МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология семьи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 106
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 106 106 106 106

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология семьи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами основных понятий, теоретических подходов в сфере социологии семьи
концептуальная ориентация в истории социальных идей относительно семьи, брака и родительства
введение в направления эмпирического изучения феномена семьи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1: Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2: Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3: Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные фундаментальные труды отечественного и зарубежного опыта по социологии семьи, ее понятийный аппарат и современные разработки в этой области
основные теоретические и эмпирические методы социологического исследования брачно-семейных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные исследовательские методы при изучении актуальных проблем семьи и брака
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формулирования целей, ставить конкретные задачи научных исследований в области социологии семьи
по организации самостоятельных социологических исследований брачно-семейных отношений с точки зрения поставленных целей и задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию семьи
1.1. Социология семьи как наука Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социология семьи как наука Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
1.3. Социология семьи как наука Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Предметная часть социологии семьи
2.1. Семья, ее структуры и функции Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Семья, ее структуры и функции Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
2.3. Семья, ее структуры и функции Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
2.4. Жизненный цикл семьи Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Жизненный цикл семьи Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Жизненный цикл семьи Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
2.7. Социологический подход к изучению межличностных отношений в семье Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
2.8. Социологический подход к изучению межличностных отношений в семье Практические 3 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Социологический подход к изучению межличностных отношений в семье Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
2.10. Брачность и разводимость Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
2.11. Брачность и разводимость Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
2.12. Брачность и разводимость Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
2.13. Рождаемость и репродуктивное поведение семьи Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
2.14. Рождаемость и репродуктивное поведение семьи Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.15. Рождаемость и репродуктивное поведение семьи Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
2.16. Смертность и самосохранительное поведение Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
2.17. Смертность и самосохранительное поведение Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.18. Смертность и самосохранительное поведение Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Прикладная социология семьи
3.1. Методы социологического исследования семьи и брака Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Методы социологического исследования семьи и брака Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Методы социологического исследования семьи и брака Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
3.4. Социологические проблемы семьи и семейной политики Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
3.5. Социологические проблемы семьи и семейной политики Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
3.6. Социологические проблемы семьи и семейной политики Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
3.7. Зачет 3 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов и заданий к зачету:
Теоретические вопросы:
1. История возникновения семьи и ее развитие
2. Социология семьи в ряду смежных дисциплин
3. Социальная сущность семьи
4. Социология семьи в России
5. Теоретические подходы к исследованию семьи.
6. Вклад отечественных ученых в развитие социологии семьи (Ковалевский
7. М.М., Бехтерев В.М., Сорокин П.А. и др.)
8. Функции семьи как социального института.
9. Типология семейных структур.
10. Жизненный цикл семьи.
11. Брачное поведение. Брачный выбор и его детерминанты.
12. Бракоразводное поведение.
13. Конфликты в семье
14. Репродуктивное поведение
15. Социальная роль. Ролевое поведение в семье как набор образцов и норм поведения.
16. Здоровье, смертность и самосохранительное (экзистенциальное) поведение в семье.
17. Роль семьи в социализации личности. Проблемы взаимоотношений родителей и детей.
18. Насилие в семье как социальная проблема: его виды, формы, причины и последствия.
19. Проблемы семьи в современном обществе.
20. Основные направления и приоритеты семейной политики.
21. Цели и задачи государственной семейной политики на современном этапе.
22. Соотношение социальной, семейной и демографической политики.
23. Особенности кризиса семьи в России: причины и следствия.
24. Качественные и количественные методы социологического исследования семейно-брачных отношений.
25. Методы исследования жизненного цикла семьи.
26. Методы генеалогического исследования семьи.
27. Методы изучения семейных биографий и линий жизни семьи.
28. Социометрия супружеской совместимости и семейных отношений.
29. Методы социологического исследования семейного поведения.
30. Стратегии применения методов опроса, наблюдения и контент-анализа к изучению семьи
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Сформулируйте цель конкретного социологического исследования по актуальным проблемам социологии семьи.
2. Сформулируйте задачи конкретного социологического исследования по актуальным проблемам социологии семьи.
3. Обосновать методы сбора информации (не менее двух) для конкретного социологического исследования по актуальным проблемам социологии семьи.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Семья как единство взаимодействующих личностей та среда, в которой отдельный индивид становится личностью. (Э. Берджесс)
2. Чтобы понять общество необходимо понять семью... Семья - клеточка общества, простейшая модель. В семье заключены основы стабильности общества. (Ф. Ле Пле)
3. Семья - место борьбы. (Э. Хартманн)
4. Семья — активное начало; она никогда не остаётся неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей. ( Л.Г. Морган)
5. Хороший брак покоится на таланте к дружбе. (Ф. Ницше)
5.3. Фонд оценочных средств
находится в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС социология семьи.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C962D5C8-1DAD-44AE-A179-346BCD788E5D
Л1.2 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Ю. Логунова Социология семьи: Социально-культурный и исторический анализ изменения семейного поведения (опыт восстановления историй сибирских семей): учебное пособие Кемерово : КемГУКИ, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227738
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э3 Социология.RU http://sotsiologia.ru/
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) http://lib.socio.msu.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://wciom.ru/
Э6 Национальная социологическая энциклопедия http://voluntary.ru/
Э7 Курс в moodle "Социология семьи" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3947
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.