МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русской философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 58 58 31 31 89 89
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История русской философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Предмет курса - история русской философии
Цель курса – дать студентам базовые знания по истории русской философии.
Задачи курса:
- представить философский процесс в России в историческом развитии и многообразии течений, школ, персоналий.
- научить видению русской философии в контексте мировой философской мысли.
- научить применять знания, полученные в рамках курсов систематической философии, в анализе текстов русских мыслителей.
- способствовать формированию бережного и одновременно творческого отношения к отечественному философскому наследию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории русской философии (философская мысль в России 10 - 17 вв., философия эпохи Просвещения, основные философские течения 19 - 20 вв.)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития истории русской философии;
представителей русской философии;
иметь представление о русской философии в контексте мировой философской мысли
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать русский историко-философский процесс в многообразии философских течений, школ, персоналий,
применять знания, полученные в курсах систематической философии и истории зарубежной философии для анализа текстов по русской философии;
вести научно-исследовательскую работу в области историю русской философии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки философского анализа первоисточников;
навыки философского анализа первоисточников по русской философии;
навыки критической рефлексии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет истории русской философии
1.1. Предмет истории русской философии. Концептуально-структурные проблемы изучения истории русской философии: определение русской философии, её специфика, периодизация, характер взаимодействия с западной и восточной философской мыслью. Дореволюционная, послереволюционная, постсоветская и западная историография русской философии Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
1.2. Предмет истории русской философии. Концептуально-структурные проблемы изучения истории русской философии: определение русской философии, её специфика, периодизация, характер взаимодействия с западной и восточной философской мыслью. Дореволюционная, послереволюционная, постсоветская и западная историография русской философии Практические 4 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
1.3. Предмет истории русской философии. Концептуально-структурные проблемы изучения истории русской философии: определение русской философии, её специфика, периодизация, характер взаимодействия с западной и восточной философской мыслью. Дореволюционная, послереволюционная, постсоветская и западная историография русской философии Сам. работа 4 10 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
1.4. Зачет Зачет 4 0 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
Раздел 2. Философия в России Х- ХVIIIв.
2.1. Философская мысль в России X - XVII вв. Философская мысль в Киевской Руси (X – XIII вв.). Восточная патристика и её роль в формировании древнерусской философии. Памятники переводной и компилятивной религиозно-философской мысли: «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Изборник 1073г.», «Изборник 1076г.», «Пчела» и др. Оригинальные древнерусские источники: «Слово о законе и благодати» Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Учение о числах» Кирика Новгородца, «Послание Фоме пресвитеру» Климента Смолятича, «Повесть о белоризце и мнишестве» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила Заточника. Философская мысль в Московском государстве (XIV – XVII вв.). Памятники переводной религиозно-философской литературы: “Ареопагитики” Псевдо-Дионисия Ареопагита, “Диоптра”, “Аристотелевы врата”, “Луцидариус” и др. Влияние творчества Максима Грека, Юрия Крижанича на формирование философской культуры в Московском государстве. Мировоззренческие основы споров нестяжателей и иосифлян. Иван Грозный как мыслитель. Философские иск Лекции 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
2.2. Философская мысль в России X - XVII вв. Философская мысль в Киевской Руси (X – XIII вв.). Восточная патристика и её роль в формировании древнерусской философии. Памятники переводной и компилятивной религиозно-философской мысли: «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Изборник 1073г.», «Изборник 1076г.», «Пчела» и др. Оригинальные древнерусские источники: «Слово о законе и благодати» Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Учение о числах» Кирика Новгородца, «Послание Фоме пресвитеру» Климента Смолятича, «Повесть о белоризце и мнишестве» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила Заточника. Философская мысль в Московском государстве (XIV – XVII вв.). Памятники переводной религиозно-философской литературы: “Ареопагитики” Псевдо-Дионисия Ареопагита, “Диоптра”, “Аристотелевы врата”, “Луцидариус” и др. Влияние творчества Максима Грека, Юрия Крижанича на формирование философской культуры в Московском государстве. Мировоззренческие основы споров нестяжателей и иосифлян. Иван Грозный как мыслитель. Философские иск Практические 4 6 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
2.3. Философская мысль в России X - XVII вв. Философская мысль в Киевской Руси (X – XIII вв.). Восточная патристика и её роль в формировании древнерусской философии. Памятники переводной и компилятивной религиозно-философской мысли: «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Изборник 1073г.», «Изборник 1076г.», «Пчела» и др. Оригинальные древнерусские источники: «Слово о законе и благодати» Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Учение о числах» Кирика Новгородца, «Послание Фоме пресвитеру» Климента Смолятича, «Повесть о белоризце и мнишестве» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила Заточника. Философская мысль в Московском государстве (XIV – XVII вв.). Памятники переводной религиозно-философской литературы: “Ареопагитики” Псевдо-Дионисия Ареопагита, “Диоптра”, “Аристотелевы врата”, “Луцидариус” и др. Влияние творчества Максима Грека, Юрия Крижанича на формирование философской культуры в Московском государстве. Мировоззренческие основы споров нестяжателей и иосифлян. Иван Грозный как мыслитель. Философские иск Сам. работа 4 20 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
Раздел 3. Философия в России Х1Хв.
3.1. Философия александровской эпохи. Александровский мистицизм и его влияние на духовную атмосферу и философские искания в первой трети Х1Х в. Религиозно-философские и социальные взгляды М.М.Сперанского. Философские взгляды декабристов. Теизм М.С.Лунина, деизм П.И.Пестеля, Н.И.Тургенева, материализм Н.А.Крюкова, П.И Борисова. Философский трактат И.Д. Якушкина «Что такое человек?» Русское шеллингианство: Д.Велланский, А.И.Галич, М.Г.Павлов и др. «Общество любомудров». Д.В.Веневитинов, В.Ф.Одоевский. Философские взгляды П.Я.Чаадаева. Кружок Н.В.Станкевича. Россия после декабрьского восстания. Николаевская реакция, кризис университетской философии, возникновение «домашних обществ» философии. Утверждение деизма, параллелизма физического и духовного миров. Объективно-идеалистическое понимание всемирной истории. Учение о единстве человеческого рода и национальном своеобразии государств. Представления об истории и судьбе России.П.Я.Чаадаев и русская идея. Формирование славянофильства и западничества. Парадигмальные осо Лекции 4 6 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.2. Философия александровской эпохи. Александровский мистицизм и его влияние на духовную атмосферу и философские искания в первой трети Х1Х в. Религиозно-философские и социальные взгляды М.М.Сперанского. Философские взгляды декабристов. Теизм М.С.Лунина, деизм П.И.Пестеля, Н.И.Тургенева, материализм Н.А.Крюкова, П.И Борисова. Философский трактат И.Д. Якушкина «Что такое человек?» Русское шеллингианство: Д.Велланский, А.И.Галич, М.Г.Павлов и др. «Общество любомудров». Д.В.Веневитинов, В.Ф.Одоевский. Философские взгляды П.Я.Чаадаева. Кружок Н.В.Станкевича. Россия после декабрьского восстания. Николаевская реакция, кризис университетской философии, возникновение «домашних обществ» философии. Утверждение деизма, параллелизма физического и духовного миров. Объективно-идеалистическое понимание всемирной истории. Учение о единстве человеческого рода и национальном своеобразии государств. Представления об истории и судьбе России.П.Я.Чаадаев и русская идея. Формирование славянофильства и западничества. Парадигмальные осо Сам. работа 4 10 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.3. Философские взгляды славянофилов и западников. Философские взгляды славянофилов. Учение А.С.Хомякова о соборности: гносеологический, антропологический, социологический аспекты. Философия истории и философия религии. Учение И.В.Киреевского о цельном знании и его проект «новой философии». Обоснование славянофильских идей Ю.Ф.Самариным и К.С.Аксаковым. Философские взгляды радикальных западников. Философские искания В.Г.Белинского. Эволюция мировоззрения А.И. Герцена: от гегельянства к философии личности, от крайнего западничества к учению о русском социализме. Позитивизм и материализм Н.П.Огарёва. Социально-философские и философско-исторические взгляды либеральных западников. Идеи П.В.Анненкова о западной культуре, философия права П.Г.Редкина, теория Т.Н. Грановского о всеобщей истории, учение К.Д.Кавелина о личности. Практические 4 6 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.4. Философские взгляды славянофилов и западников. Философские взгляды славянофилов. Учение А.С.Хомякова о соборности: гносеологический, антропологический, социологический аспекты. Философия истории и философия религии. Учение И.В.Киреевского о цельном знании и его проект «новой философии». Обоснование славянофильских идей Ю.Ф.Самариным и К.С.Аксаковым. Философские взгляды радикальных западников. Философские искания В.Г.Белинского. Эволюция мировоззрения А.И. Герцена: от гегельянства к философии личности, от крайнего западничества к учению о русском социализме. Позитивизм и материализм Н.П.Огарёва. Социально-философские и философско-исторические взгляды либеральных западников. Идеи П.В.Анненкова о западной культуре, философия права П.Г.Редкина, теория Т.Н. Грановского о всеобщей истории, учение К.Д.Кавелина о личности. Сам. работа 4 10 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.5. Философские взгляды великих русских писателей: Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. «Золотой» век русской литературы и её всемирное значение. Литература как властительница дум русского общества. Литература и философия. Экзистенциальная философия Ф.М.Достоевского. Дихотомии свободы и дихотомии веры как стержневые проблемы художественного творчества Достоевского. Почвеннические идеалы Достоевского. Мировоззренческие искания Л.Н.Толстого. Критика просветительской идеологии в раннем творчестве писателя. Религиозные, этические и эстетические взгляды «позднего» Толстого. Философские взгляды народников. Теоретические истоки и основные этапы развития народничества. Специфика философских взглядов народников. Антропология и философия истории П.Л.Лаврова. Учение о субъективном методе. Персоноцентричная философия Н.К.Михайловского. Учение о трёх фазах человеческого развития. «Борьба за индивидуальность» - критика современного буржуазного общества с позиций целостности индивида. Учение о двуединой истине. Философия Лекции 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.6. Практические 4 0 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.7. Философские взгляды великих русских писателей: Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. «Золотой» век русской литературы и её всемирное значение. Литература как властительница дум русского общества. Литература и философия. Экзистенциальная философия Ф.М.Достоевского. Дихотомии свободы и дихотомии веры как стержневые проблемы художественного творчества Достоевского. Почвеннические идеалы Достоевского. Мировоззренческие искания Л.Н.Толстого. Критика просветительской идеологии в раннем творчестве писателя. Религиозные, этические и эстетические взгляды «позднего» Толстого. Философские взгляды народников. Теоретические истоки и основные этапы развития народничества. Специфика философских взглядов народников. Антропология и философия истории П.Л.Лаврова. Учение о субъективном методе. Персоноцентричная философия Н.К.Михайловского. Учение о трёх фазах человеческого развития. «Борьба за индивидуальность» - критика современного буржуазного общества с позиций целостности индивида. Учение о двуединой истине. Философия Сам. работа 4 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.8. Философские взгляды великих русских писателей: Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. «Золотой» век русской литературы и её всемирное значение. Литература как властительница дум русского общества. Литература и философия. Экзистенциальная философия Ф.М.Достоевского. Дихотомии свободы и дихотомии веры как стержневые проблемы художественного творчества Достоевского. Почвеннические идеалы Достоевского. Мировоззренческие искания Л.Н.Толстого. Критика просветительской идеологии в раннем творчестве писателя. Религиозные, этические и эстетические взгляды «позднего» Толстого. Философские взгляды народников. Теоретические истоки и основные этапы развития народничества. Специфика философских взглядов народников. Антропология и философия истории П.Л.Лаврова. Учение о субъективном методе. Персоноцентричная философия Н.К.Михайловского. Учение о трёх фазах человеческого развития. «Борьба за индивидуальность» - критика современного буржуазного общества с позиций целостности индивида. Учение о двуединой истине. Философия Практические 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.9. Философские взгляды великих русских писателей: Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. «Золотой» век русской литературы и её всемирное значение. Литература как властительница дум русского общества. Литература и философия. Экзистенциальная философия Ф.М.Достоевского. Дихотомии свободы и дихотомии веры как стержневые проблемы художественного творчества Достоевского. Почвеннические идеалы Достоевского. Мировоззренческие искания Л.Н.Толстого. Критика просветительской идеологии в раннем творчестве писателя. Религиозные, этические и эстетические взгляды «позднего» Толстого. Философские взгляды народников. Теоретические истоки и основные этапы развития народничества. Специфика философских взглядов народников. Антропология и философия истории П.Л.Лаврова. Учение о субъективном методе. Персоноцентричная философия Н.К.Михайловского. Учение о трёх фазах человеческого развития. «Борьба за индивидуальность» - критика современного буржуазного общества с позиций целостности индивида. Учение о двуединой истине. Философия Практические 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.10. Духовно-академическая философия. Духовные академии и их роль в развитии философского образования в России. В.Н.Карпов как представитель Санкт-Петербургской духовной академии. Влияние философии Сковороды и Канта на философские взгляды В.Н.Карпова. Ф.А.Голубинский как представитель Московской духовной академии. Учение о Бесконечном Существе. П.Д. Юркевич как представитель Киевской духовной академии. Критика материализма. Учение о сердце как метафизическом центре человека. В.И.Несмелов как представитель Казанской духовной академии. Учение о назначении человека. Философские взгляды В.С.Соловьёва. Жизненный путь и философское становление. Религиозные и философские задачи философии всеединства. Идея всеединства. Критика отвлечённых начал, учение о цельном знании. Метафизика «бытия» и «сущего». Концепция двух Абсолютов. Софиология. Учение о Богочеловечестве. Лекции 4 4 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
3.11. Духовно-академическая философия. Духовные академии и их роль в развитии философского образования в России. В.Н.Карпов как представитель Санкт-Петербургской духовной академии. Влияние философии Сковороды и Канта на философские взгляды В.Н.Карпова. Ф.А.Голубинский как представитель Московской духовной академии. Учение о Бесконечном Существе. П.Д. Юркевич как представитель Киевской духовной академии. Критика материализма. Учение о сердце как метафизическом центре человека. В.И.Несмелов как представитель Казанской духовной академии. Учение о назначении человека. Философские взгляды В.С.Соловьёва. Жизненный путь и философское становление. Религиозные и философские задачи философии всеединства. Идея всеединства. Критика отвлечённых начал, учение о цельном знании. Метафизика «бытия» и «сущего». Концепция двух Абсолютов. Софиология. Учение о Богочеловечестве. Практические 4 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
Раздел 4. Часть II. Русская философия в ХХ в. Раздел IV. Философия “Серебряного века”
4.1. Неокантианство. Неогегельянство. Состояние философской культуры на стыке веков. Расцвет университетского философского образования. Развитие философской печати. Философские издательства: «Путь», «Мусагет». Философские журналы: «Вопросы философии и психологии», «Логос», «Новые идеи в философии» и др. Философские и религиозно-философские общества. Общественный статус философа. Многообразие философских школ и направлений. Кантианство и неокантианство. Амбивалентное отношение в России к философии Канта. Кантианство А.И.Введенского, И.И.Лапшина. Неокантианские построения Б.В.Яковенко: система трансцендентального плюрализма. Неогегельянство. Философская система Б.Н.Чичерина. Учение о праве. Позитивизм. Неолейбницеанство. Феноменология. История увлечения позитивизмом в России. Философские взгляды В.В.Лесевича: эволюция от И.Канта – к О.Конту. Неолейбницеанство. Плюралистический монизм А.А.Козлова. Персоналистическая метафизика Л.М.Лопатина. Монадология Н.В.Бугаева. Феноменология. «Явление и смысл» Г.Шпета. Фи Лекции 5 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
4.2. Неокантианство. Неогегельянство. Состояние философской культуры на стыке веков. Расцвет университетского философского образования. Развитие философской печати. Философские издательства: «Путь», «Мусагет». Философские журналы: «Вопросы философии и психологии», «Логос», «Новые идеи в философии» и др. Философские и религиозно-философские общества. Общественный статус философа. Многообразие философских школ и направлений. Кантианство и неокантианство. Амбивалентное отношение в России к философии Канта. Кантианство А.И.Введенского, И.И.Лапшина. Неокантианские построения Б.В.Яковенко: система трансцендентального плюрализма. Неогегельянство. Философская система Б.Н.Чичерина. Учение о праве. Позитивизм. Неолейбницеанство. Феноменология. История увлечения позитивизмом в России. Философские взгляды В.В.Лесевича: эволюция от И.Канта – к О.Конту. Неолейбницеанство. Плюралистический монизм А.А.Козлова. Персоналистическая метафизика Л.М.Лопатина. Монадология Н.В.Бугаева. Феноменология. «Явление и смысл» Г.Шпета. Фи Практические 5 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
4.3. Неокантианство. Неогегельянство. Состояние философской культуры на стыке веков. Расцвет университетского философского образования. Развитие философской печати. Философские издательства: «Путь», «Мусагет». Философские журналы: «Вопросы философии и психологии», «Логос», «Новые идеи в философии» и др. Философские и религиозно-философские общества. Общественный статус философа. Многообразие философских школ и направлений. Кантианство и неокантианство. Амбивалентное отношение в России к философии Канта. Кантианство А.И.Введенского, И.И.Лапшина. Неокантианские построения Б.В.Яковенко: система трансцендентального плюрализма. Неогегельянство. Философская система Б.Н.Чичерина. Учение о праве. Позитивизм. Неолейбницеанство. Феноменология. История увлечения позитивизмом в России. Философские взгляды В.В.Лесевича: эволюция от И.Канта – к О.Конту. Неолейбницеанство. Плюралистический монизм А.А.Козлова. Персоналистическая метафизика Л.М.Лопатина. Монадология Н.В.Бугаева. Феноменология. «Явление и смысл» Г.Шпета. Фи Сам. работа 5 7 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
Раздел 5. Философия русского зарубежья
5.1. Евразийство. Русская философия в эмиграции: способы бытия и характер философствования. Евразийство как философское течение. Комплекс общих идей. Евразийский «проект». Учение П.Н.Савицкого о месторазвитии. Евразия как географический и культурно-исторический феномен. Евразия и Россия. Критика Н.С.Трубецким европеизации, его учение о взаимодействии языков и культур, о значимости туранского элемента для русской государственности. Евразийская историософия Г.В.Вернадского. Судьбы евразийства. Евразийские построения Л.Н.Гумилёва. Энергетическая теория этноса и этногенеза. Учение о пассионарности. Евразийство в современной России. Лекции 5 4 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
5.2. Евразийство. Русская философия в эмиграции: способы бытия и характер философствования. Евразийство как философское течение. Комплекс общих идей. Евразийский «проект». Учение П.Н.Савицкого о месторазвитии. Евразия как географический и культурно-исторический феномен. Евразия и Россия. Критика Н.С.Трубецким европеизации, его учение о взаимодействии языков и культур, о значимости туранского элемента для русской государственности. Евразийская историософия Г.В.Вернадского. Судьбы евразийства. Евразийские построения Л.Н.Гумилёва. Энергетическая теория этноса и этногенеза. Учение о пассионарности. Евразийство в современной России. Практические 5 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
5.3. Евразийство. Русская философия в эмиграции: способы бытия и характер философствования. Евразийство как философское течение. Комплекс общих идей. Евразийский «проект». Учение П.Н.Савицкого о месторазвитии. Евразия как географический и культурно-исторический феномен. Евразия и Россия. Критика Н.С.Трубецким европеизации, его учение о взаимодействии языков и культур, о значимости туранского элемента для русской государственности. Евразийская историософия Г.В.Вернадского. Судьбы евразийства. Евразийские построения Л.Н.Гумилёва. Энергетическая теория этноса и этногенеза. Учение о пассионарности. Евразийство в современной России. Сам. работа 5 10 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
Раздел 6. Русский марксизм
6.1. Философия марксизма в России конца Х1Х-нач. ХХв. Неортодоксальный марксизм. «Легальный марксизм». П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский. Эмпириомонизм А.А.Богданова. Богоискательство А.В.Луначарского. Ортодоксальный марксизм Г.В.Плеханова. Материалистическая онтология. Теория иероглифов в гносеологии. Учение о роли личности в историческом процессе. Творческое развитие марксизма В.И.Лениным. Философский анализ революции в естествознании. Определение материи. Учение о диалектике. Философское завещание о воинствующем материализме. Советская философия. Становление советской философии в 20-е гг. Вытеснение немарксистских течений. Дискуссия «механистов» и «диалектиков». 30-е годы. Работа Сталина «О диалектическом и историческом материализме». 40-е годы. Дискуссии по проблемам историко-философских исследований. Восстановление теоретического интереса к гносеологии, логике. Дифференциация философского знания. Философская мысль в 50-80-е годы. Развитие теории познания. Новые подходы в социально-философских исследован Лекции 5 6 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
6.2. Философия марксизма в России конца Х1Х-нач. ХХв. Неортодоксальный марксизм. «Легальный марксизм». П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский. Эмпириомонизм А.А.Богданова. Богоискательство А.В.Луначарского. Ортодоксальный марксизм Г.В.Плеханова. Материалистическая онтология. Теория иероглифов в гносеологии. Учение о роли личности в историческом процессе. Творческое развитие марксизма В.И.Лениным. Философский анализ революции в естествознании. Определение материи. Учение о диалектике. Философское завещание о воинствующем материализме. Советская философия. Становление советской философии в 20-е гг. Вытеснение немарксистских течений. Дискуссия «механистов» и «диалектиков». 30-е годы. Работа Сталина «О диалектическом и историческом материализме». 40-е годы. Дискуссии по проблемам историко-философских исследований. Восстановление теоретического интереса к гносеологии, логике. Дифференциация философского знания. Философская мысль в 50-80-е годы. Развитие теории познания. Новые подходы в социально-философских исследован Практические 5 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
6.3. Философия марксизма в России конца Х1Х-нач. ХХв. Неортодоксальный марксизм. «Легальный марксизм». П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский. Эмпириомонизм А.А.Богданова. Богоискательство А.В.Луначарского. Ортодоксальный марксизм Г.В.Плеханова. Материалистическая онтология. Теория иероглифов в гносеологии. Учение о роли личности в историческом процессе. Творческое развитие марксизма В.И.Лениным. Философский анализ революции в естествознании. Определение материи. Учение о диалектике. Философское завещание о воинствующем материализме. Советская философия. Становление советской философии в 20-е гг. Вытеснение немарксистских течений. Дискуссия «механистов» и «диалектиков». 30-е годы. Работа Сталина «О диалектическом и историческом материализме». 40-е годы. Дискуссии по проблемам историко-философских исследований. Восстановление теоретического интереса к гносеологии, логике. Дифференциация философского знания. Философская мысль в 50-80-е годы. Развитие теории познания. Новые подходы в социально-философских исследован Сам. работа 5 10 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
Раздел 7. Философия в России рубежа ХХ-ХХI вв.
7.1. Основные тенденции философского процесса в России рубежа ХХ-ХХIвв. Конец 80-х – начало 90-х гг. ХХв. Критическое отношение к марксизму. Поиск нового мировоззрения. Рост интереса к русской философии, осмысление её места и роли в истории мировой философской мысли. Рубеж ХХ-ХХIвв. Интерес к методологиям западных философских течений. Рецепции постмодернизма, постструктурализма, феминизма и т.д. Новые исследования и новые имена. И.Т.Касавин, М.Эпштейн, В.П.Подорога, А.К.Секацкий и др. Проблема взаимосвязи традиций и современности, «родного и вселенского». Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
7.2. Основные тенденции философского процесса в России рубежа ХХ-ХХIвв. Конец 80-х – начало 90-х гг. ХХв. Критическое отношение к марксизму. Поиск нового мировоззрения. Рост интереса к русской философии, осмысление её места и роли в истории мировой философской мысли. Рубеж ХХ-ХХIвв. Интерес к методологиям западных философских течений. Рецепции постмодернизма, постструктурализма, феминизма и т.д. Новые исследования и новые имена. И.Т.Касавин, М.Эпштейн, В.П.Подорога, А.К.Секацкий и др. Проблема взаимосвязи традиций и современности, «родного и вселенского». Практические 5 6 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
7.3. Основные тенденции философского процесса в России рубежа ХХ-ХХIвв. Конец 80-х – начало 90-х гг. ХХв. Критическое отношение к марксизму. Поиск нового мировоззрения. Рост интереса к русской философии, осмысление её места и роли в истории мировой философской мысли. Рубеж ХХ-ХХIвв. Интерес к методологиям западных философских течений. Рецепции постмодернизма, постструктурализма, феминизма и т.д. Новые исследования и новые имена. И.Т.Касавин, М.Эпштейн, В.П.Подорога, А.К.Секацкий и др. Проблема взаимосвязи традиций и современности, «родного и вселенского». Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2
7.4. Экзамен Экзамен 5 27 ОПК-5 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л2.6, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Замалеев А.Ф. - Отв. ред. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л2.2 Ионайтис О. Б. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. РУССКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 под ред. А. С. Колесникова История философии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2016 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/698137A0-D064-4938-8078-F56BFACB1995.
Л2.4 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 urait.ru
Л2.5 Емельянов Б.В. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА 5-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Емельянов Б. В. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. КОСМИЗМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС «Лань» www.lanbook.ru
Э6 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э7 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э8 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э9 История русской философии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru
Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.