МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и методы социологического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 48 48
Практические 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 54 54 99 99 153 153
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 180 180 288 288

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика и методы социологического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение методологическим, методическим и организационным основам проведения эмпирических социологических исследований, направленных на получение знания о состоянии и функционировании различных социальных явлений и процессов в современной общественной жизни

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и специфику организации и проведения эмпирического социологического исследования с использованием различных методов обработки и анализа социологической информации
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять программу и проводить эмпирическое социологическое исследование
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками обработки и анализа результатов качественных и количественных социологических исследований с использованием компьютерных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и методические основы проведения эмпирического исследования в социологии
1.1. Общее представление о социологических исследованиях Лекции 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Общее представление о социологических исследованиях Практические 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Общее представление о социологических исследованиях Сам. работа 5 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Предназначение и виды социологических исследований Лекции 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Предназначение и виды социологических исследований Практические 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Предназначение и виды социологических исследований Сам. работа 5 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Программа социологического исследования: предназначение, требования к разработке Лекции 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Программа социологического исследования: предназначение, требования к разработке Практические 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Программа социологического исследования: предназначение, требования к разработке Сам. работа 5 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Теоретико-методологический и методико-инструментальный разделы программы исследования Лекции 5 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Теоретико-методологический и методико-инструментальный разделы программы исследования Практические 5 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Теоретико-методологический и методико-инструментальный разделы программы исследования Сам. работа 5 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Основы измерения в эмпирической социологии Лекции 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Основы измерения в эмпирической социологии Практические 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Основы измерения в эмпирической социологии Сам. работа 5 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Основные виды шкал в эмпирической социологии Лекции 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Основные виды шкал в эмпирической социологии Практические 5 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Основные виды шкал в эмпирической социологии Сам. работа 5 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.19. Выборочный метод в социологии Лекции 5 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.20. Выборочный метод в социологии Практические 5 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. Выборочный метод в социологии Сам. работа 5 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Методы сбора информации в эмпирическом исследовании
2.1. Общее представление об основных методах социологического исследования Лекции 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Общее представление об основных методах социологического исследования Практические 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Общее представление об основных методах социологического исследования Сам. работа 5 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Место и роль качественной стратегии в социологическом исследовании Лекции 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Место и роль качественной стратегии в социологическом исследовании Практические 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Место и роль качественной стратегии в социологическом исследовании Сам. работа 5 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Фокус-группа как метод социологического исследования Лекции 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Фокус-группа как метод социологического исследования Практические 5 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Фокус-группа как метод социологического исследования Сам. работа 5 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Методы исследования случая (case study) и БОУ в качественном социологическом исследовании Лекции 6 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Методы исследования случая (case study) и БОУ в качественном социологическом исследовании Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Методы исследования случая (case study) и БОУ в качественном социологическом исследовании Сам. работа 6 12 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Использование биографического метода и глубинного интервью в социологическом исследовании Лекции 6 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Использование биографического метода и глубинного интервью в социологическом исследовании Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Использование биографического метода и глубинного интервью в социологическом исследовании Сам. работа 6 12 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. Анализ документов в социологическом исследовании Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. Анализ документов в социологическом исследовании Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.18. Анализ документов в социологическом исследовании Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.19. Опросные методы в эмпирической социологии Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.20. Опросные методы в эмпирической социологии Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.21. Опросные методы в эмпирической социологии Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.22. Эксперимент и наблюдение как методы сбора социологической информации Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.23. Эксперимент и наблюдение как методы сбора социологической информации Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.24. Эксперимент и наблюдение как методы сбора социологической информации Сам. работа 6 11 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.25. Социометрия как метод проведения социологического исследования Лекции 6 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.26. Социометрия как метод проведения социологического исследования Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.27. Социометрия как метод проведения социологического исследования Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Обработка и интерпретация эмпирических данных в социологическом исследовании
3.1. Обработка, обобщение и анализ количественной социологической информации Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Обработка, обобщение и анализ количественной социологической информации Практические 6 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Обработка, обобщение и анализ количественной социологической информации Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Основы статистического анализа данных в эмпирической социологии Лекции 6 3 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Основы статистического анализа данных в эмпирической социологии Практические 6 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Основы статистического анализа данных в эмпирической социологии Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Представление результатов социологического исследования Лекции 6 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Представление результатов социологического исследования Практические 6 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.9. Представление результатов социологического исследования Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.10. Специфика анализа результатов в качественных исследованиях Лекции 6 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.11. Специфика анализа результатов в качественных исследованиях Практические 6 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.12. Специфика анализа результатов в качественных исследованиях Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.13. Организационно-техническое обеспечение социологического исследования Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.14. Организационно-техническое обеспечение социологического исследования Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.15. Организационно-техническое обеспечение социологического исследования Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.16. Экзамен 6 27 ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Социальное и социологическое исследование: сходства и различия
2. Теоретические и эмпирические социологические исследования
3. Специфика прикладных социологических исследований
4. Содержание понятий «методология», «метод», «методика», «техника» и «процедура» эмпирического социологического исследования
5. Особенности развития западной эмпирической социологии.
6. Специфика становления отечественной эмпирической социологии.
7. Предназначение и функции социологических исследований.
8. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование.
9. Точечные и повторные социологические исследования.
10. Дополнительные критерии классификации видов социологических исследований.
11. Понятие программы социологического исследования.
12. Основные функции программы социологического исследования.
13. Основные требования к разработке программы социологического исследования.
14. Общие требования к структуре программы социологического исследования.
15. Формулировка темы социологического исследования.
16. Социальная и исследовательская проблемы.
17. Объект и предмет социологического исследования.
18. Цель и задачи социологического исследования.
19. Интерпретация и операционализация основных понятий социологического исследования.
20. Формулировка гипотез в социологическом исследовании.
21. Обоснование метода исследования.
22. Обоснование выборки исследования.
23. Инструментарий социологического исследования.
24. Понятие измерения в эмпирической социологии.
25. Основные этапы поиска эталона измерения.
26. Понятие надежности шкалы в социологии.
27. Номинальная шкала.
28. Порядковая шкала.
29. Интервальная шкала.
30. Измерение социальных установок. Шкала Гуттмана, Терстоуна, Богардуса
31. Основные понятия выборочного метода.
32. Методы случайной (вероятностной) выборки.
33. Методы целенаправленной (невероятностной) выборки.
34. Основные виды ошибки выборки.
35. Процедура ремонта выборки.

Практические задания
1. Графически изобразить взаимосвязь понятий «методология», «методика», «процедура», «метод», «техника».
2. Определить тип шкал представленных вопросов социологической анкеты.
3. Рассчитать объем выборочной совокупности при заданных параметрах доверительного интервала и доверительной вероятности.
4. Сконструировать модель квотной выборки.
5. Составить список выборочной совокупности с использованием механического отбора.
6. Сформулировать по предложенной теме исследования социальную проблему, исследовательскую проблему, объект, предмет и цель исследования.
7. Прооперационализировать понятие. По разработанной операционализации сформулировать описательные и аналитические гипотезы.
8. Сформулировать план по ремонту выборки.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы
1. Социальное и социологическое исследование: сходства и различия
2. Теоретические и эмпирические социологические исследования
3. Специфика прикладных социологических исследований
4. Содержание понятий «методология», «метод», «методика», «техника» и «процедура» эмпирического социологического исследования
5. Особенности развития западной эмпирической социологии.
6. Специфика становления отечественной эмпирической социологии.
7. Предназначение и функции социологических исследований.
8. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование.
9. Точечные и повторные социологические исследования.
10. Дополнительные критерии классификации видов социологических исследований.
11. Понятие программы социологического исследования.
12. Основные функции программы социологического исследования.
13. Основные требования к разработке программы социологического исследования.
14. Общие требования к структуре программы социологического исследования.
15. Формулировка темы социологического исследования.
16. Социальная и исследовательская проблемы.
17. Объект и предмет социологического исследования.
18. Цель и задачи социологического исследования.
19. Интерпретация и операционализация основных понятий социологического исследования.
20. Формулировка гипотез в социологическом исследовании.
21. Обоснование метода исследования.
22. Обоснование выборки исследования.
23. Инструментарий социологического исследования.
24. Понятие измерения в эмпирической социологии.
25. Основные этапы поиска эталона измерения.
26. Понятие надежности шкалы в социологии.
27. Номинальная шкала.
28. Порядковая шкала.
29. Интервальная шкала.
30. Измерение социальных установок. Шкала Гуттмана, Терстоуна, Богардуса
31. Основные понятия выборочного метода.
32. Методы случайной (вероятностной) выборки.
33. Методы целенаправленной (невероятностной) выборки.
34. Основные виды ошибки выборки.
35. Процедура ремонта выборки.
36. Основные различия количественных и качественных методов социологического исследования.
37. Специфика опросных и неопросных методов социологического исследования.
38. Теоретические истоки качественных методов.
39. Современное состояние качественной методологии.
40. Классификация качественных исследований.
41. Обеспечение достоверности и надежности информации в качественном исследовании.
42. Понятие фокус-группы.
43. Основные принципы проведения фокус-групп.
44. Основные этапы проведения фокус-группы.
45. Возможности применения и реализация метода исследования случая (case study).
46. Характеристика метода БОУ.
47. Биографический метод в качественном исследовании.
48. Особенности применения метода глубинное интервью.
49. Разновидности глубинного интервью.
50. Традиционный анализ документов.
51. Основные принципы проведения контент-анализа в социологическом исследовании.
52. Технология проведения контент-анализа в социологическом исследовании.
53. Разновидности опросов в эмпирической социологии.
54. Понятие «эффекта интервьюера» в эмпирической социологии.
55. Экспертный опрос: особенности организации и проведения.
56. Основные требования к составлению опросного инструментария.
57. Общие вопросы организации наблюдения в социологии.
58. Основные разновидности наблюдения.
59. Технология организации эксперимента в эмпирической социологии.
60. Основные разновидности экспериментов в социологии.
61. Общая характеристика социометрии как социологического метода.
62. Технология организации и проведения социометрии.
63. Основные вопросы обработки и интерпретации социометрических данных.
64. Редактирование и кодирование социологической информации.
65. Основы компьютерной обработки первичной социологической информации.
66. Создание макета данных в программе SPSS.
67. Создание массива данных в программе SPSS.
68. Основы построения и анализа одномерных распределений в программе SPSS.
69. Основы построения и анализа двумерных распределений в программе SPSS.
70. Понятие и правила использование регрессионного анализа в социологии.
71. Понятие корреляции в эмпирической социологии.
72. Основы факторного анализа в социологическом исследовании.
73. Основные правила табличного представления социологического исследования.
74. Графическое представление социологической информации.
75. Принципы анализа одномерных и двухмерных распределений.
76. Общие принципы и подходы социологического анализа качественной информации.
77. Обработка и анализ данных фокус-групп.
78. Обработка и анализ глубинных интервью.
79. Обработка и анализ экспертных опросов.
80. Основные документы, необходимые при проведения социологического исследования.
81. Создание сети интервьюеров: основные правила и трудности.
82. Структура и требования к отчету по результатам социологического исследования.
83. Этические требования к проведению социологического исследования.

Практические задания
1. Разработать кодификатор и реализовать контент-анализ 100 рекламных сообщений в печатных СМИ. Цель – определение основных характеристик целевой аудитории рекламы.
2. Разработать дневник наблюдения и провести включенное наблюдение на двух лекционных и двух семинарских занятиях своей группы. Цель – определение вовлеченности студентов в образовательный процесс.
3. Разработать гайд и провести фокус-группу по выбранной тематике.
4. Графически изобразить взаимосвязь понятий «методология», «методика», «процедура», «метод», «техника».
5. Определить тип шкал представленных вопросов социологической анкеты.
6. Рассчитать объем выборочной совокупности при заданных параметрах доверительного интервала и доверительной вероятности.
7. Сконструировать модель квотной выборки.
8. Составить список выборочной совокупности с использованием механического отбора.
9. Сформулировать по предложенной теме исследования социальную проблему, исследовательскую проблему, объект, предмет и цель исследования.
10. Прооперационализировать понятие. По разработанной операционализации сформулировать описательные и аналитические гипотезы.
11. Сформулировать план по ремонту выборки.
12. Разработать макет социологической анкеты.
13. Создать макет и массив данных в программе SPSS
14. Построить одномерные распределения для простого вопроса и вопроса с множественным выбором в программе SPSS.
15. Построить двумерные распределения для простого вопроса и вопроса с множественным выбором в программе SPSS. Оценить значимость связи переменных.
16. Представить результаты социологического исследования в табличной форме.
17. Графически представить результаты социологического исследования.
Рассчитать среднее квадратичное отклонение представленных данных.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Миграционное поведение как стратегия реализации жизненных планов молодежи Алтайского края
2. Ценность здоровья в представлениях студентов АГУ
3. Участие лиц пенсионного возраста в общественной жизни г. Барнаула
4. Современные формы социального протеста студенческой молодежи г. Барнаула
5. Региональная идентичность населения Алтайского края
6. Доверие населения города Барнаула социальным институтам как фактор развития гражданского общества
7. Политическое поведение населения Алтайского края
8. Профессиональные ориентации молодежи Алтайского края
9. Ценностные ориентации и образ жизни среднего класса в Алтайском крае
10. Образ современной городской семьи в представлениях молодежи г. Барнаула
11. Формы и мотивы экопотребления в Алтайском крае
12. Социально-политическая активность студенческой молодежи г. Барнаула
13. Особенности организации досуговой деятельности в разных возрастных группах населения г. Барнаула
14. Современные представления молодежи Алтайского края о феминизме
15. Визуальная среда современного города в представлениях студенческой молодежи
16. Профессиональная самореализация выпускников вузов города Барнаула
17. Образ России и русских в представлениях современной молодежи г. Барнаула
18. Социальные факторы противоправного поведения молодежи в Алтайском крае
19. Местное самоуправление как институт развития социальной активности населения Алтайского края
20. Представления молодежи Алтайского края о здоровом образе жизни в городской среде
21. Состояние и перспективы развития образовательной миграции в Алтайском крае
22. Современное состояние и перспективы развития молодежного рынка труда в Алтайском крае
23. Справедливость российского общества в оценках студентов г. Барнаула
24. Социальная реклама в оценках студенческой молодежи (на примере города Барнаула)
25. Оценка уровня коррупции жителями г. Барнаула
26. Отношение населения г. Барнаула к избирательной системе РФ
27. Феномен сексуальных меньшинств в оценках студентов
28. Критерии негативного девиантного поведения в представлениях сельских жителей
29. Российский средний класс в представлениях студенческой молодежи г. Барнаула
30. Характер вовлеченности студентов факультета социологии АлтГУ в научно-исследовательскую деятельность
31. Мотивы миграции сельской молодежи в города
32. Отношение студенческой молодежи к внешней политике России
33. Отношение студенческой молодежи к социальному феномену чайлдфри
34. Жизненные ценности и цели современной студенческой молодежи
35. Феномен дауншифтинга в оценках студенческой молодежи г. Барнаула
36. Содержание жизненных ценностей современной студенческой молодежи
37. Соотношение традиционных и инновационных форм социальной коммуникации у молодежи и пожилых людей в г. Барнауле
38. Уровень доверия студенческой молодежи г. Барнаула к средствам массовой информации
39. Критерии выбора места отдыха трудоспособными гражданами г. Барнаула
40. Представления о феномене нравственности у современной студенческой молодежи г. Барнаул

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/6005DE17-D25C-4E79-873E-CBF5BF8CE6A5.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3036E11-FA64-49F1-A0C4-BE68809B0930
Л2.2 Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Докторов Б.З. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Методика и методы социологического исследования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
SPSS Statistics 21
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Итоговая работа
Выбор темы социологического исследования должен осуществляться в процессе консультации с преподавателем.
Требования к итоговой работе:
шрифт - Times New Roman, 14 пт
выравнивание – по ширине
интервал между абзацами – 0 пт.
междустрочный интервал – 1,5 строки
отступ первой строки – 1,25
поля: верхнее – 2, левое – 3, нижнее – 2, правое – 1,5
нумерация – внизу страницы по центру
Структура итоговой работы
Часть 1. Программа социологического исследования по теме «…»
Теоретико-методологический раздел программы исследования
Методико-инструментальный раздел программы исследования
Часть 2. Анализ результатов исследования (содержит несколько парагрофов)
При оценивании итоговой работы преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет и экзамен
Студент на зачете и экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет и экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет и экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.