МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическая помощь в ситуации насилия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическая помощь в ситуации насилия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
• обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией.
• представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией.

Задачи курса:

• рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией;
• рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций;
• получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи;
• освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией;
• должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.58

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О научных подходах в области психологической помощи в ситуации насилия на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа.
• должны знать основные вида насилия, цикл наслили;
• должны знать основные признаки насильственного поведения, специфику насилия в отношении детей, женщин, мужчин, пожилых людей
3.2.Уметь:
3.2.1.
• должны уметь самостоятельно распознавать проявления насилия, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления насильственному поведению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Психологической помощи в ситуации насилия.
Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков ненасильственного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая помощь в ситуации насилия
1.1. Конфликт, насилие, жестокое обращение Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Конфликт, насилие, жестокое обращение Сам. работа 5 12 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.4. Психологические особенности жертвы и агрессора Практические 5 0 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.5. Мифы и факты о насилии Практические 5 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Насилие в семье. Исторические корни проблемы. Насиливе в отношении женщин, мужчин, пожилых людей. Сам. работа 5 12 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Насилие в отношении детей Лекции 5 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Физическое насилие в отношении детей Практические 5 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Физическое насилие в отношении детей Сам. работа 5 12 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.10. Психологическое насилие Практические 5 0 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.11. Психологическое насилие Сам. работа 5 12 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.12. Сексуальное насилие над детьми и его последствия Практические 5 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.13. Сексуальное насилие над детьми и его последствия Сам. работа 5 12 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.14. Пренебрежение нуждами ребенка, как форма насилия Практические 5 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.15. Пренебрежение нуждами ребенка, как форма насилия Сам. работа 5 9 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.16. Дети свидетели насилия Практические 5 0 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.17. Насилие на стадии свиданий Лекции 5 0 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.18. Насилие на стадии свиданий Практические 5 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.19. Насилие на стадии свиданий Сам. работа 5 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.20. Буллинг и моббинг. Роль педагога. Практические 5 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.21. Буллинг и моббинг Сам. работа 5 10 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.22. Психологическая помощь и поддержка в ситуации насилия Лекции 5 0 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.23. Психологщ-педагогическая помощь и поддержка в ситуации насилия Практические 5 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.24. Психолого-педагогическая помощь и поддержка в ситуации насилия Сам. работа 5 9 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/
Э2 http://e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психологическая помощь в ситуации насилия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала по курсу «Психологическая помощь в ситуации насилия» рекомендуется:

Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде, рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
При подготовке к семинарским занятиям следует использовать ресурс Moodle не только знакомиться с предложенными материалами, но и активно участвовать в выполнении заданий и форумах для усвоения полученной информации.
В ситуации отсутствия на занятии обязательным является изучение пропущенной темы и выполнение всех предложенных заданий на портале Moodle.
Если Вы обучаетесь по индивидуальному плану, рекомендуется последовательное изучение всех тем курса, работа над темами курса "Психологическая помощь в ситуации насилия" на образовательном портале будет доступна до даты итоговой аттестации по курсу, далее по согласованию с преподавателем.
Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий, активность на образовательном портале.
Обязательным для всех обучающихся является прохождение итогового теста по курсу "Психологическая помощь в ситуации насилия".