МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология труда
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 122
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 122 122 122 122
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Евгений Александрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Евгений Александрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.привить студентам знания в области исоциологического изучения труда и компетенции, необходимые для реализации профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.1: Описывает проблемную ситуацию
ПК-2.2: Обосновывает актуальность проекта для решения поставленной проблемы
ПК-2.3: Представляет проектное предложение с предлагаемыми рекомендациями в организацию или орган управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности описания проблемной ситуации в социологии труда
3.2.Уметь:
3.2.1.обосновывать актуальность проекта для решения поставленной проблемы в системе трудовых отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками согласования документации, регламентирующей взаимодействие заказчика и исполнителя социологического исследования в сфере социологии труда

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология труда как наука
1.1. Предмет социологии труда Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет социологии труда Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Предмет социологии труда Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.4. Классическая школа социологии труда Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные теоретические направления в социологии труда Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Потенциал человека
2.1. Структура потенциала человека Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Структура потенциала человека Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Структура потенциала человека Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1
2.4. Качество населения страны и персонала предприятия Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Качество населения страны и персонала предприятия Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социально-трудовые отношения
3.1. Общая характеристика социально-трудовых отношений Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Общая характеристика социально-трудовых отношений Практические 5 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Общая характеристика социально-трудовых отношений Сам. работа 5 18 Л2.1, Л1.1
3.4. Культура труда Сам. работа 5 18 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организационная культура и социально-трудовые отношения
4.1. Понятие организационной культуры. Практические аспекты социологии труда Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие организационной культуры. Практические аспекты социологии труда Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.1
4.3. Управление трудовыми ресурсами ориентацией личности Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Управление риском в социально-трудовых отношениях
5.1. Сущность управления риском в социально-трудовых отношениях. Роль социологии в изучении управления риском в труде Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1
5.2. Зачет 5 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Общее и особенное в стимулировании труда (сравнительный анализ концепций «экономического» человека в начале, в конце XX в. и в начале XXI в.).
2. Трудовая мотивация: сущность, структура и направления изменений.
3. Современный этап научной организации труда: новые формы соединения работника и техники (технологии).
4. Формирование профессионализма – ведущее требование к качеству труда: общее и специфическое в подготовке профессионального работника.
5. Генезис идей и практики санитарно-гигиенических условий труда (от 1920 до 2010-х гг.).
6. От бихевиоризма до необихевиоризма (сущность изменений в анализе и решении проблем социально-психологических отношений на производстве – от Мейо к Миксону).
7. Этапы вовлечения работника в управление производством.
8. Типологии и формы трудовых конфликтов (XX в. – начало XXI в.).
9. Трудовой потенциал: сущность, структура, функции.
10. Основные этапы формирования и развития профессионального образования в России.
11. Характеристика базовых понятий социологии труда в трудах ученых.
12. Человек как субъект трудового процесса.
13. Предмет и структура социологии труда.
14. Социально-личностные резервы труда.
15. Творческие и гражданские резервы труда.
16. Социально-экономические резервы труда.
17. Формирование социальной инфраструктуры.
18. Работник как гражданин.
19. Научные основы социальных резервов труда.
20. Экономическое сознание работников производства.
21. Социально-политический человек и сфера труда.
22. Внепроизводственные факторы, влияющие на эффективность труда.
23. Творчество как грань ресурсов человека-труда.
24. Специфика социологического подхода к изучению труда.
25. Ведущие ученые социологии труда в начале и в конце XX в
Практические задания на зачете:
1. Задача: При эффективном выполнении заданий одним из основных факторов является постановка задач. Руководители ставят задачи перед подчиненными по-разному – с учетом объективных и субъективных факторов. Одни подробно объясняют, что нужно сделать, чтобы решить задачу, при этом, требуя строгого соблюдения инструкций. Других не интересуют способы выполнения задач – для них важны сроки и результат. Они не ограничивают действий подчиненных.
Объясните, какой из предполагаемых ниже вариантов ответов вы считаете наиболее рациональным: 1) постановка задач должна осуществляться с помощью детальной инструкции руководителя; 2) руководитель должен давать лишь общие указания; 3) все зависит от ситуации (профессионализма работников, сплоченности, солидарности, национальности, пола, знака зодиака, географического места нахождения коллектива и т.п.); 4) все зависит от личности руководителя. та.
2. После определения задач руководитель должен решить другой не менее важный вопрос: о соотношении между сложностью поручаемой работы и ресурсами ее исполнителей.
Объясните, какой из приведенных вариантов, на Ваш взгляд, должен выбрать руководитель: 1) возможность выполнения работы должна превышать ее сложность, иначе существует опасность невыполнения работы; 2) возможности выполнения должны быть ниже сложности задачи. Только таким образом можно обеспечить выполнение подчиненными задач; 389 Практикум 3) сложность поставленной задачи должна соответствовать возможностям исполнителей, создавая им определенную повышенную нагрузку.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов
1. Положение рабочих в сфере материального производства (по работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»).
2. Эволюция социальных граней труда (по работам К. Маркса, Ф. Энгельса. соч. т.42).
3. Социальные резервы производства (по работе Ф. Тейлора «Научная организация труда»).
4. Заинтересованность работников в результатах труда как фактор. эффективной деятельности производства (по работе Ф. Тейлора «Научная организация труда»).
5. Концепция «экономического человека» в работах Ф. Тейлора.
6. Стимулирование труда в условиях конвейерного производства (по работам Г. Форда).
7. Условия труда и быта работников на предприятиях Г. Форда.
8. Проблемы профессионального мастерства в работах Г. Форда.
9. Вклад А.К. Гастева в формирование научной организации труда.
10. Трудовой образ и стиль жизни в XIX, XX и начале XXI вв.
11. Социально-технологические проблемы труда в работе Ф. Тейлора.
12. Социально-технологические проблемы труда в работах П.М. Керженцева.
13. Социально-технологические проблемы труда в работах А.К. Гастева.
14. Социальные проблемы условий труда в работах С.Г. Струмилина.
15. Факторы производственной среды как социальные резервы труда.
16. Оценка условий труда на различных этапах развития экономики.
17. Мотивация трудовой деятельности в XX в. и в начале XXI в.
18. Взаимоотношения работников как фактор повышения социально-психологического климата в коллективе.
19. Социально-психологические проблемы в сфере производства.
20. Теория малых групп К. Левина и Я.Л. Морено.
21. Генезис идей участия работников в управлении производством.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   Соц.труда.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. В. Карапетян Социология труда : учебник и практикум Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р. В. Карапетян Социология труда : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.