МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционные права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, К.В.Чепрасов

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Н.И.Калашник

Рабочая программа дисциплины
Конституционные права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И.Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И.Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Конституционные права» является формирование комплексного представления о правах, закрепленных Конституцией Российской Федерации и обеспеченных защитой Конституционного Суда РФ, а также оказывающих влияние на большинство отраслей российского права.

Для достижения данной цели определяются следующие задачи: понимать современную теорию конституционных прав, уметь применять ее к новым практическим ситуациям; анализировать нормативное содержание и ограничения конституционных прав, применять соответствующие конституционно-правовые принципы и нормы в правоприменительной практике; приобрести навыки оценки практики Конституционного Суда РФ и иных судебных органов по защите конституционных прав.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять в профессиональной деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, отраслевое законодательство Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, использовать правовые позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также соответствующие положения, содержащиеся в международных договорах и соглашениях, участником которых является Российская Федерация
ПК-3 способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПСК-1.2 способностью к рассмотрению и разрешению дел в порядке конституционного судопроизводства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1:современную доктрину, конституционное законодательство и правоприменительную практику в сфере конституционных прав; правовые позиции Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ в сфере конституционных прав, а также федеральное законодательство и подзаконное нормотворчество.
ПК-3:базовые этические нормы профессиональной деятельности юриста, включая принцип уважения человеческого достоинства.
ПСК-1.2.:терминологию, используемую в сфере конституционной юстиции; сущность, виды и особенности конституционных судов в Российской Федерации и зарубежных странах; порядок формирования, структуру Конституционного Суда Российской Федерации; морально-этические требования, установленные в Кодексе судейской этики; виды конституционного судопроизводства; механизм защиты прав и свобод человека и гражданина посредством конституционного судопроизводства; порядок исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1:правильно применять юридическую терминологию, используемую в сфере конституционных прав при взаимодействии с органами публичной власти; анализировать нормативные правовые акты Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, акты российских судов, затрагивающих конституционные права.
ПК-3:осуществлять свою профессиональную деятельность на основе базовых этических норм, развитого правосознания и правовой культуры, основанных на теории прав человека.
ПСК-1.2.:правильно применять юридическую терминологию, используемую в сфере конституционной юстиции; оценивать соблюдение порядка формирования Конституционного Суда Российской Федерации, проведения конституционного судопроизводства и исполнения решений; оценивать соблюдение морально-этических требований, установленных в Кодексе судейской этики; предупреждать и предотвращать нарушение прав и свобод человека и гражданина в рамках конституционного судопроизводства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1:навыками работы с нормативными правовыми актами нормативные правовые акты Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, акты российских судов, затрагивающих конституционные права
ПК-3:навыками защиты конституционных прав на основе базовых этических норм, развитого правосознания и правовой культуры, основанных на теории прав человека.
ПСК-1.2.:навыками определения нормативных правовых актов, подлежащих применению в конкретном вопросе; навыками определения вида судопроизводства на основании предложенной ситуации; навыками определения вида решения, которое должен принять Конституционный Суд Российской Федерации в конкретной смоделированной ситуации; навыками определения наиболее подходящего способа защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в конституционные права
1.1. Введение в конституционные права Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в конституционные права Практические 3 1 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в конституционные права Сам. работа 3 1 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История конституционных прав
2.1. История конституционных прав Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Концепция и принципы конституционных прав
3.1. Концепция и принципы конституционных прав Практические 3 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Концепция и принципы конституционных прав Сам. работа 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Система и функции конституционных прав
4.1. Система и функции конституционных прав Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Источники конституционных прав
5.1. Источники конституционных прав Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Структура и пределы конституционных прав
6.1. Структура и пределы конституционных прав Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Субъекты конституционных прав
7.1. Субъекты конституционных прав Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Реализация конституционных прав
8.1. Реализация конституционных прав Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
8.2. Реализация конституционных прав Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
8.3. Реализация конституционных прав Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Конституционные личные права
9.1. Конституционные личные права Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Конституционные политические права
10.1. Конституционные политические права Сам. работа 3 3 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Конституционные экономические права
11.1. Конституционные экономические права Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Конституционные трудовые права
12.1. Конституционные трудовые права Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Конституционные социальные права
13.1. Конституционные социальные права Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Конституционные экологические права
14.1. Конституционные экологические права Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 15. Конституционные культурные права
15.1. Конституционные культурные права Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 16. Конституционные процессуальные права
16.1. Конституционные процессуальные права Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 17. Зачет
17.1. Зачет Зачет 3 4 ОПК-1, ПК-3, ПСК-1.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Конституционные права: понятие, материальные и формальные признаки.
2. Классификация конституционных прав: понятие, критерии и общая характеристика.
3. Функции конституционных прав: понятие, значение и виды.
4. Адресаты конституционных прав, их вертикальное и горизонтальное действие.
5. Нормативное содержание конституционных прав: понятие, родственные категории и элементы.
6. Пределы и ограничение конституционных прав: понятие, соотношение и виды.
7. Конституционные обязанности: понятие, соотношение с субъективными правами и виды.
8. Источники конституционных прав: понятие и система.
9. Международные договоры о правах человека: понятие, особенности и виды.
10. Международные обычаи как источники конституционных прав.
11. Общие принципы права и конституционные права.
12. Решения международных судебных органов как вспомогательные средства для определения конституционных прав. Решения Европейского Суд по правам человека.
13. Доктрина как вспомогательное средство для определения конституционных прав.
14. Акты международных институций и конституционные права. Всеобщая Декларация прав человека.
15. Конституция РФ как основной источник конституционных прав.
16. Федеральные законы как источники конституционных прав. Правило «отсылки к закону»: понятие и виды.
17. Указы Президента РФ и акты федеральных органов исполнительной власти как источники конституционных прав.
18. Решения российских судов и конституционные права.
19. Нормативные правовые акты государственные органов субъектов Российской Федерации как источники конституционных прав.
20. Влияние муниципальных правовых актов и корпоративных актов на конституционные права.
21. Основные принципы конституционных прав: понятие, особенности и общая характеристика.
22. Уважение достоинства человеческой личности как принцип конституционных прав.
23. Равенство и запрет дискриминации как принцип конституционных прав.
24. Свобода как принцип конституционных прав. Сочетание индивидуальных и коллективных интересов.
25. Солидарность и социальная справедливость как принципы конституционных прав.
26. Гражданство как принцип конституционных прав и условие (предпосылка) их реализации.
27. Правосудие как принцип конституционных прав и гарантии их реализации.
28. Реализация конституционных прав: понятие, родственные правовые категории и формы.
29. Формальные гарантии защиты конституционных прав: понятие и система. Законность. Правовая определенность.
30. Материальные гарантии защиты конституционных прав: понятие и система. Соразмерность. Сущностное содержание (ядро).
31. Процессуальные гарантии защиты конституционных прав: понятие и система. Доступность и независимость правосудия. Состязательность.
32. Конституционное право на жизнь и запрет смертной казни: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
33. Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
34. Конституционная свобода передвижения и поселения: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
35. Конституционное право на неприкосновенность частной жизни: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
36. Конституционная свобода совести и вероисповедания: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
37. Конституционная свобода мысли и слова: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
38. Конституционное право на объединение: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
39. Конституционное право на собрание: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
40. Конституционное право избирать и быть избранным: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
41. Конституционное право на доступ к государственной службе: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
42. Конституционная свобода предпринимательской деятельности: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
43. Конституционное право собственности: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
44. Конституционная свобода труда: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
45. Конституционное право на социальное обеспечение: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
46. Конституционное право на жилище: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
47. Конституционное право на охрану здоровья: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
48. Конституционное право на благоприятную окружающую среду: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
49. Конституционное право на образование: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
50. Конституционное право на судебную защиту: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нудненко Л.А. Конституционное право России: Учебник М : Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белик В.Н. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ЗАЩИТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Конституционные права" в системе MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1261 portal.edu.asu.ru
Э2 Правительство РФ - http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai/
Э3 Президент РФ - http://www.kremlin.ru/
Э4 Конституционный Суд РФ - http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx
Э5 Федеральное Собрание РФ - http://www.gov.ru/main/page7.html
Э6 Интернет ресурсы международных органов:
Э7 Организация Объединенных Наций - http://www.un.org/ru/
Э8 Европейский суд по права человека - http://www.espch.ru/
Э9 Совет Европы - http://hub.coe.int/
Э10 Постоянное Представительство РФ при Совете Европы - http://www.coe.mid.ru/
Э11 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - http://www.osce.org/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины необходимо: во-первых, глубоко усвоить административно-процессуальные нормы, которыми регулируются важнейшие сферы общественной и государственной жизни нашей страны; во-вторых, знать федеральные конституционные и федеральные законы, регулирующие государственно-правовые отношения и выступающие наряду с Конституцией Российской Федерации важнейшими источниками административно-процессуального права; в-третьих, знать законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют многие сферы государственно-правовой жизни в регионах; в-четвертых, проработать учебную и научную литературу по данной дисциплине.
Успешное изучение учебной дисциплины предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на семинарских занятиях, но и самостоятельную работу над конституционным законодательством, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах.
Самостоятельная работа в процессе подготовки и проведения семинарских занятий предполагает изучение различной литературы, изучение и конспектирование источников, выполнение заданий и тестов, подготовку рефератов и сообщений. Все это способствует развитию у студентов творческой инициативы и способностей устно излагать материал, овладевать научной лексикой, учиться развивать дискуссию с оппонентами.
Обучаемый должен руководствоваться литературой, представленной как в учебно-методическом комплексе по курсу, так и изучать положения рекомендуемых нормативно-правовых актов. Кроме того, обучаемый должен регулярно знакомиться с выпусками «Российской газеты», «Собранием законодательства Российской Федерации». При подготовке к семинарским и практическим занятиям также рекомендуется использовать материалы ведущих периодических изданий, специализирующихся на проблемах права вообще и конституционного права в частности, таких как: «Государство и право», «Российский юридический журнал», «Журнал российского права» и др.
Практическое задание предполагает рассмотрение конкретной жизненной ситуации, правильную юридическую квалификацию, оценку действий участников ситуации и предложение оптимального варианта разрешения спорной ситуации. Студенты должны дома разобрать предложенные практические задания и на аудиторном занятии предложить свой вариант решения. При оценивании выполнения практического задания учитываются: полнота выполнения практического задания; своевременность выполнения задания; последовательность и рациональность выполнения задания; самостоятельность решения; знание судебной практики по рассматриваемой ситуации.