МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 60 33 60 33
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии.
2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах.
3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистического, экзистенциального направлений.
4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помощью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-34 способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о закономерностях и методах психотерапии в профессиональной деятельности.
- понятия, принципы, этику, этапы, технические приемы психотерапевтической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- параметры цели, задачи, принципы, приемы оказания психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения различных психотерапевтических направлений.
- приемы психотерапии в области интерперсональных отношений, планирования личностного роста.
- направления оказания психотерапевтической помощи и особенности их реализации в программах системного пролонгированного сопровождения.

3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания о закономерностях психотерапии, а также основные методы, способы и средства их реализации в области профессиональной деятельности.
- применять е технические приемы психотерапевтической помощи к различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- применять на практике знания о различиях психотерапии и других методов оказания психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте.
- применять знания о классической и современной психотерапии в области интерперсональных отношений, планирования личностного роста на практике.
- применять знания о направлениях психотерапии в различных областях профессиональной практики и программах системного пролонгированного сопровождения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования различных методов психотерапии в профессиональной деятельности.
- оказания психотерапевтической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- предоставления информации о разных направлениях психотерапевтической работы в индивидуальном и групповом контексте.
- применения приемов и техник психотерапии в области интерперсональных отношений, планирования личностного роста.
- способностью предоставлять информацию о психотерапии в программах системного пролонгированного сопровождения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога
1.1. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания. Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.2. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания Практические 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.3. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.4. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта. Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.5. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Практические 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.6. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии
2.1. Психоанализ как особое направление в психотерапии. Теория объектных отношений Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.2. Классический психоанализ Практические 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.3. Классический психоанализ Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.4. Современный психоанализ Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.5. Современный психоанализ Практические 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.6. Современный психоанализ Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 3. Бихевиоральная психотерапия
3.1. Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
3.2. Бихевиоральная психотерапия Практические 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
3.3. Бихевиоральная психотерапия Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии
4.1. Когнитивное и когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12, ПК-34, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.2. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Практические 4 4 ОПК-1, ПК-12, ПК-34, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.3. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-12, ПК-34, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.4. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Терапия реальностью. Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12, ПК-34, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 5. Гуманистическая психотерапия
5.1. Гуманистический подход в психотерапии Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.2. Гуманистическое направление в психотерапии Практические 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.3. Гуманистическое направление в психотерапии Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.4. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.5. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Практические 4 2 ОПК-1, ПК-12, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.6. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-12, ПСК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.7. Гештальттерапия Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.8. Гештальттерапия Практические 4 3 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.9. Гештальттерапия Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.10. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.11. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Практические 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
5.12. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Сам. работа 4 2 ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии
6.1. Теория и методология экзистенциальной психотерапии Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
6.2. Экзистенциальные проблемы личности Практические 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
6.3. Экзистенциальные проблемы личности Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л1.3
Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия.
7.1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.2. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Практические 4 3 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.3. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.4. Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтической работе с телом. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.5. Метафорический подход к классификации личностных проблем Практические 4 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.6. Метафорический подход к классификации личностных проблем Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.7. Терапевтические подходы в современной телесно-ориентированной психотерапии Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-12 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.8. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Практические 4 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.9. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-34 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шумский В.Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 biblioclub.ru
Л2.3 Филиппова Е.В. - Отв. ред. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ромек В.Г. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Базовые теории и методы психотерапевтической помощи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.