МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Ю.В.Трубникова

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Т.В.Чернышова

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов.
ознакомить студентов с лингвистическим содержанием школьного курса русского языка, помочь им в освоении научной методики его преподавания и в приобретении первоначальных технических навыков работы учителя, ознакомить студентов с внеклассной работой по русскому языку.
Способствовать освоению студентами частных методик преподавания фонетики, лексики, грамматики, методик обучения орфографии и пунктуации, освоению различных методик развития речи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
ПК-6 умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик
ПК-7 готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. базовые основы проведения учебных занятий и внеклассной работы по русскому языку в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
3.2.Уметь:
3.2.1.подготавливать языковой материал для использования в учебной и внеучебной работе с целью популяризации и распространения филологических знаний в воспитательной работе с обучаемыми.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования филологических знаний для популяризации и распространения филологических знаний в воспитательной работе с обучаемыми.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Методика преподавания русского языка как наука: проблемы и перспективы. Русский язык как учебный предмет. Средства обучения Лекции 7 1 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.5, Л1.2, Л1.1
1.2. Методика преподавания русского языка как наука: проблемы и перспективы Сам. работа 7 8 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.2
Раздел 2. История преподавания русского языка в школе
2.1. История и современное состояние школьного курса русского языка Лекции 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л1.2
2.2. История преподавания русского языка в школе Сам. работа 7 10 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.2
Раздел 3. Работа на уроке русского языка
3.1. Формы и методы организации учебной работы по русскому языку. Планирование работы на уроках русского языка Лекции 7 1 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л1.2
3.2. Методика преподавания основных разделов курса русского языка. Методика обучения правописанию.Методика развития речи Лекции 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Работа с текстом на уроках русского языка.Обучение школьников разным видам чтения Лекции 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.5, Л1.2
3.4. Методы и средства обучения русскому языку Практические 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.2
3.5. Планирование на уроках русского языка Практические 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.2
3.6. Раздел «Фонетика» в школьных учебниках русского языка Практические 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.7. Методика морфемики и словообразования Практические 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.8. Морфология в школе Практические 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.4, Л1.2, Л1.1
3.9. Проблемы орфографии в школе Практические 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.4, Л1.2
3.10. Синтаксис и пунктуация Практические 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.4, Л2.2, Л1.2
3.11. Работа с текстом на уроке русского языка. Современные методические разработки по русскому языку Практические 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Работа на уроке русского языка Сам. работа 7 14 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Внеклассная работа по русскому языку
4.1. Методика факультативных занятий и внеклассной работы по русскому языку Лекции 7 1 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.2
4.2. Место внеклассной работы по русскому языку в учебном процессе Лекции 7 1 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.2
4.3. Ошибки в письменных работах учащихся.Проверка письменных работ по русскому языку Практические 7 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л2.3, Л2.5, Л1.2, Л1.1
4.4. Внеклассная работа по русскому языку Сам. работа 7 12 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: учебное пособие Флинта, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие Москва, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 классы. : пособие М.,, 1991
Л2.2 Львова С.И. Язык в речевом общении: факультативный курс (8–9 классы) : учеб. пособие М.,, 1991
Л2.3 Парубченко Л.Б. Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв): монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003 elibrary.asu.ru
Л2.4 под ред. А. Ю. Купаловой Русский язык: практика: 5 класс: учеб. пособие М. : Дрофа, 2006
Л2.5 Парубченко Л.Б. Почему школьники делают ошибки и как их научить писать правильно: учеб. пособие М. : [Изд-во Реал-А], 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Методика преподавания русского языка».