МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология географии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология географии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление о географии как целостной системе взаимодей¬ствия естественных и общественных наук, ее современных теоретических и методологических основах, с постановкой современных теоретических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении
ПК-5 способностью применять методы комплексных географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации, географического прогнозирования, планирования и проектирования природоохранной и хозяйственной деятельности
ПК-11 способностью использовать навыки преподавания географических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия географической науки;
основные положения методологии географической науки;
современные проблемы географической науки;
методы географических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы комплексных географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации;
давать аналитические обзоры публикаций по тематике географической науки;
структурировать информацию для выступления с докладом по определенной тематике;
давать аналитические обзоры публикаций по тематике географической науки;
формулировать цель и задачи исследования;
находить сферы практического применения открытий в фундаментальной науке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обработки, анализа и синтеза географической информации для географического прогнозирования, планирования и проектирования природоохранной и хозяйственной деятельности;
общенаучными методами работы с информацией;
навыками выделить и распознать перспективные направления научных исследований;
навыками получения новых достоверных фактов;
базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями в области географии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История географической науки
1.1. Эволюция взглядов на предмет и содержание географии. Античный этап. Значение эпохи Великих географических открытий. Классический этап. Новый этап и Современный этап. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Географическая картина мира 1 Научная картина мира. 2.Этапы формирования географической картины мира. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Место географии в системе наук. Лекции 7 4 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Современная географическая картина мира. Практические 7 2 ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Роль географических исследований в познании объективного мира. Гносеологические, социальные, культурно-воспитательные и конструк¬тивные задачи географии. Сам. работа 7 20 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Структура и фундаментальные понятия географии
2.1. Структура современной географии в России. Теоретическая география: сущность и важнейшие категории. Концепция территории и территориальной организации природно-общественных геосистем. Концепция территории и территориальных ресурсов. Категория территориальной организации общества. Географи-ческое поле. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Учения природопользования Практические 7 4 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Общегеографические учения и концепции. Географический детер-минизм, индетерминизм и поссибилизм. Учение о географическом положении. Понятия геосистемы, биосферы, географического пространства, поля, границ, ареала, района, иерархии. Концепции физической географии. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Учения физической географии Практические 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Теории пространственного развития в социально-экономической географии. Теория «центральных мест». Диффузия нововведений (инно¬ваций). Теория «полюсов роста» и «центров развития». Региональные исследования. Учения картографии. Учения природопользования. Понятия экономического районирования, территориально-производственного комплекса, территориальной социально-экономической системы, территориальной организации общества, единой системы расселения. Концепция И.Г. Тюнена. Представление об узловом районе. Учение о поляризованном развитии на уровне региона, страны, мира. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Учения экономической географии. Учения картографии. Практические 7 4 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Общенаучные учения, имеющие непосредственное отношение к географии. Учение о ритмах природы. Сам. работа 7 20 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методы географических исследований
3.1. Метод географического описания. Методы полевых географических исследований. Картографический метод. Метод географического районирования. Экспериментальные методы географических исследований. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Моделирование в географии. Физические модели. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Статистические методы в исследовании географических объектов. Экспертные методы в географических исследованиях. Методы географического прогнозирования. Методы социально-экономического и социально-гуманитарного исследования. Лекции 7 2 ПК-5, ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Моделирование в географии. Теоретические модели Практические 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Дистанционные методы исследования географических объектов. Геосистемные методы исследования. Геоинформационные методы исследования. Методы моделирования пространственно-временной структуры геосистем. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Дистанционные методы исследования географических объектов. Геосистемные методы исследования. Геоинформационные методы исследования. Методы моделирования пространственно-временной структуры геосистем. Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Моделирование в географии. Иконические модели Картографические модели Практические 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Географическое прогнозирование Географический прогноз и его сущность (цель и объект, главные подсистемы географического прогноза). Выбор территориальных и временных операционных единиц. Методы географического прогнозирования. Определение точности прогнозирования. Сам. работа 7 26 ПК-5, ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов для самопроверки:
В чем проявляются различия и взаимообусловленное единство объекта и предмета науки?
Каково знамение научного факта в развитии географического
знания? Приведите конкретные примеры географических фактов наблюдения и фактов рационального мышления.
Покажите на примерах из личного опыта научных исследований
(по материалам учебных и производственных практик, курсовых работ и
т.д.), как вы использовали методы наблюдений и методы обобщений на
эмпирическом и теоретическом уровнях познания.
Каково содержание понятия «географическое открытие»? Приведите примеры известных вам теоретических открытий в различных гео¬графических науках.
Определите содержание понятия «географический район». Как и почему различаются процессы районирования и районообразования?
Какова сущность системного подхода и его значение в географи-ческих исследованиях?
Какую роль в научном познании играет гипотеза? Приведите 3-4 примера географических гипотез, «превратившихся» в географические
теории и учения.
Какова сущность категории «научный закон»? Как соотносятся
понятия закон и закономерность?
Каковы особенности и значение категорий «географическое
время» и «географическое пространство»?
Какова сущность концепции территории?
В чем заключается триединство природного ландшафта, насе-ления, хозяйства и каковы основные характеристики каждого из этих компонентов территории?
Каковы основные подходы к оценке территориальных ресурсов?
Охарактеризуйте (на конкретных примерах) главные аспекты
территориальной организации.
Как развивались идеи географического детерминизма? Какова
их роль в решении проблемы взаимоотношений (взаимодействия) природы и человеческого общества?
В чем заключается сущность понятия «географическое положение»? Поче¬му оно является ключевым для всей системы географических наук?
Каковы особенности и научно-практическое значение геоин-форматики?
Как соотносятся и какое имеют методологическое значение хорологическая концепция и концепция пространства - времени в исследо-вании географической оболочки?
В чем заключается суть теории «центральных мест», по В. Кристаллеру? По каким направлениям развивал вышеназванную теорию А. Леша? Каково теоретико-методологическое значение построений этих ученых?
Каковы особенности основных направлений современных ре-гиональных исследований? Какие из них, по вашему мнению, имеют научно-практическое значение на нынешнем этапе социально-экономического развития России?
Каковы компоненты и характерные черты профессионального языка географа?
В чем заключается своеобразие и значение языка карты в гео-графической науке?
В чем заключается сущность моделирования в географических исследованиях? Как различаются вещественные и логические (идеальные) модели? Приведите конкретные примеры этих моделей.
Как вы понимаете роль математики в географии? Все ли виды геосистем «подвластны» математическим методам исследования?
Изучив основные методы географического прогнозирования,
определите, для решения каких конкретных задач (проблем) подходит каждый из них.
Каковы основные виды географической деятельности? Какие из них имеют (должны иметь) наибольшее конструктивное значение?
Выявите, какие основные направления научно-педагогической деятельности развиваются на вашем факультете. Составьте краткую обзорную рецензию научных трудов ученых-географов вашего вуза за последние4-5 лет.
Каковы критерии формирования и сущность научной школы в географии? Составьте краткую характеристику одной из научных школ течественной географии XIX - XX вв. (с указанием ее основателей и их роли в ее создании, выдающихся представителей, главных направлений исследований и важнейших трудов).
В чем заключается процесс экологизации системы географических наук? Найдите в специальной литературе определения некоторых новых пограничных наук, возникших па основе этого процесса.
Какова сущность гуманитаризациигеграфии? Почему этотпроцесс приобретает особо важное значение на современном этапе развития географической науки?
Чем определяется и в чем заключается географизация научного знания и бытия? Как вы понимаете выражение «без географии вы нигде!»?
Почему в конце XX в. появилась необходимость
глобального видения мира, развития глобалистики и глобальной reoгpaфии ?

Перечень примерных вопросов к экзамену
1. Объект, предмет и содержание географической науки.
2. Основы учения о географической среде как объекте единой гео-графии.
3. Проблема целостности географической науки.
4.Экологизация, гуманизация и социологизацияигеография, гло-бализация мышления.
5.Структура географии.
6. Физико-географические науки.
7. Общественно-географические науки.
8. Природно-общественные географические науки.
9.Общая (единая, нерасчлененная, комплексная) география.
10. Основы и особенности процесса географического познания.
11. Общие проблемы методики научного исследования.
12. Понятие процесса познания и построение программы исследо-вания.
13.Классификация методов науки. Методы наблюдения. Эксперимент. Методы обобщения.
14. Географические открытая. Географическая картина мира.
15. Основные географические школы и взгляды их представителейна природу.
16. Систематизации и классификации объекта географических ис-следований.
17.Географическое районирование.
18.Системный подход в географии и основы учения о геосистемах.
19.Сущность и основные направления исследований и области тео-ретической географии.
20. Теоретический компонент географического знания.
21.Географические категории пространства и времени.
22. Концепция территории и территориальной организации природно-общественных геосистем.
23.Общегеографические учения и концепции.
24.Концепции физической географии.
25.Теории пространственного развития в социально-экономической географии.
26. Проблема языка в географии.
27. Моделирование в географии.
28.Географическое прогнозирование.
29. География и общество.
30. Формы географической деятельности.
31. Сеть географических учреждений.
32.Области применения географических знаний.
33. Возрастающая роль географии в современном мире.
34. Новые практические задачи географии.
35. Важнейшие «сквозные» процессы в современной системе гео-графических наук.
36. Географы и их специализация в разных странах.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе:
Системная парадигма в трудах Аристотеля.
Модель мироздания Пифагора.
Влияние ландшафта на формирование мировоззрения исследователя.
Разнообразие как информационное свойство геосистем.
Язык понятий и терминов.
Язык фактов.
Язык цифр.
Язык дат.
Язык географических названий.
Язык географических карт.
Язык образов.
Географы Античности.
География в средневековом Китае.
Картина мира в античное время.
Картина мира в представлении населения средневековой Европе.
Географы мусульманского мира в средние века.
Географические карты эпохи Великих географических открытий.
Александр Гумбольдт – представитель классического этапа развития географии.
Феномен Карла Риттера.
Имануил Кант и теория географии.
Современная географическая картина мира.
Темы рефератов:
Парадигма целостности (единства) географии.
Идеи Э. Реклю и Л. И. Мечникова о сущности и историческом характере влияния географической среды на жизнь человеческого общества.
Идея единства географии как целостной фундаментальной науки
в трудах Ю. Г. Саушкина и В. А. Анучина о географической среде.
Сравните различные подходы к классификации географии как
сложной системы наук, например, системный - Э. Б. Алаева и предметно-географический - В. С. Жекулина.
Роль картографического метода в исследовании геопространства.
Категории «территориальная организация общества» и «территориальная общественная система» и системный подход в географических исследованиях.
Картины мира в системе знаний древних цивилизаций
Значение эпохи Великих географических открытий
Классический этап развития географии и изменение картины мира
Начало Нового времени. Географическая наука в XVII - XIX в в.
Изменение научной картины мира в XIX и XX в. и становление современной географии
Особенности современного этапа развития географической науки
Современная географическая картина мира.
История хозяйственного освоения ландшафтной сферы Земли.
Развитие ландшафтоведение в России и зарубежных странах.
Геосистемная парадигма и концептуальные основы географии.
Нуклиарные системы и проблемы природных границ.
Аналитический обзор литературы об устойчивости ландшафтов.
Современное состояние и перспективы развития ландшафтоведения.
Проблемы ландшафтных границ.
Концепция поляризованного ландшафта.
Бассейновый подход в ландшафтном обустройстве территории.
Методы исследования динамики ландшафтов.
Темы курсовых работ:
История становления хорологической парадигмы и примеры ее применения в современной географии.
Системная парадигма как идейный базис современной науки.
Основные положения теории систем и системные представления в отраслевых географических науках.
Экологическая парадигма и ее роль в науке и образовании.
Парадигма устойчивого развития (методологические подходы и проблемы).
Общенаучные и общегеографические понятия.
Физико-географические и смежные понятия.
Теоретические основы географического ресурсоведения.
Теоретические основы геоэкологии.
Теория географического детерминизма и география населения.
Теоретические основы рекреационной географии.
Теоретические основы медицинской географии.
Географические информационные системы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Перцик Теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6BBDF16E-EB63-4C8A-9692-A09EE75C24F8
Л1.2 М.М. Голубчик Теория и методология географической науки : учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Н. Перцик История, теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 А.Г. Исаченко Теория и методология географической науки: учебник для ВУЗов М.: Академия, 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О.Н. Барышникова История, теория и методология географической науки: учебно-методические пособие Барнаул: АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1609
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.geog.ouc.bc.ca/physgeog/home.html
Э2 www.kluweronlin.com
Э3 www.fao.org/gtos/lnksland.html
Э4 http://ask.usgs.gov/
Э5 Электронная ландшафтная карта СССР,
Э6 Электронная модель рельефа масштаба 1:1000000000;
Э7 Курс в Moodle «Теория и методология географии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.