МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Квалификация преступлений против здоровья населения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, УИП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент, Тыдыкова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Квалификация преступлений против здоровья населения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков А.П., д.ю.н., профессор кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков А.П., д.ю.н., профессор кафедры

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является углублённое изучение положений Особенной части уголовного права – главы 25 УК РФ, предусматривающей ответственность за преступления против здоровья населения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-7: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-7
– положения уголовного законодательства, относящиеся к регулированию ответственности за преступления против здоровья населения;
– понятие и признаки преступлений против здоровья населения;
– систему и классификацию преступлений против здоровья населения;
– разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам толкования норм УК РФ, закрепляющих ответственность за преступления против здоровья населения;
– основные научно-теоретические и практические подходы к определению содержания признаков составов преступлений против здоровья населения;
– направления судебной практики по делам о преступлениях против здоровья населения.
– социальное и правое обоснование уголовной ответственности за преступления против здоровья населения;
– международные акты в области борьбы с преступлениями против здоровья населения;
– правовые позиции Конституционного Суда РФ об уголовной ответственности за преступления против здоровья населения;
– историю уголовной ответственности за данные преступления;
– полемичные суждения и подходы к определению содержания признаков составов преступлений против здоровья населения.

ПК-6
– понятие инноваций в сфере уголовно-правовой борьбы с преступлениями против здоровья населения;
– знать общие положения о действии уголовного закона во времени, об обратной силе уголовного закона, иных нормативно-правовых актов, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ по этим вопросам.
– специальные позиции о действии уголовного закона во времени, об обратной силе уголовного закона, иных нормативно-правовых актов, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, выработанные применительно к преступлениям против здоровья населения.
– судебную практику о реализации положений об обратной силе уголовного закона при применении норм, устанавливающих ответственность за преступления против здоровья населения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-7
– толковать и применять законы, содержащие нормы об ответственности за преступления против здоровья населения;
– осуществлять сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм об ответственности за преступления против здоровья населения;
– систематизировать и анализировать признаки отдельных составов преступлений против здоровья, раскрывать содержание каждого признака состава преступления против здоровья населения;
– разграничивать составы преступлений против здоровья населения между собой и отграничивать их от иных смежных составов преступлений;
– обеспечивать соблюдение законодательства об ответственности за преступления против здоровья населения деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
– разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения законодательства об ответственности за преступления против здоровья населения;
– систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство об ответственности за преступления против здоровья населения и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
– давать квалифицированные заключения по вопросам социальной и правовой обоснованности уголовной ответственности за преступления против здоровья населения и толкованию признаков составов данных преступлений с позиций теории социального и правового обоснования закона.
– давать оценку высказанным в литературе предложениям по совершенствованию правоприменительной и уголовного законодательства в сфере охраны здоровья населения;

ПК-6
– воспринимать, анализировать изменения в сфере общественно-опасной деятельности, причиняющей вред здоровью населения, и принимать уголовно-правовые правовые решения соответствующие им;
– применять положения о действии уголовного закона во времени, об обратной силе уголовного закона, иных нормативно-правовых актов, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ применительно к преступлениям против здоровья населения.
– обосновывать предложения de lege lata при изменении в структуре и динамике общественно-опасной деятельности, причиняющей вред здоровью населения.
– самостоятельно вырабатывать предложения de lege ferenda при изменении в структуре и динамике общественно-опасной деятельности, причиняющей вред здоровью населения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-7
– профессиональной терминологией в сфере борьбы с преступлениями против здоровья населения;
– навыками квалификации деяния в качестве преступления против здоровья населения.
– навыками квалификации деяния в качестве преступления против здоровья населения в изменившихся условиях: в случае изменений в позициях высшей судебной инстанции, в уголовном законодательстве, а также в случае изменений структуре и динамике общественно-опасной деятельности, причиняющей вред здоровью населения.

ПК-6
– навыками квалификации деяния в качестве преступления против здоровья населения при изменившихся условиях: в случае изменений структуре и динамике соответствующей преступности, в позициях высшей судебной инстанции, в уголовном законодательстве.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
1.1. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Лекции 2 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Практические 2 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Сам. работа 2 20 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Преступления, связанные с незаконным оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, хищением и контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, а также растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
2.1. Преступления, связанные с незаконным оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, хищением и контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, а также растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Практические 2 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Преступления, связанные с незаконным оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, хищением и контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, а также растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Сам. работа 2 20 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Преступления, связанные со склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, незаконным оборотом сильнодействующих, ядовитых и новых потенциально опасных психоактивных веществ.
3.1. Преступления, связанные со склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, незаконным оборотом сильнодействующих, ядовитых и новых потенциально опасных психоактивных веществ. Практические 2 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Преступления, связанные со склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, незаконным оборотом сильнодействующих, ядовитых и новых потенциально опасных психоактивных веществ. Сам. работа 2 20 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Преступления в сфере производства товаров и оказания услуг, ставящие в опасность здоровье населения.
4.1. Преступления в сфере производства товаров и оказания услуг, ставящие в опасность здоровье населения. Практические 2 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Преступления в сфере производства товаров и оказания услуг, ставящие в опасность здоровье населения. Сам. работа 2 20 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Исторический и сравнительно-правовой аспекты ответственности за преступления против здоровья населения.
5.1. Исторический и сравнительно-правовой аспекты ответственности за преступления против здоровья населения. Сам. работа 2 12 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Контроль
6.1. Зачет Зачет 2 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для подготовки к зачёту:
1. Общая уголовно-правовая характеристика и виды составов преступлений против здоровья населения.
2. Предмет преступлений, предусмотренных ст. 228, 2281 УК РФ: понятие наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
3. Объективная сторона и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ: незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
4. Объективная сторона и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 2281 УК РФ: незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
5. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 2283 УК РФ).
6. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 2284 УК РФ).
7. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки (чч.1-3 ст. 234 УК РФ).
8. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 2341 УК РФ).
9. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 2282 УК РФ).
10. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учёта, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ (ч. 4 ст. 234 УК РФ).
11. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ).
12. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 2291 УК РФ).
13. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых веществ (ст. 2261 УК РФ).
14. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ).
15. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ).
16. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232 УК РФ).
17. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ).
18. Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (ст. 235 УК РФ).
19. Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий (ст. 2351 УК РФ). Отграничение от незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ).
20. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ).
21. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ).
22. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ).
23. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 238.1 УК РФ).
24. Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов
1. Понятие и признаки наркотических средств и психотропных веществ.
2. Понятие, признаки аналогов и производных наркотических средств, психотропных веществ.
3. Понятие растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, частей растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
4. Прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, растения, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, их части, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ как предмет состава преступления, предусмотренного ст. 228.3 УК РФ.
5. Понятие и признаки сильнодействующих и ядовитых веществ.
6. Понятие и признаки новых потенциально опасных психоактивных веществ.
7. Квалификация незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов, растений, частей растений, наркотические средства или психотропные вещества.
8. Квалификация незаконных производства, сбыта или пересылки наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов, растений, частей растений, наркотические средства или психотропные вещества.
9. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ.
10. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 2282 УК РФ.
11. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 234 УК РФ.
12. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 2291 УК РФ.
13. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 2261 УК РФ).
14. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 230 УК РФ.
15. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 231 УК РФ.
16. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ.
17. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 233 УК РФ.
18. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 235 УК РФ.
19. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 2351 УК РФ.
20. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 236 УК РФ.
21. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ.
22. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ.
23. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ.
24. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ.

5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 2.: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018. – 504 с., https://biblio-online.ru/book/5B43E2FB-0011-4721-8 https://biblio-online.ru/book/5B43E2FB-0011-4721-8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Сверчков В.В. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 3 Т. ТОМ 3. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛЫ IX—XII 10-е изд., пер. и доп: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1AD5F50A-5542-4224-89B7-39D7594E1975
Л2.2 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 3. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛ IX: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9DB92371-F1B7-429B-9A01-B89CD4A16E30
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международный комитет по контролю за наркотиками МККН (INCB). http://www.incb.org/
Э2 Международная некоммерческая организация "European Cities Against Drugs" - "Европейские города против наркотиков". http://www.ecad.ru/incb.html
Э3 ФСКН России. Режим доступа http://www.fskn.gov.ru/
Э4 Государственный антинаркотический комитет http://gak.gov.ru/gak.shtml
Э5 Сайт Верховного суда РФ. http://gak.vsrv.ru/gak.shtml
Э6 Электронный образовательный курс на едином образовательном портале АлтГУ "Квалификация преступлений против здоровья населения" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2913
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
Adobe Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины



1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.

2. Методика решения задач
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).



3.Методика решения тестовых заданий
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше


4.Методика выполнения лабораторного практикума
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Выполняется индивидуально и самостоятельно. Сначала необходимо уяснить суть задания, затем собрать и проанализировать необходимый материал, потом оформить результат. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше

5.Методика выполнения практического задания

Практические задания представлены разнообразными вариациями, поэтому методика выполнения каждого предложена в тексте задания.

6. Методика подготовки к промежуточной аттестации (зачету)
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачёт. Зачёт, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке к зачёту.
В период подготовки к зачёту по дисциплине «квалификация преступлений против здоровья населения» студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачёте студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта.
Можно выделить следующие основные требования для успешного прохождения промежуточной аттестации:
1. знание действующего уголовного законодательства и современных тенденций его развития по конкретному вопросу;
2. знание теоретических и правоприменительных подходов по этому вопросу;
3. правильное понимание, толкование и применение соответствующей уголовно-правовой нормы;
4. знание и умение видеть проблемы данной уголовно-правовой нормы;
5. раскрытие различных научных и практических подходов к решению этих проблем, выработка собственной позиции по проблеме.
Студент должен знать, что при выставлении итоговой отметки при прохождении аттестации по дисциплине, кроме ответа на зачёте, также учитываются следующие факторы:
 работа студента во время семинарских / практических занятий;
 результаты контрольных заданий по итогам изучения разделов дисциплины;
 качество подготовленных ответов, дополнений, докладов;
 качество подготовленных письменных работ: индивидуальных домашних заданий, эссе, рефератов и других работ;
 участие в конференциях, круглых столах и иных научных форумах по проблемам предмета учебной дисциплины.