Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор
1.1. | Цели курса: • обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией. • представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией. Задачи курса: • рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией; • рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций; • получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи; • освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией; • должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.58 |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О научных подходах в области психологической помощи в ситуации насилия на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа. • должны знать основные вида насилия, цикл наслили; • должны знать основные признаки насильственного поведения, специфику насилия в отношении детей, женщин, мужчин, пожилых людей |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • должны уметь самостоятельно распознавать проявления насилия, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления насильственному поведению. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Психологической помощи в ситуации насилия. Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков ненасильственного поведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическая помощь в ситуации насилия | ||||||
1.1. | Конфликт, насилие, жестокое обращение | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Конфликт, насилие, жестокое обращение | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Психологические особенности жертвы и агрессора | Практические | 5 | 0 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Мифы и факты о насилии | Практические | 5 | 0 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Насилие в отношении детей | Лекции | 5 | 0 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Физическое насилие в отношении детей | Практические | 5 | 0 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Физическое насилие в отношении детей | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Психологическое насилие | Практические | 5 | 0 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Психологическое насилие | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Сексуальное насилие над детьми и его последствия | Практические | 5 | 0 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Сексуальное насилие над детьми и его последствия | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Пренебрежение нуждами ребенка, как форма насилия | Практические | 5 | 0 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Пренебрежение нуждами ребенка, как форма насилия | Сам. работа | 5 | 9 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Дети свидетели насилия | Практические | 5 | 0 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Насилие на стадии свиданий | Лекции | 5 | 0 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Насилие на стадии свиданий | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Насилие на стадии свиданий | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Буллинг и моббинг. Роль педагога. | Практические | 5 | 0 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Буллинг и моббинг | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия | Лекции | 5 | 0 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.23. | Психологщ-педагогическая помощь и поддержка в ситуации насилия | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Психолого-педагогическая помощь и поддержка в ситуации насилия | Сам. работа | 5 | 9 | ОПК-1, ПК-11 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Ю. Меновщиков | Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] | Смысл, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | http://e.lanbook.com | |||
Э3 | курс в Moodle "Психологическая помощь в ситуации насилия" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала по курсу «Психологическая помощь в ситуации насилия» рекомендуется: Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде, рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. При подготовке к семинарским занятиям следует использовать ресурс Moodle не только знакомиться с предложенными материалами, но и активно участвовать в выполнении заданий и форумах для усвоения полученной информации. В ситуации отсутствия на занятии обязательным является изучение пропущенной темы и выполнение всех предложенных заданий на портале Moodle. Если Вы обучаетесь по индивидуальному плану, рекомендуется последовательное изучение всех тем курса, работа над темами курса "Психологическая помощь в ситуации насилия" на образовательном портале будет доступна до даты итоговой аттестации по курсу, далее по согласованию с преподавателем. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий, активность на образовательном портале. Обязательным для всех обучающихся является прохождение итогового теста по курсу "Психологическая помощь в ситуации насилия". |