Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-34-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | способствовать формированию профессионального социолога путем систематического изучения современных массмедиа как социального явления; сформировать представления о принципах, подходах, методах, используемых в социологическом познании средств массовой информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | возможности применения методологии социологии в обобщении и анализе актуальных проблем развития современных массмедиа |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать проблемы современных массмедиа с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения методов социологии и информационных технологий в исследованиях современных массмедиа |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основания изучения средств массовой информации | ||||||
1.1. | Социология современных массмедиа как отрасль социологического знания | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Социология современных массмедиа как отрасль социологического знания | Сам. работа | 2 | 18 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Актуальные проблемы социологического изучения современных массмедиа | Лекции | 2 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Актуальные проблемы социологического изучения современных массмедиа | Практические | 2 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Актуальные проблемы социологического изучения современных массмедиа | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Проблемы развития современных массмедиа | ||||||
2.1. | Массовые коммуникации в системе социологического исследования | Лекции | 2 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Массовые коммуникации в системе социологического исследования | Практические | 2 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Массовые коммуникации в системе социологического исследования | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Теоретические аспекты исследования массмедиа | Лекции | 2 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Теоретические аспекты исследования массмедиа | Практические | 2 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Теоретические аспекты исследования массмедиа | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Прикладные аспекты изучения современных массмедиа | Лекции | 2 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Прикладные аспекты изучения современных массмедиа | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | История развития современных массмедиа | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Методы исследования массмедиа в социологии | Практические | 2 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Методы исследования массмедиа в социологии | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Типология массмедиа | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.13. | Зачет | 2 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Социология современных массмедиа как наука. 2. Типология и функции современных массмедиа. 3. Теоретические концепции социологии современных массмедиа 4. Теоретические концепции коммуникации: символический интеракционизм и драматургический подход. 5. Теоретические концепции коммуникации: инетрпретативный и социальный конструктивизм. 6. Структуралистский анализ современных массмедиа. 7. Спектрально-диалектический подход к современных массмедиа. 8. Концепции информационного общества и общества постмодерна. 9. Эволюция коммуникационных технологий в социуме. 10. Системность коммуникации. Виды коммуникативных систем. 11. Коммуникация как процесс и как структура. Структурные модели 12. Специальные исследования современных массмедиа. 13. Теоретические методы изучения современных массмедиа в социологии. 14. Эмпирические методы изучения современных массмедиа в социологии. 15. Актуальные проблемы изучения современных массмедиа в социологии. 16. Влияние массовых коммуникаций на социальные процессы 17. Социологические исследования аудиторий современных массмедиа. 18. Методологические подходы к социологическому исследованию современных массмедиа. 19. Междисциплинарный характер социологии современных массмедиа 20. Социология коммуникаций и социология современных массмедиа: специфика взаимодействия. Типовые практические задания: 1. Сформулируйте актуальную проблему развития современных массмедиа и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы. 2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования современных массмедиа в рамках социологии. Ответ аргументируйте. 3. Определите общее и различное в понимании роли современных массмедиа в общественных отношениях с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода по отношению к другим дисциплинам. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Адамьянц Т. З. | СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Аверин А.Н. | Социальная коммуникация: учебное пособие | ЭБС «Университетская библиотека online», 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Промежуточная аттестация. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |