически развернутого образа целостного общества из множества описаний его отдельных сторон. Проблема поиска «первичного элемента», «клеточки» общественной системы. Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Системный характер социальной философии Развитие содержания социальной философии и привнесение уровня системной организации знания. Систематизация как непрерывное движение познания к истинному знанию. Выявление, обоснование основных системообразующих законов, связывающих отдельные элементы знаний о фактах общественной жизни. Раскрытие сути общества как системного целого. Воссоздание теоретически развернутого образа целостного общества из множества описаний его отдельных сторон. Проблема поиска «первичного элемента», «клеточки» общественной системы. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Системный характер социальной философии Развитие содержания социальной философии и привнесение уровня системной организации знания. Систематизация как непрерывное движение познания к истинному знанию. Выявление, обоснование основных системообразующих законов, связывающих отдельные элементы знаний о фактах общественной жизни. Раскрытие сути общества как системного целого. Воссоздание теоретически развернутого образа целостного общества из множества описаний его отдельных сторон. Проблема поиска «первичного элемента», «клеточки» общественной системы. Сам. работа 4 5 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Деятельность как способ существования общественного человека и принцип выявления смысла человеческого бытия
2.1. Деятельность как средство самореализации людей и воспроизведения общественных отношений Деятельность как способ существования общества и смысл человеческого бытия в современной философско-социологической теории. Формы и виды деятельности. Субъект и объект деятельности. Детерминирующие основания деятельности: потребность, интерес, цель, мотив, установка, стимул, ценностная ориентация. Соотношение целей, средств и результатов деятельности. Значение разработки структуры, механизмов, функций деятельности для социального познания. Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Деятельность как средство самореализации людей и воспроизведения общественных отношений Деятельность как способ существования общества и смысл человеческого бытия в современной философско-социологической теории. Формы и виды деятельности. Субъект и объект деятельности. Детерминирующие основания деятельности: потребность, интерес, цель, мотив, установка, стимул, ценностная ориентация. Соотношение целей, средств и результатов деятельности. Значение разработки структуры, механизмов, функций деятельности для социального познания. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Деятельность как средство самореализации людей и воспроизведения общественных отношений Деятельность как способ существования общества и смысл человеческого бытия в современной философско-социологической теории. Формы и виды деятельности. Субъект и объект деятельности. Детерминирующие основания деятельности: потребность, интерес, цель, мотив, установка, стимул, ценностная ориентация. Соотношение целей, средств и результатов деятельности. Значение разработки структуры, механизмов, функций деятельности для социального познания. Сам. работа 4 5 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Общественные отношения и общение в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода (Зиммель, Кассирер, Ясперс, Хайдеггер, Бубер, Бахтин) Категория "общение" в социальной философии и частных общественных науках. Общение в рамках деятельностного подхода и общение как исходная единица анализа социального. Общение (коммуникация) как обьяснительный принцип и основание построения философской теории общества в учениях Г.Зиммеля, Э.Кассирера, М.Шеллера, К.Ясперса, М.Хайдеггера. Общение как первичная форма бытия в философии М.Бубера. Христианский реализм С.Л.Франка об общении как единстве раздельности взаимопроникновения "я" и "ты". Концепция общения как диалога М.М.Бахтина и ее эвристическое значение. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Общественные отношения и общение в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода (Зиммель, Кассирер, Ясперс, Хайдеггер, Бубер, Бахтин) Категория "общение" в социальной философии и частных общественных науках. Общение в рамках деятельностного подхода и общение как исходная единица анализа социального. Общение (коммуникация) как обьяснительный принцип и основание построения философской теории общества в учениях Г.Зиммеля, Э.Кассирера, М.Шеллера, К.Ясперса, М.Хайдеггера. Общение как первичная форма бытия в философии М.Бубера. Христианский реализм С.Л.Франка об общении как единстве раздельности взаимопроникновения "я" и "ты". Концепция общения как диалога М.М.Бахтина и ее эвристическое значение. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Общественные отношения и общение в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода (Зиммель, Кассирер, Ясперс, Хайдеггер, Бубер, Бахтин) Категория "общение" в социальной философии и частных общественных науках. Общение в рамках деятельностного подхода и общение как исходная единица анализа социального. Общение (коммуникация) как обьяснительный принцип и основание построения философской теории общества в учениях Г.Зиммеля, Э.Кассирера, М.Шеллера, К.Ясперса, М.Хайдеггера. Общение как первичная форма бытия в философии М.Бубера. Христианский реализм С.Л.Франка об общении как единстве раздельности взаимопроникновения "я" и "ты". Концепция общения как диалога М.М.Бахтина и ее эвристическое значение. Сам. работа 4 5 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Общественные отношения и общение в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода (Зиммель, Кассирер, Ясперс, Хайдеггер, Бубер, Бахтин) Категория "общение" в социальной философии и частных общественных науках. Общение в рамках деятельностного подхода и общение как исходная единица анализа социального. Общение (коммуникация) как обьяснительный принцип и основание построения философской теории общества в учениях Г.Зиммеля, Э.Кассирера, М.Шеллера, К.Ясперса, М.Хайдеггера. Общение как первичная форма бытия в философии М.Бубера. Христианский реализм С.Л.Франка об общении как единстве раздельности взаимопроникновения "я" и "ты". Концепция общения как диалога М.М.Бахтина и ее эвристическое значение. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Деятельность и культура, социальная философия о межкультурных связях людей Деятельность и культура: генетический, структурно-функциональный, креативный подходы. Культура внешняя и внутренняя, стандарты культурного взаимообщения, нормативные функции культуры. Культура как упорядочение человеческой деятельности. Развитие культуры как самодействующий цикл производства межличностных отношений. Культуры, ориентированные на предметно-активистский способ жизнедеятельности и культуры, ориентированные на созерцание, Идеи развития и преемственности культуры в философском анализе общества. Концепция линейной зависимости эволюции культуры Э.Тейлора. Учение о локальных культурах О.Шпенглера. П.А.Сорокин о трех типах культуры. Й.Хейзинга о культуре как системе жизни общества во всех его аспектах. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Деятельность и культура, социальная философия о межкультурных связях людей Деятельность и культура: генетический, структурно-функциональный, креативный подходы. Культура внешняя и внутренняя, стандарты культурного взаимообщения, нормативные функции культуры. Культура как упорядочение человеческой деятельности. Развитие культуры как самодействующий цикл производства межличностных отношений. Культуры, ориентированные на предметно-активистский способ жизнедеятельности и культуры, ориентированные на созерцание, Идеи развития и преемственности культуры в философском анализе общества. Концепция линейной зависимости эволюции культуры Э.Тейлора. Учение о локальных культурах О.Шпенглера. П.А.Сорокин о трех типах культуры. Й.Хейзинга о культуре как системе жизни общества во всех его аспектах. Сам. работа 4 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Становление социальности. Основные сферы жизни общества
3.1. Динамика усложнения и развития социальных форм исторических субъектов Структура общества, общности и социальных групп. Исторические общности как субъекты социального развития. Общности социально-классовые, социально-территориальные, этнические и др. Системообразующие связи, скрепляющие общности, характеристики социальной общности. Интеграция социальных общностей и изменение их форм в процессе общественного производства. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Динамика усложнения и развития социальных форм исторических субъектов Структура общества, общности и социальных групп. Исторические общности как субъекты социального развития. Общности социально-классовые, социально-территориальные, этнические и др. Системообразующие связи, скрепляющие общности, характеристики социальной общности. Интеграция социальных общностей и изменение их форм в процессе общественного производства. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Динамика усложнения и развития социальных форм исторических субъектов Структура общества, общности и социальных групп. Исторические общности как субъекты социального развития. Общности социально-классовые, социально-территориальные, этнические и др. Системообразующие связи, скрепляющие общности, характеристики социальной общности. Интеграция социальных общностей и изменение их форм в процессе общественного производства. Сам. работа 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Развитие основных сфер жизни общества (материально-производственная, социальная, политическая, духовная сферы) Логические и методологические принципы выделения основных сфер общественной жизни. Материально-производственная сфера общества. Философские аспекты труда. К. Маркс о труде вообще. Труд как общественное явление. Производительные силы и производственные отношения как факторы развития общественного субъекта труда. Социальная сфера жизни общества. Социальная общность. Человек в мире социальных общностей. Целостность и взаимосвязь социальной жизни общества. Политическая сфера жизни общества. Сущность и контуры политической сферы. Некоторые составные элементы политической сферы общества. Человек и государство. Единство и целостность политической сферы общества. Духовная жизнь общества. Общественное сознание. Многокачественность общественного сознания, его структура, основные элементы, исходные принципы анализа.Духовная сфера жизни общества. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Развитие основных сфер жизни общества (материально-производственная, социальная, политическая, духовная сферы) Логические и методологические принципы выделения основных сфер общественной жизни. Материально-производственная сфера общества. Философские аспекты труда. К. Маркс о труде вообще. Труд как общественное явление. Производительные силы и производственные отношения как факторы развития общественного субъекта труда. Социальная сфера жизни общества. Социальная общность. Человек в мире социальных общностей. Целостность и взаимосвязь социальной жизни общества. Политическая сфера жизни общества. Сущность и контуры политической сферы. Некоторые составные элементы политической сферы общества. Человек и государство. Единство и целостность политической сферы общества. Духовная жизнь общества. Общественное сознание. Многокачественность общественного сознания, его структура, основные элементы, исходные принципы анализа.Духовная сфера жизни общества. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Развитие основных сфер жизни общества (материально-производственная, социальная, политическая, духовная сферы) Логические и методологические принципы выделения основных сфер общественной жизни. Материально-производственная сфера общества. Философские аспекты труда. К. Маркс о труде вообще. Труд как общественное явление. Производительные силы и производственные отношения как факторы развития общественного субъекта труда. Социальная сфера жизни общества. Социальная общность. Человек в мире социальных общностей. Целостность и взаимосвязь социальной жизни общества. Политическая сфера жизни общества. Сущность и контуры политической сферы. Некоторые составные элементы политической сферы общества. Человек и государство. Единство и целостность политической сферы общества. Духовная жизнь общества. Общественное сознание. Многокачественность общественного сознания, его структура, основные элементы, исходные принципы анализа.Духовная сфера жизни общества. Сам. работа 4 5 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Философско-исторические проблемы социального развития
4.1. Субъекты истории, их универсальные и локальные характеристики. Многообразие социальных субъектов, проблема выделения субъекта национальных отношений. Критерии выделения: самодостаточность, целостность, субстанциальность. Народ как социально-историческая общность, ступени его развития: общность-суммативность (Allheit); общность-тотальность (Totalitaet); общность-органическая целостность (Ganzheit). Локальные социальные субъекты, начало межсубъектного общения. Локальность, самодостаточность, вечность родовой общности. Смысл существования кровно-родственных отношений – воспроизводство жизни. Универсальные социальные субъекты и проблема становления национальных отношений. Смысл существования национальных отношений – производство средств интеркультурного общения. Логико-генетическая взаимосвязанность и актуальное культурно-историческое сосуществование локальных и универсальных субъектов. Проблемы этнической и культурной ассимиляции донациональных общностей в мире национальных отношений. Лекции 4 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Субъекты истории, их универсальные и локальные характеристики. Многообразие социальных субъектов, проблема выделения субъекта национальных отношений. Критерии выделения: самодостаточность, целостность, субстанциальность. Народ как социально-историческая общность, ступени его развития: общность-суммативность (Allheit); общность-тотальность (Totalitaet); общность-органическая целостность (Ganzheit). Локальные социальные субъекты, начало межсубъектного общения. Локальность, самодостаточность, вечность родовой общности. Смысл существования кровно-родственных отношений – воспроизводство жизни. Универсальные социальные субъекты и проблема становления национальных отношений. Смысл существования национальных отношений – производство средств интеркультурного общения. Логико-генетическая взаимосвязанность и актуальное культурно-историческое сосуществование локальных и универсальных субъектов. Проблемы этнической и культурной ассимиляции донациональных общностей в мире национальных отношений. Практические 4 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Субъекты истории, их универсальные и локальные характеристики. Многообразие социальных субъектов, проблема выделения субъекта национальных отношений. Критерии выделения: самодостаточность, целостность, субстанциальность. Народ как социально-историческая общность, ступени его развития: общность-суммативность (Allheit); общность-тотальность (Totalitaet); общность-органическая целостность (Ganzheit). Локальные социальные субъекты, начало межсубъектного общения. Локальность, самодостаточность, вечность родовой общности. Смысл существования кровно-родственных отношений – воспроизводство жизни. Универсальные социальные субъекты и проблема становления национальных отношений. Смысл существования национальных отношений – производство средств интеркультурного общения. Логико-генетическая взаимосвязанность и актуальное культурно-историческое сосуществование локальных и универсальных субъектов. Проблемы этнической и культурной ассимиляции донациональных общностей в мире национальных отношений. Сам. работа 4 10 ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Понятие исторической действительности, историческое пространство и время Событие и исторический факт: вопросы понимания и объяснения. Время историка и время социолога. Социальное и историческое время. Вечность и время. Ритм всемирно-исторического и локально-исторического развития. Общественная реальность и социальное пространство. Идеи социального пространства и времени в истории развития философской мысли. Античный космос: пространство и время. Представление о социальном времени и пространстве в средневековой философии и философии Просвещения. Идеи философии Нового времени о социальном пространстве и времени. Современные трактовки социовременных и социопространственных реальностей в истории (М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель, Ж.Делез). Сам. работа 4 10 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Экзамен Экзамен 4 27 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Сущность и структура общества
5.1. Основы социальной статики. Проблема «человек и общество» («сингуляризм» и «универсализм»). Основные парадигмы (субъектная, деятельностная, институциональная), аспекты (структурный, функциональный, динамический) и уровни (социально-философский, философско-исторический, исторический и социологический) рассмотрения общества. Лекции 5 6 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Основы социальной статики. Проблема «человек и общество» («сингуляризм» и «универсализм»). Основные парадигмы (субъектная, деятельностная, институциональная), аспекты (структурный, функциональный, динамический) и уровни (социально-философский, философско-исторический, исторический и социологический) рассмотрения общества. Практические 5 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Основы социальной статики. Проблема «человек и общество» («сингуляризм» и «универсализм»). Основные парадигмы (субъектная, деятельностная, институциональная), аспекты (структурный, функциональный, динамический) и уровни (социально-философский, философско-исторический, исторический и социологический) рассмотрения общества. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Деятельностный подход и основные проблемы социальной статики. Проблема определения культуры и классификация подходов к ее решению, их достоинства и недостатки. Деятельностный подход к определению культуры и соотношение культурного и социального. Основы социальной дифференциации. Проблема групповой дифференциации и ее решение в рамках деятельностного подхода. Лекции 5 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.5. Деятельностный подход и основные проблемы социальной статики. Проблема определения культуры и классификация подходов к ее решению, их достоинства и недостатки. Деятельностный подход к определению культуры и соотношение культурного и социального. Основы социальной дифференциации. Проблема групповой дифференциации и ее решение в рамках деятельностного подхода. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.6. Деятельностный подход и основные проблемы социальной статики. Проблема определения культуры и классификация подходов к ее решению, их достоинства и недостатки. Деятельностный подход к определению культуры и соотношение культурного и социального. Основы социальной дифференциации. Проблема групповой дифференциации и ее решение в рамках деятельностного подхода. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.7. Субъектный и институциональный подходы и основные проблемы социальной статики. Основы социальной дифференциации в концепции Сорокина П.А. Невозможность универсальной групповой дифференциации. Основные виды (типы) групп (элементарные, кумулятивные, социальные агрегаты). Решение проблемы групповой дифференциации Сорокиным П.А. в рамках субъектного подхода. Основы социальной и групповой дифференциации в концепции Дюркгейма Э. (институциональный подход). Лекции 5 6 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.8. Субъектный и институциональный подходы и основные проблемы социальной статики. Основы социальной дифференциации в концепции Сорокина П.А. Невозможность универсальной групповой дифференциации. Основные виды (типы) групп (элементарные, кумулятивные, социальные агрегаты). Решение проблемы групповой дифференциации Сорокиным П.А. в рамках субъектного подхода. Основы социальной и групповой дифференциации в концепции Дюркгейма Э. (институциональный подход). Практические 5 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.9. Субъектный и институциональный подходы и основные проблемы социальной статики. Основы социальной дифференциации в концепции Сорокина П.А. Невозможность универсальной групповой дифференциации. Основные виды (типы) групп (элементарные, кумулятивные, социальные агрегаты). Решение проблемы групповой дифференциации Сорокиным П.А. в рамках субъектного подхода. Основы социальной и групповой дифференциации в концепции Дюркгейма Э. (институциональный подход). Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.10. Проблема классификации социальных групп. Классификация групп в социологии и социальной психологии (условные и реальные, большие и малые, стихийные и устойчивые). Основные виды больших устойчивых групп (сословие, класс, страта), их локально-темпоральный характер и релятивность. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.11. Проблема классификации социальных групп. Классификация групп в социологии и социальной психологии (условные и реальные, большие и малые, стихийные и устойчивые). Основные виды больших устойчивых групп (сословие, класс, страта), их локально-темпоральный характер и релятивность. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.12. Проблема классификации социальных групп. Классификация групп в социологии и социальной психологии (условные и реальные, большие и малые, стихийные и устойчивые). Основные виды больших устойчивых групп (сословие, класс, страта), их локально-темпоральный характер и релятивность. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Функционирование общества.
6.1. Авторы сборников «Вехи» и «Интеллигенция в России» о русской интеллигенции. Проблема определения понятия «интеллигенция». Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития. Основные черты русской интеллигенции. Своеобразие психологии русских интеллигентов. Специфика мировоззрения интеллигенции. Отношение интеллигенции к философии. Интеллигенция и культура. Соотношение «личного» и «общественного» в сознании интеллигентов. Причины и следствия духовной оторванности интеллигенции от народа. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллигенции и ее предназначение. Лекции 5 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Авторы сборников «Вехи» и «Интеллигенция в России» о русской интеллигенции. Проблема определения понятия «интеллигенция». Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития. Основные черты русской интеллигенции. Своеобразие психологии русских интеллигентов. Специфика мировоззрения интеллигенции. Отношение интеллигенции к философии. Интеллигенция и культура. Соотношение «личного» и «общественного» в сознании интеллигентов. Причины и следствия духовной оторванности интеллигенции от народа. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллигенции и ее предназначение. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Авторы сборников «Вехи» и «Интеллигенция в России» о русской интеллигенции. Проблема определения понятия «интеллигенция». Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития. Основные черты русской интеллигенции. Своеобразие психологии русских интеллигентов. Специфика мировоззрения интеллигенции. Отношение интеллигенции к философии. Интеллигенция и культура. Соотношение «личного» и «общественного» в сознании интеллигентов. Причины и следствия духовной оторванности интеллигенции от народа. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллигенции и ее предназначение. Сам. работа 5 8 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Социально-философское исследование семьи Г.В.Ф. Гегеля и П.А. Сорокина. Особенности семьи, определение понятия «семья». Сущность, аспекты и эволюция семьи. Функции семьи и ее типы. Значение семьи как социальной группы. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.5. Социально-философское исследование семьи Г.В.Ф. Гегеля и П.А. Сорокина. Особенности семьи, определение понятия «семья». Сущность, аспекты и эволюция семьи. Функции семьи и ее типы. Значение семьи как социальной группы. Сам. работа 5 5 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.6. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.7. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Доминанты и детерминанты общественной жизни.
7.1. Основные концепции социальной солидарности и конфликта. Равновесно-интеграционная концепция (Г. Спенсер, Л.Ф. Уорд, Малиновский Б.К., Уорнер У.Л.). Теория конфликта (Парсонс Т., Дарендорф Р.Г., Козер Л.). Диалектическая концепция (Маркс К., Энгельс Ф.). Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Основные концепции социальной солидарности и конфликта. Равновесно-интеграционная концепция (Г. Спенсер, Л.Ф. Уорд, Малиновский Б.К., Уорнер У.Л.). Теория конфликта (Парсонс Т., Дарендорф Р.Г., Козер Л.). Диалектическая концепция (Маркс К., Энгельс Ф.). Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Основные концепции социальной солидарности и конфликта. Равновесно-интеграционная концепция (Г. Спенсер, Л.Ф. Уорд, Малиновский Б.К., Уорнер У.Л.). Теория конфликта (Парсонс Т., Дарендорф Р.Г., Козер Л.). Диалектическая концепция (Маркс К., Энгельс Ф.). Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.4. Тард Г. о солидарности и конфликте в социальных отношениях. Основные положения динамической социальной логики. Основные социальные чувства («социальное сердце») их гармония и динамика (взаимные чувства членов социальной группы и чувства членов социальной группы к посторонним группам). Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.5. Тард Г. о солидарности и конфликте в социальных отношениях. Основные положения динамической социальной логики. Основные социальные чувства («социальное сердце») их гармония и динамика (взаимные чувства членов социальной группы и чувства членов социальной группы к посторонним группам). Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.6. Проблема конфликта и любви в философии Ж.П. Сартра. Аспекты сознания, их противоречивость и взаимосвязь (бытие-для-себя; бытие-в-себе; бытие-для-другого). Проблема самосознания. Основы и причины любви и конфликта. Практические 5 4 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.7. Проблема конфликта и любви в философии Ж.П. Сартра. Аспекты сознания, их противоречивость и взаимосвязь (бытие-для-себя; бытие-в-себе; бытие-для-другого). Проблема самосознания. Основы и причины любви и конфликта. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.8. Критика К. Поппером теории капитализма К. Маркса. Критика учения о будущем бесклассовом обществе. Критика учения о классовой борьбе в капиталистическом обществе. Критика учения об экономических основах капитализма и их влиянии на отношения между классами. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.9. Критика К. Поппером теории капитализма К. Маркса. Критика учения о будущем бесклассовом обществе. Критика учения о классовой борьбе в капиталистическом обществе. Критика учения об экономических основах капитализма и их влиянии на отношения между классами. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.10. Взаимосвязь социальной психологии и идеологии в работе К. Манхейма «Идеология и утопия». Социальная детерминированность мышления. Групповая дифференциация и типы мышления. Коллективное бессознательное. Стиль мышления. Социальные основы и особенности идеологического и утопического мышления. Происхождение и содержание понятия «идеологии». Развитие понятия «идеологии» и его функции. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.11. Взаимосвязь социальной психологии и идеологии в работе К. Манхейма «Идеология и утопия». Социальная детерминированность мышления. Групповая дифференциация и типы мышления. Коллективное бессознательное. Стиль мышления. Социальные основы и особенности идеологического и утопического мышления. Происхождение и содержание понятия «идеологии». Развитие понятия «идеологии» и его функции. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.12. Проблема выявления сущности культуры социальной группы и основания социокультурного взаимодействия. Проблема выявления основания и сущности культуры социальной группы. Проблема определения понятия «традиции». Соотношение культуры и традиции. Проблема определения «ментальности». Ментальность и ее взаимосвязь с культурными, социальными и социально-психологическими явлениями. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.13. Проблема выявления сущности культуры социальной группы и основания социокультурного взаимодействия. Проблема выявления основания и сущности культуры социальной группы. Проблема определения понятия «традиции». Соотношение культуры и традиции. Проблема определения «ментальности». Ментальность и ее взаимосвязь с культурными, социальными и социально-психологическими явлениями. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.14. Проблема выявления сущности культуры социальной группы и основания социокультурного взаимодействия. Проблема выявления основания и сущности культуры социальной группы. Проблема определения понятия «традиции». Соотношение культуры и традиции. Проблема определения «ментальности». Ментальность и ее взаимосвязь с культурными, социальными и социально-психологическими явлениями. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.15. Социальные основы религии в работе М. Вебера «Социология религии». Взаимосвязь генезиса религии и социальной деятельности. Социальная дифференциация и особенности религиозного мышления. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2
7.16. Социальные основы религии в работе М. Вебера «Социология религии». Взаимосвязь генезиса религии и социальной деятельности. Социальная дифференциация и особенности религиозного мышления. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Этнические измерения истории.
8.1. Этнические общности (проблемы определения и типологии). Понятие «этноса». Социально-историческое определение «этноса» («этникоса») Бромлея Ю.В. и его критика. Естественнонаучный характер определения «этноса» Гумилева Л.Н. и его критика. Проблема типологии этнических общностей и вариант ее решения Гумилевым Л.Н. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Этнические общности (проблемы определения и типологии). Понятие «этноса». Социально-историческое определение «этноса» («этникоса») Бромлея Ю.В. и его критика. Естественнонаучный характер определения «этноса» Гумилева Л.Н. и его критика. Проблема типологии этнических общностей и вариант ее решения Гумилевым Л.Н. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.3. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Виды, основы и следствия этнических контактов. Пассионарность как причина происхождения этносов. Колебания уровня пассионарности. Этническая доминанта и ее роль в этногенезе. Соотношение природного (биологического) и социального в этносе. Сам. работа 5 1 ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.4. Проблема определения и взаимодействия цивилизаций. Проблема определения цивилизаций (история и современность). С. Хантингтон о понятии «цивилизации». Основы межцивилизационного взаимодействия. Сценарии будущего. Практические 5 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.5. Проблема определения и взаимодействия цивилизаций. Проблема определения цивилизаций (история и современность). С. Хантингтон о понятии «цивилизации». Основы межцивилизационного взаимодействия. Сценарии будущего. Сам. работа 5 1 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.6. Экзамен Экзамен 5 27 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Философия истории
9.1. Предмет философии истории. Специфика исторического познания. Предмет философии истории: историческая реальность и историческое прошлое. Философия истории и историческая наука, Философия ис¬тории и социология. Философия истории и социальная фило¬софия. Философия истории и психология.Онтологическое направление в философии истории. Гносеологические проблемы философии истории. Объяснение и понимание исторических фактов. Лекции 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Предмет философии истории. Специфика исторического познания. Предмет философии истории: историческая реальность и историческое прошлое. Философия истории и историческая наука, Философия ис¬тории и социология. Философия истории и социальная фило¬софия. Философия истории и психология.Онтологическое направление в философии истории. Гносеологические проблемы философии истории. Объяснение и понимание исторических фактов. Практические 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.3. Предмет философии истории. Специфика исторического познания. Предмет философии истории: историческая реальность и историческое прошлое. Философия истории и историческая наука, Философия ис¬тории и социология. Философия истории и социальная фило¬софия. Философия истории и психология.Онтологическое направление в философии истории. Гносеологические проблемы философии истории. Объяснение и понимание исторических фактов. Сам. работа 6 4 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.4. Основные философско-исторические концепции. Философско-исторические концепции античности. Проблема соотношения священной и профанной истории в философии сред¬невековья. Философия истории в Англии и во Франции эпохи Просвещения Зарождение историзма. Философско-историческая концепция К.Маркса. Позитивистская философия истории. Биологизаторские концепции. Новая историческая школа в Германии. Философско-исторические воззрения Баденской школы неокантианства. Историософия ХХ в. Школа «Анналов». Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания Нарративная история. Актуальные проблемы историософии России. Практические 6 4 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.5. Основные философско-исторические концепции. Философско-исторические концепции античности. Проблема соотношения священной и профанной истории в философии сред¬невековья. Философия истории в Англии и во Франции эпохи Просвещения Зарождение историзма. Философско-историческая концепция К.Маркса. Позитивистская философия истории. Биологизаторские концепции. Новая историческая школа в Германии. Философско-исторические воззрения Баденской школы неокантианства. Историософия ХХ в. Школа «Анналов». Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания Нарративная история. Актуальные проблемы историософии России. Сам. работа 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.6. Единство природного и социального в общественном развитии. Взаимодействие при¬роды и общества. Географический детерминизм. Природа как естественный и объективный фактор исторического развития. Человек как природный фактор. Проблема ноосферы. Философский аспект антропогенеза и социогенеза. Пьера Тейяр де Шардена об антропосоциогенезе. Лекции 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2
9.7. Единство природного и социального в общественном развитии. Взаимодействие при¬роды и общества. Географический детерминизм. Природа как естественный и объективный фактор исторического развития. Человек как природный фактор. Проблема ноосферы. Философский аспект антропогенеза и социогенеза. Пьера Тейяр де Шардена об антропосоциогенезе. Сам. работа 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.8. Проблемы детерминизма в философии истории Диалектика объективного и субъективного в истории. Детерминизм и фатализм. Объективные и субъективные факторы исторического развития. Детерминированный характер деятельности людей Проблема движущих сил общественного развития в филосо¬фии истории. Специфика социальной каузальности. Волюнтаризм. Теории факторов. Марксистская концепция социального детерминизма. Материа-листическое объяснение общественных процессов. Детерминирующая роль экономического фактора. Технологический детерминизм. Сциентистско-позитивистское толкование движущих сил истории. Не¬обходимость и случайность в истории. Проблема детерминан¬ты и доминанты.. Ин¬варианты и варианты. Синергетический подход к анализу каузальных связей. Проблема исторического выбора. Практические 6 4 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.9. Проблемы детерминизма в философии истории Диалектика объективного и субъективного в истории. Детерминизм и фатализм. Объективные и субъективные факторы исторического развития. Детерминированный характер де¬ятельности людей Проблема движущих сил общественного развития в филосо¬фии истории. Специфика социальной каузальности. Волюнтаризм. Теории факторов. Марксистская концепция социального детерминизма. Материа-листическое объяснение общественных процессов. Детерминирующая роль экономического фактора. Технологический детерминизм. Сциентистско-позитивистское толкование движущих сил истории. Не¬обходимость и случайность в истории. Проблема детерминан¬ты и доминанты.. Ин¬варианты и варианты. Синергетический подход к анализу каузальных связей. Проблема исторического выбора. Сам. работа 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.10. Историческое пространство и время. Идеи социального пространства и времени в философии истории. Время и историческая эпоха. Мифологическое пространство и время. Календарное время. Индивидуальное время. Античный космос. Зависимость исторического времени от содержания фактов и событий. Время как отношение субъекта к объекту. Деятельность людей — содержание исторического времени. Представление об историческом времени в средние века . Христианские концепции исторического времени. Аврелий Августин. Боэций. Понятие времени и длительности в Новое время. (Декарт, Спиноза, Локк). Социальное и историческое время. Историческое время - разновидность социального времени. Характеристика исторического времени. Объективное и субъек¬тивное время. Осевое время. Последовательность событий и «направление времени». Время и повторяемость в истории. Вечность и время. Аспекты изучения исторического времени. Календарное и историческое время.Свободное время как критерий личной свободы. Сущность исторического пространства. Лекции 6 8 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.11. Историческое пространство и время. Идеи социального пространства и времени в философии истории. Время и историческая эпоха. Мифологическое пространство и время. Календарное время. Индивидуальное время. Античный космос. Зависимость исторического времени от содержания фактов и событий. Время как отношение субъекта к объекту. Деятельность людей — содержание исторического времени. Представление об историческом времени в средние века . Христианские концепции исторического времени. Аврелий Августин. Боэций. Понятие времени и длительности в Новое время. (Декарт, Спиноза, Локк). Социальное и историческое время. Историческое время - разновидность социального времени. Характеристика исторического времени. Объективное и субъек¬тивное время. Осевое время. Последовательность событий и «направление времени». Время и повторяемость в истории. Вечность и время. Аспекты изучения исторического времени. Календарное и историческое время.Свободное время как критерий личной свободы. Сущность исторического пространства. Практические 6 4 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.12. Историческое пространство и время. Идеи социального пространства и времени в философии истории. Время и историческая эпоха. Мифологическое пространство и время. Кален¬дарное время. Индивидуальное время. Античный космос. Зави¬симость исторического времени от содержания фактов и собы¬тий. Время как отношение субъекта к объекту. Деятельность людей — содержание исторического времени. Представление об историческом времени в средние века . Христианские концепции исторического времени. Аврелий Августин. Боэций. Понятие времени и длительности в Новое время. (Декарт, Спиноза, Локк). Социальное и историческое время. Историческое время - разновидность социального времени. Ха¬рактеристика исторического времени. Объективное и субъек¬тивное время. Осевое время. Последовательность событий и «на¬правление времени». Время и повторяемость в истории. Вечность и время. Аспекты изучения исторического времени. Календарное и историческое время.. Свободное время как критерий личной свободы. Сущность исторического пространства. Сам. работа 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.13. Субъекты истории. Человек, социальная группа, человечество как субъекты истории. Понятия «народ», «толпа», «личность». Роль народных масс в истории. .Н.Михайловский, Г.Лебон, Г.Тард о разновидностях толпы и ее роли в общественных процессах. Герой и толпа. Понятие выдающейся личности. Г.Гегель о роли личности в истории. Теории лидерства – теории черт, ситуационные. Теория определяющей роли последователей. Теория вождизма. Типология лидерства М.Вебера. Харизматический лидер. Мифологизация исторического лица и рутинизация харизмы. Авторитет и культ личности в истории. Образ исторического героя в массовом сознании. К.Поппер о роли субъективного фактора в истории. Человек как высшая ценность и цель истории. Свобода исторического выбора и ответственность. Проблема отчуждения. Несовпадение целей человека и результатов его деятельности. Гегель о «хитрости разума» и «законе сердца» в истории. Отчуждение в процессе труда в марксистской теории. Проблема отчуждения в постиндустриальном обществе. Практические 6 6 ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.14. Субъекты истории. Человек, социальная группа, человечество как субъекты истории. Понятия «народ», «толпа», «лич¬ность». Роль народных масс в истории. Михайловский, Г.Лебон, Г.Тард о разновидностях толпы и ее роли в общественных процессах. Герой и толпа. Понятие выдающейся личности. Г.Гегель о роли личности в истории. Теории лидерства – теории черт, ситуационные. Теория определяющей роли последователей. Теория вождизма. Типология лидерства М.Вебера. Харизматический лидер. Мифологизация исторического лица и рутинизация харизмы.. Авторитет и культ личности в истории. Образ исторического героя в массовом сознании. К.Поппер о роли субъективного фактора в истории. Человек как высшая ценность и цель истории. Свобода исторического выбора и ответственность. Проблема отчуждения. Несовпадение целей человека и результатов его деятельности. Гегель о «хитрости разума» и «законе сердца» в истории. Отчуждение в процессе труда в марксистской теории. Проблема отчуждения в постиндустриальном обществе. Сам. работа 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.15. Механизмы и формы социальной динамики. Эволюционное и революционное в общественном развитии. Понятие общественной эволюции и революции. Идеи эволюционизма в философии истории. И.Кант .Г.Спенсер об естественно-историческом характере развития общества. П.Сорокин, Г.Смелзер о социальной эволюции. Революционные изменения в обществе, их формы. Теории социальных революций: марксистская, позитивистская, депривационная, структурная. Теория революционной ситуации В.Ленина. Революция как крайняя форма массового насилия Роль насилия в истории. Практика ненасильственных способов воздействия на общественное развитие. М.Ганди, М.Л.Кинг. Лекции 6 6 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.16. Механизмы и формы социальной динамики. Эволюционное и революционное в общественном развитии. Понятие общественной эволюции и революции. Идеи эволюционизма в философии истории. И.Кант .Г.Спенсер об естественно-историческом характере развития общества. П.Сорокин, Г.Смелзер о социальной эволюции. Революционные изменения в обществе, их формы. Теории социальных революций: марксистская, позитивистская, депривационная, структурная. Теория революционной ситуации В.Ленина. Революция как крайняя форма массового насилия Роль насилия в истории. Практика ненасильственных способов воздействия на общественное развитие. М.Ганди, М.Л.Кинг. Сам. работа 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.17. Направленность исторического процесса, модели исторического прогресса.Смысл истории. Идея историзма в философии. Континуальный характер развития исторического процесса. Проблема определения прогресса и регресса в общественном развитии. Критерии прогресса. Идея прогресса в трудах Кондорсе, Фихте, Гердера, Гегеля.. Социальный эвдемонизм Г.Спенсера. Прогресс как развитие нравственного сознания (П.Лавров, Н.Михайловский.). Понимание прогресса в теории марксизма. Суммативный и субстанциональный подходы к оценке прогресса в современной философии истории. «Законы» прогрессивного развития. Проблема интерпретации смысла истории. Цель истории. Имманентный и трансцендентный смысл истории. К.Маркс, Г.Плеханов, К.Ясперс, Н.Бердяев. Отрицание смысла истории К.Поппером. Практические 6 4 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.18. Направленность исторического процесса, модели исторического прогресса.Смысл истории. Идея историзма в философии. Континуальный характер развития исторического процесса. Проблема определения прогресса и регресса в общественном развитии. Критерии прогресса. Идея прогресса в трудах Кондорсе, Фихте, Гердера, Гегеля.. Социальный эвдемонизм Г.Спенсера. Прогресс как развитие нравственного сознания (П.Лавров, Н.Михайловский.). Понимание прогресса в теории марксизма. Суммативный и субстанциональный подходы к оценке прогресса в современной философии истории. «Законы» прогрессивного развития. Проблема интерпретации смысла истории. Цель истории. Имманентный и трансцендентный смысл истории. К.Маркс, Г.Плеханов, К.Ясперс, Н.Бердяев. Отрицание смысла истории К.Поппером. Сам. работа 6 5 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.19. Периодизация исторического процесса. Принципы исторической типологии общества. Проблема начала и конца истории. Проблема единства мировой истории. К.Ясперс. Поиск объективных оснований периодизации. Европоцентристский подход к периодизации истории. Модели социальной динамики (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби) Современный смысл понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Марксистская концепция периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации и реальный исторический процесс. Основные типы общественно-экономических формаций. Азиатский способ производства. Критика марксизма К.Поппером. Современные концепции периодизации исторического про¬цесса. Теория стадий экономического роста У.Ростоу, концепция трех волн О.Тоффлера. Характеристики постиндустриального общества Р.Арона и З.Бжезинского. Ф.Фукуяма и Р.Арон о «конце истории» и «конце идеологий». Лекции 6 4 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.20. Периодизация исторического процесса. Принципы исторической типологии общества. Проблема начала и конца истории. Проблема единства мировой истории. К.Ясперс. Поиск объективных оснований периодизации. Европоцентристский подход к периодизации истории. Модели социальной динамики (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби) Современный смысл понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Марксистская концепция периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации и реальный исторический процесс. Основные типы общественно-экономических формаций. Азиатский способ производства. Критика марксизма К.Поппером. Современные концепции периодизации исторического про¬цесса. Теория стадий экономического роста У.Ростоу, концепция трех волн О.Тоффлера. Характеристики постиндустриального общества Р.Арона и З.Бжезинского. Ф.Фукуяма и Р.Арон о «конце истории» и «конце идеологий». Практические 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.21. Периодизация исторического процесса. Принципы исторической типологии общества. Проблема начала и конца истории. Проблема единства мировой истории. К.Ясперс. Поиск объективных оснований периодизации. Европоцентристский подход к периодизации истории. Модели социальной динамики (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби) Современный смысл понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Марксистская концепция периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации и реальный исторический процесс. Основные типы общественно-экономических формаций. Азиатский способ производства. Критика марксизма К.Поппером. Современные концепции периодизации исторического про¬цесса. Теория стадий экономического роста У.Ростоу, концепция трех волн О.Тоффлера. Характеристики постиндустриального общества Р.Арона и З.Бжезинского. Ф.Фукуяма и Р.Арон о «конце истории» и «конце идеологий». Сам. работа 6 6 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.22. Действительность современного этапа общественного развития: проблемы и перспективы. Современная эпоха в философском анализе. О.Тоффлер, Д.Белл, З.Бжезинский. Процесс глобализации и глобализм как новая ценностная система. Философский аспект глобальных проблем современности. К.Лоренц о «смертных грехах» современного человека. Проблема непрерывного развития человечества и пределы роста. Римского клуб .А. Печчеи, Д. Медоуз. Практические 6 2 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.23. Действительность современного этапа общественного развития: проблемы и перспективы. Современная эпоха в философском анализе. О.Тоффлер, Д.Белл, З.Бжезинский. Процесс глобализации и глобализм как новая ценностная система. Философский аспект глобальных проблем современности. К.Лоренц о «смертных грехах» современного человека. Проблема непрерывного развития человечества и пределы роста. Римского клуб .А. Печчеи, Д. Медоуз. Сам. работа 6 4 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.24. Экзамен Экзамен 6 27 ОК-2, ОК-6, ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ивин А. А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Гобозов И.А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиркин А.Г. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.3 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности» www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э15 Социальная философия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.