МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ социальных сетей и Big Data

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_ЦМА-1-2020
Часов по учебному плану 106
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 4 4 4 4
Сам. работа 94 100 94 100
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 106 112 106 112

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Д.А. Омельченко

Рецензент(ы):
д.с.н., Зав.кафедрой, С.Г. Максимова

Рабочая программа дисциплины
Анализ социальных сетей и Big Data

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 31.08.2020 г. № 2
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 31.08.2020 г. № 2
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения курса «Анализ социальных сетей и Big Data» является получение знаний, умений и навыков применения метода анализа социальных сетей (social network analysis) для исследования сетей различной природы, в том числе сетей большой размерности. Дополнительной целью является знакомство с big data как подходом к управлению данных большого объема и многообразия, его применения в области социальных наук.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1.1 Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования;
ПК-2.1 Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных;
ОПК-1.5 Устанавливает правила, регламентирующие порядок и условия доступа к социологической информации и контролирует их выполнение
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные концепции и методы сетевого анализа
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания в дальнейших прикладных исследованиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками практического анализа и визуализации сетевых данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы анализа социальных сетей и больших данных
1.1. Сетевые подходы в социологии. Основные теории и их взаимосвязь в решении практических задач Лекции 1 2 ОПК-1.1, ПК-2.1
1.2. Изучение теорий социального капитала, социального обмена, антропологических подходов, теорий сетевого общества Сам. работа 1 10 ПК-2.1
1.3. Введение в теорию графов Сам. работа 1 10 ПК-2.1
1.4. Знакомство с банками и наборами данных для сетевых исследований. Введние в программные среды R и Python, Gefi, Pajek. Обзор возможностей Университетского консорциума исследователей больших данных. Лабораторные 1 2 ОПК-1.1
1.5. Подготовка исследовательского проекта: обоснования целей и задач, подбор источников, сбор исходных данных. Сам. работа 1 20 ОПК-1.5 Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Анализ социальных сетей и big data в социологических исследованиях
2.1. Сетевой анализ персональных сетей, стратификации и сегрегации, организаций и публичных сообществ. Большие данные в социальных исследованиях. Лекции 1 2 ПК-2.1
2.2. Анализ примеров использования сетевой методологии в социальных исследованиях межпоколенных отношений, частных трансферов, межгрупповых отношений, профессиональных сообществ, публичных коммуникаций. Сам. работа 1 20 ОПК-1.1
2.3. Расчет основных метрик социальной сети, визуализация социальной сети в программах Gefi, Pajek.Обсуждение самостоятельных проектов. Лабораторные 1 2 ОПК-1.5 Л1.2, Л1.3
2.4. Подготовкасамостоятельного исследовательского проекта на основе методологии и технологий сетевого анализа больших данных Сам. работа 1 40 ОПК-1.1, ОПК-1.5, ПК-2.1 Л2.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Основныепонятияиположениятеориисоциальныхсетей.
2.Особенности математического моделирования социальных процессов.
3.Теоретический потенциал применения сетевых методов в социологии.
4.Теория графов: применение к сетевым измерениям.
5. Связь сетевых подходов в социологии с другими современными социологическими теориями.
6.Методологические принципы изучения социальных сетей.
7.Предпосылки и возникновение сетевых подходов в социологии.
8.Современные направления исследований социальных сетей.
9.Специфика анализа социальных сетей.
10.Методы анализа социальных сетей.
11.Принципы моделирования социальных сетей. Основные модели.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Теории социального капитала и сетевой анализ
2.Теория сетевого общества М. Кастельса: теоретико-социологический анализ
3.Сила «слабых» связей и сетевые работы М. Грановеттера: перспективы и возможности для применения
4.Концепция «small world» в сетевом анализе
5.Социальная и пространственная этническая сегрегация: возможности сетевого анализа
6.Поведение, влияние друзей и социальное «заражение».
7.Структурные «дыры» в сетевой теории Р. Берта
8.Сетевой подход в экономическом анализе и экономической социологии
9.Сетевой анализ в менеджменте. Иерархии и сети внутри организаций.
10.Инновации, потоки знания. Сети и распространение инноваций.
11.Сети соавторства и со-цитирования. Сетевой подход в анализе науки.
12.Организация местных сообществ. Репутационные лидеры. Изучение местных элит сетевыми методами.
13.Политическое действие: партии, политики и сети.
14.Социальные движения и коллективное действие.
15.Сетевой анализ социальных медиа: возможности, алгоритмы, технологии.
16.Теория графов и сетевой анализ
17.Описательные статистики реальных сетей, модели формирования сети
18.Меры влияния агентов в сетях
19.Распространение информации и эпидемии в сетях
20.Принципы работы с большими данными в сетевом анализе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету, описание требований к самостоятельному проекту исследования социальных сетей.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маккинни У. Python и анализ данных: Москва: ДМК Пресс, 2020 https://e.lanbook.com/book/131721
Л1.2 Клековкин Г.А., Коннова Л.П., Коннов В.В. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГРАФОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Люк Д.А. Анализ сетей (графов) в среде R. Руководство пользователя: Издательство "ДМК Пресс", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Рамальо Python. К вершинам мастерства: ДМК Пресс, 2016//ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Анализ социальных сетей и Big Data" на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э2 Danneman N. Social Media Mining with R pzs.dstu.dp.ua
Э3 Zhang G. Social network analysis with R sna package www.r-project.org
Э4 Grandjean M. GEPHI – Introduction to Network Analysis and Visualization www.martingrandjean.ch
Э5 Градосельская Г. Сетевые измерения в социологии. М.: Издательский дом "Новый учебник", 2004. ecsocman.hse.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
R, RStudio, Python, Gefi, Pajek
6.4. Перечень информационных справочных систем
Stanford Large Network Dataset Collection - https://snap.stanford.edu/data/
Pajek datasets - http://vlado.fmf.uni-lj.si/pub/networks/data/
UC Irvine Network Data Repository - http://networkdata.ics.uci.edu/index.html
The Center for Complex Network Research (CCNR) - https://www.barabasilab.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения курса «Анализ социальных сетей и Big Data» необходимо посещение 100% лекционных и лабораторных занятий и интенсивная самостоятельная работа, позволяющая погрузиться в процесс исследования социальных сетей. Требуется обязательное освоение навыков, связанных с работой в программах R, Python, Gefi, Pajek,которые демонстрируются в ходе реализации исследовательского проекта, его защиты.
Для получения зачета студенты готовят научное эссе по теоретическим основам сетевого анализа и практический исследовательский проект.