МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История моды и стиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ДКв ИМ-1-2020 по ФГОС 3+
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 120
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 24 24 54 54 78 78
Сам. работа 3 3 117 117 120 120
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 216 216 288 288

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История моды и стиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
На основе изучения и анализа социокультурных факторов сформировать понимание сущности, содержания, структуры и закономерностей развития форм одежды как части материальной культуры в её историческом становлении, а также рассмотреть процесс появления, развития и смены художественных стилей костюма различных культур и цивилизаций на протяжении истории человечества для использования базывах знаний по профессии в художественном проектировании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы
ПК-3 способностью использовать базовые знания по профессии в художественном проектировании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные этапы развития костюма разных народов; о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.
3.2.Уметь:
3.2.1.-знать классификацию костюма по форме, функциям, образу;причины образования, исчезновения, трансформации и возрождения национального, традиционного и исторического костюма,определения основных понятий, терминов по курсу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-понимания значимости изучения истории костюма как часть искусства;
-аргументированного изложения материала по курсу;
-целостного понимания художественного значения костюма, стилей, модных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Костюм как историко-культурный феномен.
1.1. История костюма как часть исторического знания. Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории костюма и текстиля. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Категории костюма: архитектоническая, пластическая, декоративная, живописная. Функции костюма: информационно-семиотическая, социальная, магическая, охранная, эстетическая. Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Историография костюма. Журналы по истории костюма в Европе, России и США. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Костюм и его компоненты, аксессуары. Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Основные факторы формирования и развития костюма у народов мира Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 1 1 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Костюм древних цивилизаций Месопотамии, Египта.
2.1. Освоение новых материалов в эпоху неолита и бронзы (ткани, войлок, кожевенные технологии). Совершенствование инструментов ткачества. Декор костюма. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Разработка эскиза костюма народов Месопотамии Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Условия формирования культуры Древнего Египта и их роль в истории костюма. Особенности египетского искусства, стадийность развития костюма. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Разработка эскизного ряда костюма Египта Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Костюм стран Востока: Индии, Китая, Японии.
3.1. Искусство традиционного костюма в Индии. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Разработка эскиза костюмов Индии Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Этико-идеологический аспект и его значение для формы китайского костюма. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Разработка эскиза китайского костюма Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Предпосылки сложения архитектонических форм в костюме на Востоке. Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Костюм в контексте культуры Индии, связь с искусством. Сам. работа 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Костюм античных культур: Древней Греции, Древнего Рима.
4.1. Искусство архаической Греции и место костюма в культуре. Лекции 1 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Пластические задачи в костюме древней Греции. Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Культура и костюм этрусков. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Становление мировой державы и роскошь римского костюма. Цветовые предпочтения. Практические 1 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Символы сословий в римском костюме. (Подготовка к семинарскому занятию). Практические 1 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Зачет 1 0 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Костюм Западной Европы.
5.1. Особенности европейского костюма в эпоху средневековья. Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Искусство костюма готического стиля Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Разработка эскиза европейского средневекового костюма Практические 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Разработка эскиза костюма романского стиля Практические 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Разработка эскиза костюма готического стиля Практические 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Костюм романского стиля Сам. работа 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Принципы оформления итальянского костюма в эпоху Возрождения. Увлечение античностью в Италии. Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.8. Стиль в итальянском костюме Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.9. Разработка эскиза итальянского костюма эпохи Возрождения Практические 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.10. Разработка эскиза французского костюма эпохи Возрождения Практические 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.11. Разработка эскиза костюма нидерландов эпохи Возрождения Практические 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.12. Костюм эпохи Возрождения Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.13. Особенности стиля в французском костюме Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.14. Версальский двор как законодатель европейских мод. Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.15. Разработка эскиза европейского костюма XVII века Практические 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.16. Франция как законодатель мод Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.17. Мода «галантного века». Увлечение турецкой и венгерской экзотикой. Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.18. Мода "галантного века" Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.19. Разработка эскизов костюма Франции XVIII века Практические 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.20. Крушение старого сословного быта и демократизация костюма. Практические 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.21. Крушение старого сословного быта и демократизация костюма. Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.22. Христианство и история эволюции форм европейского костюма. Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.23. Региональные особенности ювелирного искусства в Европе. Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
5.24. Зачет 2 0 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. История моды и стиля 19-20 вв. Современный костюм
6.1. Европейский костюм 19 века Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Разработка эскизов европейского женского костюма Практические 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Проблема формообразования в костюме Европы в 19 веке Практические 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Стили и направления в искусстве Европы и их отражение в костюме Сам. работа 2 8 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Стиль модерн в европейском костюме Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.6. Разработка эскизов мужского и женского костюма в стиле модерн Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.7. Стиль модерн в культуре и искусстве западной Европы Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.8. Демократизация эстетического идеала и костюма под влиянием французкой революции 1789 г. Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.9. Разработка эскизного ряда костюма эпохи французской революции Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.10. Роль французской революции в формировании и развитии костюма Сам. работа 2 6 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.11. Выработка общего типа городского европейского костюма Сам. работа 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.12. Распространение моды. Лекции 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.13. Роль модных журналов в истории моды и стиля. Практические 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.14. История модных журналов Сам. работа 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.15. Развитие костюма в 20 веке. Роль кутюрье в истории моды Сам. работа 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.16. Развитие женского костюма в 1915—1925 годах Практические 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.17. Европейский костюм XX века (1925-1940 гг.) Сам. работа 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.18. Демократизация костюма под влиянием социально-экономического развития общества (1900-1970 гг.) Сам. работа 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.19. Развитие конструирования и моделирования Сам. работа 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.20. Русский народный костюм Практические 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.21. Русский народный костюм из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Сам. работа 2 2 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.22. Костюмы русских губерний Сам. работа 2 4 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.23. Символика цвета в русского костюма Сам. работа 2 7 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
6.24. Экзамен 2 27 ОК-6, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Костюм Древнего Египта
2. Общая характеристика стран Древнего мира
3. Условия, способствующие формированию костюма в Древнем Египте
4. Эстетический идеал красоты древнего египтянина
5. Основные виды и формы одеждыв разные периоды развития Древнего Египта
6. Костюм и виды головных уборов фараонов
7. Обувь, головные уборы, украшения, прически и их роль в египетском костюме
8. Особенности моды в эпоху Нового царства
9 Связь древнеегипетского костюма с архитектурой
10. Костюм культур Месопотамии
11. Эстетический идеал в культурах народов Месопотамии
12. Ткани, цвет, орнамент в костюме ассиро-вавилонян
13. Основные виды и формы одежды в Ассиро-Вавилонии
14. Обувь, головные уборы, прически царя, знати, воинов
15. Костюм античного общества: Древняя Греция и Рим
16. Древняя Греция и Древний Рим – античные средиземноморские цивилизации
17. Культура и искусство Древней Греции и их роль в формирвоании и развитии костюма
18. Эстетический идеал красоты в Древней Греции
19. Основные виды и формы одежды в Древней Греции
20. Обувь, головные уборы, украшения, прически и их роль в древнегреческом костюме
21. Связь древнегреческого костюма с архитектурой
22. Периоды развития культуры Древнего Рима и место в них эволюции костюма
23. Римский идеал красоты
24. Текстиль, цвет, орнамент в одежде римлян
25. Основные виды и формы древнеримской одеждыКостюм Византийской империи
26. Общая характеристика культуры и искусства Византии
27. Идеал красоты в Византии
28. Ткани, цвет, орнамент в византийском костюме
29. Символика византийского костюма
30. Виды и формы византийской мужской одежды
31. Виды и формы византийской женской одежды
32. Связь византийского костюма с архитектурой
33. Особенность костюма Византии, оказавшая,в дальнейшем влияние на моду Средневековья
34. Общая характеристика эпохи Средневековья. Особенности художественных стилей
35. Хронологические границы романского стиля
35. Эстетический идеал красоты в раннем средневековье и его роль в эстетике костюма
36. Особенности кроя романского костюма
37. Основные виды женской одежды романского стиля
38. Основные виды мужской одежды раннего Средневековья
39. Особенности готики как стиля
40. Общая характеристика средневековой культуры. Готический стиль
41. Конструктивные и декоративные особенности западноевропейского костюма XIII – первой половины XV в.
42. Виды и формы мужской одежды в эпоху готики
43. Виды и формы женской одежды в эпоху готического стиля
44. Головные уборы, прически, обувь, украшения и их роль в создании модного образа
45. Бургундская мода и ее характерные черты
46. Европейский костюм эпохи Возрождения. Мода Ренессанса
47. Общая характеристика исторической эпохи Возрождения
48. Искусство эпохи Возрожденияю. Истоки новой моды
49. Материалы и колористическое решение текстиля XV – XVI вв.
50. Особенности конструктивно-декоративного решения европейского костюма XVI в.
51. Эстетический идеал красоты в Италии XV – XVI вв.
52. Особенности итальянского костюма эпохи Возрождения
53. Характерные черты мужской и женской одежды Италии XVI в.
54. Элементы итальянского мужского и женского костюма эпохи Ренессанс
55. Головные уборы, прически, обувь, украшения, косметика
56. Влияние испанской моды на костюм Италии второй половины XVI в.
57. Особенности итальянской моды эпохи Ренессанс
58. Общественные условия формирования эстетического идеала красоты в Испании XVI в.
59. Виды и цветовая гамма текстиля в испанском костюме эпохи Возрождения
60. Маньеризм в испанской моде XVI в.
61. Французский костюм первой половины XVII в.
62. Французская мода эпохи Людовика XIII
63. Развитие моделирования и конструирования в первой половине XVII в.
64. Особенности французского костюма первой половины XVII в.
65. Виды и формы одежды (мужской, женской)
66. Стиль «барокко». Его характерные черты в искусстве
67. Влияние стиля барокко на костюм
68. Особенности французского костюма второй половины XVII в.
69. Своеобразие Французской культуры XVIII в.
70. Стиль «рококо» и его проявление в костюме
72. Вторая половина XVIII в. Классицизм. Увлечение античностью
73. Изменения в западноевропейском костюме второй половины XVIII в. Костюм конца XVIII в
74. Европейский костюм первой половины XIX в.
75. Стили и направления в европейском костюме XIX в.
76. Стиль «ампир» в костюме
77. Новые тенденции в моде. Особенности костюма эпохи романтизма
78. Стиль модерн и его концепция в костюме
79. Русский светский и городской костюм XIX – начала ХХ в.
80. Русский костюм начала ХХ в. Русский стиль
81. Мода и стиль первой половины ХХ в.
82. «Русская тема» в западноевропейской моде 1920 – 1930-х гг.
83. Мода и стилевая направленность костюма второй половины ХХ в.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Генезис костюма.
Информативность костюма как историко-культурного источника.
Социальные функции костюма в обществе.
Костюм как источник по истории культуры.
Основные функции костюма традиционных обществ. Китайский традиционный костюм. Японский национальный костюм. Корейский традиционный костюм.
Методы изучения костюма.
Эволюция греческого костюма.
Эволюция римского костюма.
Костюм и государственная политика ограничения роскоши в древности и средневековье.
Византийский костюм и его развитие.
Основные периоды развития европейской моды в XIX в.
История моды: становление, развитие, перспективы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю. А. Индустрия моды: Учебное пособие Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Цветкова Н. Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие: Учебное пособие Санкт-Петербург.: Издательство «СПбКО» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д. Ю. Ермилова. — ИСТОРИЯ ДОМОВ МОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа: от Античности до ХХ века: Учебное пособие М.: Согласие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine. www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э3 Сандалов А. История костюма (словарь) vneshnii-oblik.ru
Э4 Курс в Moodl "История моды и стиля" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.