Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 157 | 157 | 157 | 157 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, к.психол.н.
1.1. | Сформировать систему психолого-педагогических знаний, необходимых для профессиональной деятельности учителя. Сформировать у студентов представление о предмете, методах и задачах психологии, основных категориях, месте среди других наук о человеке. Сформировать представление об основных теоретических направлениях психологии познакомить с закономерностями психической деятельности отдельного человека и группы людей, методах изучения личности и социальной общности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности |
ОПК-3 | готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия |
ПК-1 | способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - цели и задачи психологии как науки; - теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке; - психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке; - методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - составлять общий план работы по заданной теме, предлагать методы исследования и способы обработки результатов, проводить исследования по согласованному с руководителем плану, представлять полученные результаты. - устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека; - осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области научно-исследовательской и практикоориентированной деятельности; - организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - систематическими знаниями по направлению деятельности; углубленными знаниями по выбранной направленности подготовки, базовыми навыками проведения научно-исследовательских работ по предложенной теме. - категориальным аппаратом научной психологии для выполнения и реализации различных целей (исследовательских, прикладных и практических, преподавательских, профилактических, просветительских (эмпирических) исследований); - основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций общей психологии; - информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека; - методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работы; - применением общепсихологические научные результатов в прикладных и практических областях психологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию | ||||||
1.1. | Место психологии в системе наук о человеке и обществе История и методы психологии | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Отрасли психологии и связь психологии с другими науками | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л1.3 |
Раздел 2. Психика и сознание | ||||||
2.1. | Мозг и психика Психологическая теория деятельности | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3 |
2.2. | Мозг и психика | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Диагностические возможности исследования функциональной асимметрии головного мозга человека | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Психические процессы | ||||||
3.1. | Психология ощущений и восприятия Память как процесс отражения прошлого опыта | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
3.3. | Психология мышления и воображения | Сам. работа | 1 | 1 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Психические состояния человека | ||||||
4.1. | Общая характеристика психических состояний Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Психологические особенности измененных состояний сознания человека | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
4.3. | Психическая регуляция поведения и деятельности | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
4.4. | Приемы тренировки внимания | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
4.5. | Эмоции и чувства | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 5. Психология личности | ||||||
5.1. | Индивидные и индивидуально-психологические особенности личности | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.2. | Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.3. | Теории темперамента | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.4. | Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы. | ||||||
6.1. | Проблема феномена общения в психологической науке | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
6.2. | Общение и речь | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
6.3. | Межличностные отношения и взаимодействия | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
6.4. | Психология малых групп | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
6.5. | Межгрупповые отношения и взаимодействия | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 7. Введение в психологию личности | ||||||
7.1. | Человек как индивидуальность в системе персоногенеза | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 8. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Движущие силы и условия развития личности. | ||||||
8.1. | Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Движущие силы и условия развития личности. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
8.2. | Современные исследования в области психологии личности | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
8.3. | Жизненный путь человека как история индивидуальности | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 9. Общее представление о структуре личности | ||||||
9.1. | Общее представление о структуре личности | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
9.2. | Уровни субъектных проявлений личности. Личность как индивидуальный и социальный субъект | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л1.3, Л1.2 |
Раздел 10. Психология индивидуальности личности | ||||||
10.1. | Психология индивидуальности личности | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
10.2. | Психология способностей. Индивидуальные особенности познавательных процессов личности | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 11. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь | ||||||
11.1. | Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
11.2. | Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 12. Развитие личности и возрастной онтогенез | ||||||
12.1. | Проблема развития личности | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
12.2. | Периодизации психического развития в онтогенезе | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
12.3. | Экзамен | 1 | 9 | ОК-3, ОПК-3, ПК-1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Обухова Л.Ф. | Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата | М.: Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/89F9EFB5-4377-4A69-A008-56CA2D7C74FD |
Л1.2 | Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. : Учебник | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Иванников В.А. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. : Учебник | М.:Издательство Юрайт, , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е.Е. Кравцова | Психология и педагогика. Краткий курс : учебное пособие | М. : Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | |||
Э2 | 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | |||
Э3 | Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | |||
Э4 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | |||
Э5 | 1. Виртуальная библиотека по психологии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm. | |||
Э6 | 2. Практическая психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psynet.narod.ru/main.htm | |||
Э7 | 3. Психея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psycheya.ru | |||
Э8 | Электронный курс в мудл "Общая и возрастная психология" | Курс в Мудл "Общая и возрастная психология" Я.К. Смирнова | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения компетенций при изучении, закреплении знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины (курса, модуля) студентам заочной формы обучения рекомендуется организовать самостоятельную работу: 1.Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий. 2.Анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах; в том числе с составлением структурно-логических схем, систематических таблиц, опорного (план-) конспекта и т.п. Методические рекомендации подготовки самостоятельной работы (практическое, семинарское занятие, коллоквиум): При подготовке письменной работы (реферата, доклада, эссе ...) учитывается качество, как самой работы, так и её устной защиты, представления. К письменной работе (реферату) предъявляются следующие требования: 1.Корректность сформулированных целей и задач работы и соответствие им содержания работы. 2.Самостоятельность подхода автора к раскрытию темы, в том числе формулировка и обоснование собственного подхода к решению исследовательских проблем. 3.Логичность и структурированность изложения материала, включая качество введения и заключения, связь и преемственность между частями работы, между теоретическими и практическими аспектами исследования. 4.Качество проведенного анализа и умение пользоваться методами научного исследования, включая качество анализа имеющихся в литературе подходов к исследованию рассматриваемых проблем. 5.Правильность формулировок, точность определений, грамотность изложения. 6.Корректность использования источников, в том числе соблюдение правил составления списка литературы, актуальность источников, использование источников на иностранных языках. 7.Соответствие оформления реферата установленным требованиям, аккуратность оформления, отсутствие в тексте орфографических и грамматических ошибок (особенно при использовании специальной терминологии). 8.Соответствие работы стандартам профессиональной этики. Методические рекомендации подготовки к тестированию Тестирование в учебном процессе используется в целях текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Оценочные материалы содержат вопросы по материалу всего курса (промежуточная аттестация) или части курса (текущая аттестация) и носят компетентностно-ориентированный характер. В целях подготовки к текущей/промежуточной аттестации, студенту следует просмотреть все имеющиеся и рекомендуемые материалы, представленные в печатном или электронном виде. Если какая-либо тема вызывает затруднения при самостоятельном изучении, необходимо вынести ее обсуждение на занятии/консультации, предварительно сообщив об этом преподавателю. Выполнение тестовых заданий позволяет оценить уровень знаний студентов и выявить возможные пробелы. Большое количество допущенных ошибок (более 50%) свидетельствует о недостаточно полном усвоении материала. |