МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эстетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 18,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 10 10 30 30
Практические 24 24 18 18 42 42
Сам. работа 28 28 53 53 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Эстетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - изучение основных понятий и этапов развития европейской и отечественной эстетики. Особое внимание при этом уделяется связи этих исторических форм и категорий с изучаемыми параллельно философскими идеями и школами. Отсюда общей стратегией курса следует считать комплексное осмысление эстетических феноменов в контексте гуманитарных методологий, общих для культурологии, философии, этики, истории, религиоведения и других дисциплин.
Задачи курса:
– построение моделей эволюции основных эстетических идей и направлений европейской и русской эстетики;
– выделение фундаментальных проблем и категорий эстетики в их исторической перспективе;
– анализ взаимовлияния философских и эстетических представлений вместе с проявлением их социокультурной обусловленности;
– понимание особого характера и роли современных эстетических взглядов в их отношении к культурно-историческим традициям;
– практический анализ оригинальных эстетических концепций и выработка методологии работы с авторскими текстами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и художественное творчество)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о становлении основных эстетических идей и направлений европейской и русской эстетики;
- об этапах развития и специфике европейской и отечественной эстетики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- становление основных эстетических идей и направлений европейской и русской эстетики;
- этапы развития и специфику европейской и отечественной эстетики;
- категориальную базу современной и исторической эстетики;
- различать основные эстетические направления и персоналии;
- сопоставлять различные эстетические концепции, проводить параллели;
- эффективно использовать полученные знания для анализа актуальных проблем современности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самостоятельного анализа текстов, посвященных эстетической проблематике и необходимой для этого историко-философской информацией.
- методологией работы с авторскими текстами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значение эстетики как философской дисциплины. История эстетических учений
1.1. Введение в эстетику. Проблема определения предмета, значения и статуса эстетики. Имплицитная и эксплицитная эстетика. Происхождение термина «эстетика». Эстетика как наука и антинаука. Эстетика как герменевтика искусства, гуманитарная методология, антропология, эвристика. Субъект эстетического и художественного творчества. Проблема универсальности и своеобразия эстетического опыта. Проблема критериев эстетического суждения. Проблема эстетической нормы. Определение предмета и задач эстетики в интерпретации А.Баумгартена, И.Канта, Г.Гегеля, Т.Адорно, Х.Ортеги-и-Гассета, В.Соловьева, Г.Шпета. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность. Инструментарий и парадоксы эстетического сознания. Эстетика как стиль мышления. Основные категории эстетики. Эстетическое, красота, прекрасное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, творчество, идеал, гений, гармония, форма, содержание, игра, выражение, порядок, ритм, поэтика, символ, образ, знак, канон, цвет, мера, ритм, манера, стиль, жан Лекции 6 8 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.2. Введение в эстетику. Проблема определения предмета, значения и статуса эстетики. Имплицитная и эксплицитная эстетика. Происхождение термина «эстетика». Эстетика как наука и антинаука. Эстетика как герменевтика искусства, гуманитарная методология, антропология, эвристика. Субъект эстетического и художественного творчества. Проблема универсальности и своеобразия эстетического опыта. Проблема критериев эстетического суждения. Проблема эстетической нормы. Определение предмета и задач эстетики в интерпретации А.Баумгартена, И.Канта, Г.Гегеля, Т.Адорно, Х.Ортеги-и-Гассета, В.Соловьева, Г.Шпета. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность. Инструментарий и парадоксы эстетического сознания. Эстетика как стиль мышления. Основные категории эстетики. Эстетическое, красота, прекрасное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, творчество, идеал, гений, гармония, форма, содержание, игра, выражение, порядок, ритм, поэтика, символ, образ, знак, канон, цвет, мера, ритм, манера, стиль, жан Практические 6 8 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.3. Введение в эстетику. Проблема определения предмета, значения и статуса эстетики. Имплицитная и эксплицитная эстетика. Происхождение термина «эстетика». Эстетика как наука и антинаука. Эстетика как герменевтика искусства, гуманитарная методология, антропология, эвристика. Субъект эстетического и художественного творчества. Проблема универсальности и своеобразия эстетического опыта. Проблема критериев эстетического суждения. Проблема эстетической нормы. Определение предмета и задач эстетики в интерпретации А.Баумгартена, И.Канта, Г.Гегеля, Т.Адорно, Х.Ортеги-и-Гассета, В.Соловьева, Г.Шпета. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность. Инструментарий и парадоксы эстетического сознания. Эстетика как стиль мышления. Основные категории эстетики. Эстетическое, красота, прекрасное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, творчество, идеал, гений, гармония, форма, содержание, игра, выражение, порядок, ритм, поэтика, символ, образ, знак, канон, цвет, мера, ритм, манера, стиль, жан Сам. работа 6 4 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.4. Общие особенности античной эстетической мысли. Античная космология в призме эстетики. Философия, мифология, поэзия как первичный художественный опыт. Душа и тело как предмет эстетики. Объективизм античной эстетики: красота как чувственно-материальный космос. Интегральная проблема античной эстетики: характер и статус прекрасного. Доклассическая эстетика: Прекрасное как миф. Ранняя классика: красота как симметрия и соразмерность. Сократ и софисты: красота как логос. Стоики: красота как пневма. Эпикурейцы: красота как удовольствие. Скептики: красота как безмятежность. Оттенки категории прекрасного у Платона: красота как диалектика эротического и интеллектуального. Иерархия категории прекрасного у Аристотеля. Теория «калокагатийности» в античной философии и общественной жизни. Социально-историческое, политическое, философское и интеллигентское определение термина «калокагатия». Ксенофон, Платон, Аристотель о калокагатийном поведении. Лекции 6 6 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.5. Общие особенности античной эстетической мысли. Античная космология в призме эстетики. Философия, мифология, поэзия как первичный художественный опыт. Душа и тело как предмет эстетики. Объективизм античной эстетики: красота как чувственно-материальный космос. Интегральная проблема античной эстетики: характер и статус прекрасного. Доклассическая эстетика: Прекрасное как миф. Ранняя классика: красота как симметрия и соразмерность. Сократ и софисты: красота как логос. Стоики: красота как пневма. Эпикурейцы: красота как удовольствие. Скептики: красота как безмятежность. Оттенки категории прекрасного у Платона: красота как диалектика эротического и интеллектуального. Иерархия категории прекрасного у Аристотеля. Теория «калокагатийности» в античной философии и общественной жизни. Социально-историческое, политическое, философское и интеллигентское определение термина «калокагатия». Ксенофон, Платон, Аристотель о калокагатийном поведении. Практические 6 8 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.6. Общие особенности античной эстетической мысли. Античная космология в призме эстетики. Философия, мифология, поэзия как первичный художественный опыт. Душа и тело как предмет эстетики. Объективизм античной эстетики: красота как чувственно-материальный космос. Интегральная проблема античной эстетики: характер и статус прекрасного. Доклассическая эстетика: Прекрасное как миф. Ранняя классика: красота как симметрия и соразмерность. Сократ и софисты: красота как логос. Стоики: красота как пневма. Эпикурейцы: красота как удовольствие. Скептики: красота как безмятежность. Оттенки категории прекрасного у Платона: красота как диалектика эротического и интеллектуального. Иерархия категории прекрасного у Аристотеля. Теория «калокагатийности» в античной философии и общественной жизни. Социально-историческое, политическое, философское и интеллигентское определение термина «калокагатия». Ксенофон, Платон, Аристотель о калокагатийном поведении. Сам. работа 6 18 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.7. Эстетика Средневековья. Проблема периодизации Средневековья в научной литературе. Общие принципы средневековой культуры: универсализм, дуализм, идеализм, символизм, иерархизм, традиционализм, экзегетизм, физицизм. Проблема личности и творчества в средневековой христианской культуре. Бытовая эстетика и прикладное художественное творчество. Прекрасное и безобразное в средневековой картине мира. Категории христианской культуры Средневековья: слово, троп, символ, аллегория, метафора, гипербола, благо, красота, единое, истина, свет, порядок, симметрия. Гносеология и психология эстетического восприятия. Творчество Данте Алигьери и текст как «сумма». Лекции 6 4 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.8. Эстетика Средневековья. Проблема периодизации Средневековья в научной литературе. Общие принципы средневековой культуры: универсализм, дуализм, идеализм, символизм, иерархизм, традиционализм, экзегетизм, физицизм. Проблема личности и творчества в средневековой христианской культуре. Бытовая эстетика и прикладное художественное творчество. Прекрасное и безобразное в средневековой картине мира. Категории христианской культуры Средневековья: слово, троп, символ, аллегория, метафора, гипербола, благо, красота, единое, истина, свет, порядок, симметрия. Гносеология и психология эстетического восприятия. Творчество Данте Алигьери и текст как «сумма». Практические 6 4 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.9. Эстетика Средневековья. Проблема периодизации Средневековья в научной литературе. Общие принципы средневековой культуры: универсализм, дуализм, идеализм, символизм, иерархизм, традиционализм, экзегетизм, физицизм. Проблема личности и творчества в средневековой христианской культуре. Бытовая эстетика и прикладное художественное творчество. Прекрасное и безобразное в средневековой картине мира. Категории христианской культуры Средневековья: слово, троп, символ, аллегория, метафора, гипербола, благо, красота, единое, истина, свет, порядок, симметрия. Гносеология и психология эстетического восприятия. Творчество Данте Алигьери и текст как «сумма». Сам. работа 6 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.10. Эстетика Иммануила Канта Кантовская критика английской эстетической школы. Замысел кантовской эстетики как недостающего элемента между теоретическим и практическим разумом. Эволюция кантовской категория «способность суждения». Эстетическая теория и принцип априоризма. Принципиальная парадоксальность эстетического вкуса. Концепция эстетической игры. Виды искусств, их содержание и формы. Моральная и познавательная ипостаси эстетического восприятия. Анализ категорий «возвышенное» и «прекрасное». Идея эстетической нормы и понятия «чистой» и «сопутствующей» красоты. Антиномии чистого разума и антиномии эстетического вкуса. Кантовское учение о гениальности. Судьба кантовской эстетики. Лекции 6 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.11. Эстетика Иммануила Канта. Кантовская критика английской эстетической школы. Замысел кантовской эстетики как недостающего элемента между теоретическим и практическим разумом. Эволюция кантовской категория «способность суждения». Эстетическая теория и принцип априоризма. Принципиальная парадоксальность эстетического вкуса. Концепция эстетической игры. Моральная и познавательная ипостаси эстетического воприятия. Анализ категорий «возвышенное» и «прекрасное». Идея эстетической нормы и понятия «чистой» и «сопутствующей» красоты. Антиномии чистого разума и антиномии эстетического вкуса. Кантовское учение о гениальности. Судьба кантовской эстетики. Практические 6 4 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.12. Эстетика Иммануила Канта. Кантовская критика английской эстетической школы. Замысел кантовской эстетики как недостающего элемента между теоретическим и практическим разумом. Эволюция кантовской категория «способность суждения». Эстетическая теория и принцип априоризма. Принципиальная парадоксальность эстетического вкуса. Концепция эстетической игры. Моральная и познавательная ипостаси эстетического воприятия. Анализ категорий «возвышенное» и «прекрасное». Идея эстетической нормы и понятия «чистой» и «сопутствующей» красоты. Антиномии чистого разума и антиномии эстетического вкуса. Кантовское учение о гениальности. Судьба кантовской эстетики. Сам. работа 6 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
1.13. Эстетика Георга Вильгельма Фридриха Гегеля Сфера эстетической деятельности. Прекрасное как «предметное человеческое отношение». Красота в ее отношении к чувству и разуму. Эстетический идеал и статус безобразного. Принцип триады и эстетическая диалектика. Классификация искусств и периодизация культурных эпох. Характер символической, классической и романтической художественных форм. Проблема «смерти искусства» и «конца истории». Сам. работа 6 2 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Современные эстетические концепции. Проблемы эстетического воспитания личности.
2.1. Культурные парадигмы XIX-XX вв. Эстетическая триада Фредрика Джеймисона: реализм, модернизм, постмодернизм. Проблема верхней и нижней границы реализма и аутентичности данного термина. Реализм, натурализм, классицизм. Проблема предела реалистического изображения. Проблема «реалистической» референции в современной философской культуре. Взаимоотношения классики и модерна по Ф. Джеймисону. Судьба эстетического нарратива в ХХ веке. Модернизм как философское и художественное течение. Модернизм как реификация. Реформа художественных жанров в модернистской парадигме. Течения модерна: экспрессионизм, символизм, сюрреализм, авангардизм, дадаизм, формализм, футуризм. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернистского стиля: пастиш, монтаж, фантазм. Постмодернизм как транс-модерн и анти-модерн. Генеалогия термина «постмодерн». Основные черты постмодернистской культуры: ирония, плюрализм, неопределенность, релятивизм, эклектизм, цитатность, двойное кодирование. Эстетика повседневности и поп-культура. Лекции 7 4 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.2. Культурные парадигмы XIX-XX вв. Эстетическая триада Фредрика Джеймисона: реализм, модернизм, постмодернизм. Проблема верхней и нижней границы реализма и аутентичности данного термина. Реализм, натурализм, классицизм. Проблема предела реалистического изображения. Проблема «реалистической» референции в современной философской культуре. Взаимоотношения классики и модерна по Ф. Джеймисону. Судьба эстетического нарратива в ХХ веке. Модернизм как философское и художественное течение. Модернизм как реификация. Реформа художественных жанров в модернистской парадигме. Течения модерна: экспрессионизм, символизм, сюрреализм, авангардизм, дадаизм, формализм, футуризм. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернистского стиля: пастиш, монтаж, фантазм. Постмодернизм как транс-модерн и анти-модерн. Генеалогия термина «постмодерн». Основные черты постмодернистской культуры: ирония, плюрализм, неопределенность, релятивизм, эклектизм, цитатность, двойное кодирование. Эстетика повседневности и поп-культура. Практические 7 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.3. Культурные парадигмы XIX-XX вв. Эстетическая триада Фредрика Джеймисона: реализм, модернизм, постмодернизм. Проблема верхней и нижней границы реализма и аутентичности данного термина. Реализм, натурализм, классицизм. Проблема предела реалистического изображения. Проблема «реалистической» референции в современной философской культуре. Взаимоотношения классики и модерна по Ф. Джеймисону. Судьба эстетического нарратива в ХХ веке. Модернизм как философское и художественное течение. Модернизм как реификация. Реформа художественных жанров в модернистской парадигме. Течения модерна: экспрессионизм, символизм, сюрреализм, авангардизм, дадаизм, формализм, футуризм. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернистского стиля: пастиш, монтаж, фантазм. Постмодернизм как транс-модерн и анти-модерн. Генеалогия термина «постмодерн». Основные черты постмодернистской культуры: ирония, плюрализм, неопределенность, релятивизм, эклектизм, цитатность, двойное кодирование. Эстетика повседневности и поп-культура. Сам. работа 7 18 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.4. Эстетическая мысль России XIX-XX вв. Проблема своеобразия русской эстетической традиции в оценке славянофильского и западнического направлений. Взаимоотношение литературы и философии на рубеже XIX-XX вв. Эстетическая онтология и историософия К.Н. Леонтьева. Смысл красоты по учению В.С. Соловьева. Софиология и эстетика. В.С.Соловьев и русские символисты. Учение о творчестве Н.А. Бердяева. Эстетика быта В.В. Розанова. Прекрасное в мире по учению Н.О. Лосского. Синтетическая эстетика П.А. Флоренского. Диалогическая эстетика М.М. Бахтина. Символическая эстетика А.Ф. Лосева. Эстетика социалистического реализма. Лекции 7 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.5. Эстетическая мысль России XIX-XX вв. Проблема своеобразия русской эстетической традиции в оценке славянофильского и западнического направлений. Взаимоотношение литературы и философии на рубеже XIX-XX вв. Эстетическая онтология и историософия К.Н. Леонтьева. Смысл красоты по учению В.С. Соловьева. Софиология и эстетика. В.С.Соловьев и русские символисты. Учение о творчестве Н.А. Бердяева. Эстетика быта В.В. Розанова. Прекрасное в мире по учению Н.О. Лосского. Синтетическая эстетика П.А. Флоренского. Диалогическая эстетика М.М. Бахтина. Символическая эстетика А.Ф. Лосева. Эстетика социалистического реализма. Практические 7 3 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.6. Эстетическая мысль России XIX-XX вв. Проблема своеобразия русской эстетической традиции в оценке славянофильского и западнического направлений. Взаимоотношение литературы и философии на рубеже XIX-XX вв. Эстетическая онтология и историософия К.Н. Леонтьева. Смысл красоты по учению В.С. Соловьева. Софиология и эстетика. В.С.Соловьев и русские символисты. Учение о творчестве Н.А. Бердяева. Эстетика быта В.В. Розанова. Прекрасное в мире по учению Н.О. Лосского. Синтетическая эстетика П.А. Флоренского. Диалогическая эстетика М.М. Бахтина. Символическая эстетика А.Ф. Лосева. Эстетика социалистического реализма. Сам. работа 7 8 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.7. Эстетика Дж. Фаулза. Концепция искусства и творчества («Аристос», «Башня из черного дерева». Концепция игровой культуры и эстетика «театра жестокости» («Волхв». Идея сверхчеловека и проблема свободы («Коллекционер», «Волхв», «Аристос») Лекции 7 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.8. Эстетика Дж. Фаулза. Концепция искусства и творчества («Аристос», «Башня из черного дерева». Концепция игровой культуры и эстетика «театра жестокости» («Волхв». Идея сверхчеловека и проблема свободы («Коллекционер», «Волхв», «Аристос») Практические 7 5 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.9. Эстетика Дж. Фаулза. Концепция искусства и творчества («Аристос», «Башня из черного дерева». Концепция игровой культуры и эстетика «театра жестокости» («Волхв». Идея сверхчеловека и проблема свободы («Коллекционер», «Волхв», «Аристос») Сам. работа 7 8 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.10. Эстетика У. Эко. Принципы постмодернизма в теории и на практике («Заметки на полях «Имени Розы»«, «Имя Розы», «Маятник Фуко». Отношение модерна к постмодерну. Эстетика серийных форм. Статус китча («Инновация и повторение», «Заметки на полях «Имени Розы»«, «Потребление, поиск и образцовый читатель»). Поэтика открытого произведения. Типология открытых и приоткрытых форм. Принципы сотрудничества автора и зрителя («Открытое произведение». Онтология литературного текста. Концепция образцового автора и образцового читателя («Шесть прогулок в литературных лесах», «Заметки на полях «Имени Розы»«. Миры Умберто Эко. Диалектика мира и текста («Имя Розы», «Маятник Фуко», «Остров накануне», «Баудолино») Лекции 7 2 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.11. Эстетика У. Эко. Принципы постмодернизма в теории и на практике («Заметки на полях «Имени Розы»«, «Имя Розы», «Маятник Фуко». Отношение модерна к постмодерну. Эстетика серийных форм. Статус китча («Инновация и повторение», «Заметки на полях «Имени Розы»«, «Потребление, поиск и образцовый читатель»). Поэтика открытого произведения. Типология открытых и приоткрытых форм. Принципы сотрудничества автора и зрителя («Открытое произведение». Онтология литературного текста. Концепция образцового автора и образцового читателя («Шесть прогулок в литературных лесах», «Заметки на полях «Имени Розы»«. Миры Умберто Эко. Диалектика мира и текста («Имя Розы», «Маятник Фуко», «Остров накануне», «Баудолино») Сам. работа 7 10 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.12. Эстетика «театра абсурда». Техника художественной деконструкции в творчестве Беккета и Ионеско. Модель общества и человека. Проблема порабощения человеческого сознания. Образ коммуникации в театре абсурда. Девальвация слова и характер речевых актов в эстетике «театра абсурда». Время и пространство внутри мира абсурда Практические 7 8 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2
2.13. Эстетика «театра абсурда». Техника художественной деконструкции в творчестве Беккета и Ионеско. Модель общества и человека. Проблема порабощения человеческого сознания. Образ коммуникации в театре абсурда. Девальвация слова и характер речевых актов в эстетике «театра абсурда». Время и пространство внутри мира абсурда Сам. работа 7 9 ОПК-7 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина И. П. ЭСТЕТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Кривцун О. А. ЭСТЕТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под общ. ред. Никоновой С.Б., Радеева А.Е. ЭСТЕТИКА. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Каган М.С. ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В 2 Ч. ЧАСТЬ.1. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Руднев, В.Н. Эстетика. История мировой литературы и искусства : учебное пособие: М. ; Берлин : Директ-Медиа, , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363409
Л2.5 Под общ. ред. Никоновой С.Б., Радеева А.Е. ЭСТЕТИКА. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. ЭСТЕТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э6 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э7 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э8 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э9 Эстетика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.