МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Базовые теории и методы психотерапевтической помощи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014г. N 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии.
2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах.
3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистиче-ского, экзистенциального направлений.
4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помо-щью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.23

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-3: способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о специфике встречи клиента и психотерапевта, толерантно воспринимая социальные, культурные, этнические, конфессиональные различия.
- основные понятия психотерапии, базовые теории и методы оказания психотерапевтической помощи.
- цели, задачи, принципы, приемы оказания стандартной психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения традиционных психотерапевтических методов и технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- толерантно относиться к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям клиентов в психотерапевтической практике.
- применять на практике знания о направлениях психотерапии в различных областях профессиональной деятельности.
- применять на практике стандартные базовые процедуры психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте с использованием традиционных методов и технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям клиентов в психотерапевтической практике.
- предоставления информации о психотерапии как методе оказания помощи клиенту в решении личностных сложностей.
- осуществления стандартных базовых процедур психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте с использованием традиционных методов и технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога
1.1. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания. Лекции 3 0.5 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.2. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.3. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта. Лекции 3 0.5 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.4. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Практические 3 1 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.5. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии
2.1. Психоанализ как особое направление в психотерапии. Теория объектных отношений Лекции 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.2. Классический и современный психоанализ Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.3. Классический психоанализ Сам. работа 3 7 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.4. Современный психоанализ Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 3. Поведенческий подход в психотерапии
3.1. Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. Лекции 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
3.2. Бихевиоральная психотерапия Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
3.3. Бихевиоральная психотерапия Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии
4.1. Когнитивное и когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии Лекции 3 1 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.2. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Сам. работа 3 3 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.3. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Терапия реальностью. Сам. работа 3 3 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 5. Гуманистическая психотерапия
5.1. Гуманистический подход в психотерапии Лекции 3 0.5 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.2. Гуманистическое направление в психотерапии Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.3. Гуманистическое направление в психотерапии Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.4. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Практические 3 1 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.5. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.6. Гештальттерапия Лекции 3 0.5 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.7. Гештальттерапия Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.8. Гештальттерапия Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.9. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии
6.1. Теория и методология экзистенциальной психотерапии Лекции 3 0.5 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
6.2. Экзистенциальные проблемы личности Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
6.3. Экзистенциальные проблемы личности Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия
7.1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии Лекции 3 0.5 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.2. Терапевтические подходы в современной телесно-ориентированной психотерапии Практические 3 1 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.3. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.4. Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтической работе с телом. Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.5. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Сам. работа 3 6 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.6. Экзамен 3 9 ОК-6, ОК-7, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0DAC0F70-CC4A-4CCE-B7B4-2B4AAF5B4F13
Л1.2 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2398CE2E-EDAA-44EF-A07E-22EA67D900D9
Л1.3 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364901
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56490
Л2.2 Филиппова Е.В. - Отв. ред. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D43A7E3A-C10C-4E4B-8E13-72A71BBB5BB9
Л2.3 Ромек В.Г. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AB83F6EC-E4D4-42CC-B559-129151D629D7
Л2.4 Шумский В.Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D44DFA34-0FDA-4EEA-9F0D-2E3F52C7C6A3
Л2.5 Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=278849
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства "Лань" http://e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Базовые теории и методы психотерапевтической помощи" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1988
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.