МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Территориальная организация общества
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Территориальная организация общества

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04."Государственное и муниципальное управление", утвержденный Министерством образования и науки РФ "10"декабря 2014 № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мищенко В.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мищенко В.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1. Изучение основных методологических положений территориальной организации производства и населения.
2. Обзор основных теорий в области размещения производительных сил и регионального развития.
3. Анализ природных предпосылок социально-экономического развития страны и влияния на него особенностей природных условий и природных ресурсов.
4. Изучение особенностей территориальной организации промышленности, сельского хозяйства, транспортной системы Российской Федерации.
5. Анализ проблем формирования единого экономического пространства, его целей, задач и принципов, а также основных тенденций и особенностей.
6. Изучение подходов к районированию территории страны, основных положений концепции экономического районирования.
7. Развитие представлений о роли специфических условий отдельных регионов при выработке основных направлений региональной политики.
8. Изучение подходов к разработке и реализации основных направлений демографической и социальной политики в России.
9. Анализ важнейших проблем и перспектив интеграции России в мировую экономику.
10. Изучение инструментария региональной диагностики, позволяющего оценить состояние экономики региона, его социальной сферы и окружающей природной среды.
11. Приобретение студентами навыков работы с фактическим материалом, статистическими данными, умение их анализировать применительно к проблемам развития и размещения производства и населения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-2: способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-27: способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.— об основных чертах территориальной организации производительных сил;
— особенностях территориальной структуры и территориальной организации производства и населения в Российской Федерации;
— основных положениях теорий размещения производительных сил и подходов к формированию региональных хозяйственных
комплексов;
— основные тенденции развития государственного управления в сфере территориальной организации населения;
— объективные тенденции социально-экономического развития регионов, сущность новых экономических условий развития и размещения производства и населения;
— основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее
отраслей в России;
— особенности территориальной организации транспортной системы Российской Федерации; — основные характеристики системы расселения;
— основные направления социальной политики;
— сущность программно-целевого подхода к решению проблем развития региона; основные признаки и подходы к классификации проблемных регионов, типы и основные черты региональных программ;
— правовые основы регулирования регионального развития;
— особенностях демографического развития России; основных демографических процессах в России;
— существе государственной социальной политики (цель, задачи, принципы, подходы, механизм реализации);
— целях, задачах, принципах и тенденциях формирования единого экономического пространства;
— сущности региональной диагностики, ее целях и задачах, системе основных экономических,
экологических и социальных индикаторов;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать статистические материалы, характеризующие состояние размещения производства и населения по регионам страны;
— использовать методы выбора наилучших вариантов формирования территориальной структуры производства и населения;
— оценивать различные факторы, влияющие на формирование территориальной организации промышленности и ее отраслей;
— использовать методы прогнозирования социально-экономического развития регионов;
— анализировать основные направления структурных преобразований экономики и системы расселения конкретных регионов в условиях формирования рыночных отношений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- приемами анализа территориальной организации социально-экономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Территория и границы Российской Федерации, как фактор развития российского государства. Природные предпосылки социально экономического развития России. Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов России.
1.1. Территориальная организация населения, как научное направление. Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Территориальная организация населения, как научное направление. Практические 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Природно-ресурсный потенциал России Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Природно-ресурсный потенциал России Практические 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Влияние природно-ресурсного потенциала России на экономические процессы. Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Теории территориальной организации социально-эконеомических процессов Сам. работа 3 12 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Территориальные особенности демографического и этнонационального развития России. Территориальные факторы и особенности развития расселения
2.1. Территориальная организация населения России. Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Территориальная организация населения России. Практические 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Расселение населения и его формы. Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Расселение населения и его формы. Практические 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Расселение насерения в РФ Сам. работа 3 12 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Закономерности территориальной организации производства. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей в России; межзональное разделение труда. Особенности территориальной организации транспортной системы РФ. Основные факторы и особенности развития и размещения сельского хозяйства
3.1. Территориальная организация производства Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Территориальная организация производства Практические 3 6 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Инфраструктурный комплекс Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Пространственная организация отраслей экономики и закономерности определяющие эффективное местоположение отдельных преприятий Сам. работа 3 9 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории; проблемы экономической интеграции. Россия в системе международного (мирового) разделения труда.
4.1. Россия в международном разделении труда Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Россия в международном разделении труда Практические 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Внешнеэкономическая деятельность РФ Сам. работа 3 7 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России. Основные направления развития приграничных районов России. Особенности территориальной организации экономических районов. Алтайский край и его особенности территориальной организации населения.
5.1. Территориальные особенности регионов России. Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Территориальные особенности регионов России. Практические 3 4 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Территориальная организация населения Алтайского края. Лекции 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Территориальная организация населения Алтайского края. Практические 3 2 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Особенности социально-экономического развития отдельных регионов России и Алтайского края. Сам. работа 3 26 ОК-6, ОПК-2, ПК-27 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Осинцева В.М. Территориальная организация населения: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018. https://biblio-online.ru/book/19AE2423-107B-4F8D-B63B-09E81CF29999/territorialnaya-organizaciya-naseleniya
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мамедова, Наталья Александровна Территориальная организация населения: Учебно-практическое пособие Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016 http://znanium.com/catalog/product/612692
Л2.2 Семенов Е. А., Савина А. М. Территориальная организация населения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364870
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 47. Справочная правовая система «Консультант-Плюс»
Э2 48. Справочная правовая система «Гарант»
Э3 Курс в Moodle"Территориальная организация общества" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1823
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.